ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ MOODLE В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СПО

Раздел: Теория и методика преподавания общетехнических дисциплин

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 2

26 февраля 2019 г.

Авторы: Кропотова Мария Юрьевна

УДК 377:004.9

М. Ю. Кропотова

M. Y. Kropotova

Кропотова Мария Юрьевна, преподаватель, ГПОУ «Новокузнецкий педагогический колледж», г. Новокузнецк.

Kropotova Maria Yurievna, teacher, GPOU «Novokuznetsk pedagogical college», Novokuznetsk.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ MOODLE В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СПО

PROSPECTS OF USING THE ELECTRONIC MOODLE SYSTEM IN THE EDUCATIONAL SPACE OF SVE

Аннотация. В статье говорится о том, что в настоящее время электронное обучение является наиболее востребованной технологией, которая используется во многих образовательных организациях во всем мире. Электронное дистанционное обучение, которое базируется на системе Moodle, может значительно дополнить и расширить традиционные формы профессионального образования в России.

Abstract. The article is devoted to e-learning being the most demanded technology nowadays used in many educational institutions all over the world. Distance e-learning based on the Moodle system can greatly supplement and expand the traditional forms of the professional education in Russia.

Ключевые слова: электронное дистанционное обучение, Moodle, среднее профессиональное образование.

Keywords: electronic distance learning, Moodle, secondary vocational education.

 

Благодаря динамичному развитию виртуального пространства, на современном этапе становится возможным использовать виртуальную среду для организации в ней электронного образовательного процесса.

Развитие электронного обучения в Российской Федерации получило законодательную поддержку в рамках закона «Об образовании», в соответствии с которым «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [3].

Одним из вариантов использования таких современных информационных технологий является пакет Moodle, который представляет собой систему управления содержимым сайта, специально разработанный для создания качественных online-курсов преподавателями [2].

Этот распространяемый программный комплекс по своим функциональным возможностям, простоте освоения и удобству использования удовлетворяет большинству требований, предъявляемых пользователями к системам электронного обучения.

Moodle предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости. В настоящий момент систему Moodle уже используют многие крупнейшие университеты мира и России [1].

Данная система на современном этапе, к сожалению, не достаточно активно используется в системе СПО (среднее профессиональное образование). Для ее использования необходимо с начало существенно изменить подходы к организации образовательного процесса. Организация электронного дистанционного обучения в системе СПО с использованием образовательной среды Moodle смогла бы не только помочь преподавателям в реализации ФГОС СПО нового поколения, но и привлекла в будущем новых студентов с помощью именно дистанционных форм обучения.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи система Moodle откроет возможность индивидуализировать процесс обучения для каждого обучающегося.

Этот способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях: при выполнении проектов и исследовательских работ; при заочной (экстернатной) форме обучения; при работе с одаренными обучающимися (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня); при работе с обучающимися из «группы риска» (индивидуальные задания под контролем родителей); сетевое взаимодействие (выполнение заданий подгруппами) [4].

Рассмотрим и другие положительные стороны данной системы. В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет, студенты не привязаны к конкретному месту и времени, они могут «двигаться» по материалу в собственном темпе из любой части земного шара. Электронный формат позволяет использовать в качестве «учебника» не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата, от статьи в Википедии, до видеоролика на YouTube. Все материалы курса хранятся в системе, их можно организовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок.

Moodle ориентирована на совместную работу и в системе для этого предусмотрена масса инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы. При этом обучение можно осуществлять как асинхронно, когда каждый студент изучает материал в собственном темпе, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн-лекции и семинары.

Система поддерживает обмен файлами любых форматов, как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами.

В форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях, можно обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени.   Рассылки оперативно информируют всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Не нужно писать каждому студенту о новом задании, группа получит уведомления автоматически.

Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя. Также в системе можно контролировать «посещаемость», активность студентов, время их учебной работы в сети.

В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику по студентам: кто скачал материал, какие домашние здания сделал, какие оценки по тестам получил. Благодаря такой организованной работе преподавателю намного проще становится понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения.

Таким образом, в Moodle есть решения для всех возможных задач управления учебным процессом. Если готового решения пока нет или оно несовершенно, функционал системы можно легко расширить.

Список литературы

  1. Анисимов, А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: Учебное пособие [Текст] / А. М. Анисимов. – Харьков : ХНАГХ, 2008. – 275 с.
  2. Белозубов, А. В. Система дистанционного обучения Moodle: Учебно-методическое пособие [Текст]. / А. В. Белозубов, Д. Г Николаев. – СПб., 2007. – 108 с.
  3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 28.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. От 29.07.2017) // Гарант. – 2017. – 18 декабря.
  4. Moodle – система дистанционного обучения [Электронный ресурс]. // Открытые технологии. – Режим доступа : https://opentechnology.ru//products/moodle.
PDF