Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Автор: Ю. А. Золотухина
Раздел: Теория и методика преподавания общетехнических дисциплин

УДК [373.5.016:57]:004

Ю. А. Золотухина

Y. А. Zolotukhina

Золотухина Юлия Александровна, учитель географии и биологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», г. Новокузнецк.

Zolotukhina Y.А., teacher of geography and biology MBOW «Secondary school No. 6», Novokuznetsk.

ИНТЕГРАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

INTEGRATING TECHNOLOGY PROBLEM-DIALOGICAL LEARNING AND INFORMATION TECHNOLOGY BIOLOGY LESSONS

Аннотация. Представлены преимущества внедрения в педагогическую практику проблемно-диалоговых и информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии при получении основного общего образования.

Abstract. The article presents the advantages of introduction in pedagogical practice problem-dialog and information communication technology biology lessons when you receive basic general education.

Ключевые слова: проблемно-диалогическая технология, информационно-коммуникационные технологии, проблемные вопросы.

Keywords: task-dialogicheskaja technology, information and communication technology issues.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то и в жизни он будет только подражать, копировать»
Л. Н. Толстой

Изменения, происходящие сегодня в образовании, направлены на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации. Они требуют от учителя перехода от традиционных методов обучения к новым. В связи с этим возникла необходимость использования в учебном процессе новых образовательных технологий, предполагающих исследовательскую деятельность ученика на уроке.

В условиях перехода на ФГОС ООО методика преподавания в современной школе переживает сложный период. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции. Более востребованными оказываются результаты не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, самостоятельно приобретать знания.

Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. [5]

Находчивость, сообразительность, способность к нестандартным ситуациям, проблемное видение, мобильность, гибкость ума, информационная и коммуникативная культура, а зачастую – чувство юмора, способность к компромиссам, к творческой переработке все возрастающей информации и ее компетентному использованию в практике, самоответственность, любознательность, активность, смелость, стремление к открытию нового для себя – вот основные параметры современной личности.

В настоящее время выделяют множество современных педагогических технологий: проблемная, проектная, информационно-коммуникационная, кейс, здоровьесберегающая и др.

Я применяю на своих уроках биологии в основном проблемно-диалогическую технологию, которая дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики умели ставить и решать проблемы, и информационно-коммуникационную технологию, которая способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения и обеспечению гармоничного развития личности. Эта технология помогает правильно ориентироваться в информационном пространстве, а также представить имеющийся опыт и выявлять его результативность [2, 3, 5].

Проблемно-диалогическая технология позволяет заменить традиционное объяснение материала учителем на самостоятельное открытие новых знаний учениками. Вместо объявления темы урок начинается с создания проблемной ситуации – ученикам предъявляются два противоречивых мнения, факта. Осознание противоречия вызывает удивление, а вопросы учителя ориентируют учеников на самостоятельное формулирование и поиск учебной проблемы и ее решения – основного вопроса урока, вытекающего из противоречия.

Активно использует технологию проблемного обучения на разных этапах урока: на этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности, при постановке учебной задачи, а также при построении проекта выхода из затруднения и рефлексии деятельности и т.п.

Проблемные вопросы, поставленные перед учащимися, побуждают их к действию, обучают умению самостоятельно решать проблемы, намечать план поиска решения. Кроме того, проблемная ситуация на уроке приучает детей к анализу, креативному взгляду на вопросы.

Примером может послужить изучение новой темы «Скелет – опора организмов» на уроках биологии в 6 классах.

На столах обучающихся лежит раздаточный материал из раковин моллюсков и улиток, отдельных позвонков с разных отделов позвоночника. Учитель задает вопросы, помогающие в раскрытии темы урока, обучающие дают ответы на вопросы:

  • На что это похоже? (раковины моллюсков, улиток, части позвоночника);
  • Где это расположено у живых организмов? (в организмах этих животных);
  • Так внутри или снаружи? (у одних организмов внутри, у других снаружи);
  • А нужны ли они этим организмам? (да);
  • И если нужны, то зачем? (для защиты организмов, для каркаса);
  • Как вы думаете, какая у нас сегодня тема? (защита организмов, скелет).

Таким образом, обучающиеся подводятся к теме урока. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Для создания проблемной ситуации может послужить прием, когда учитель сталкивает разные мнения учеников, которые появились от одного проблемного вопроса, и который создал проблемную ситуацию:

  • Ребята, может ли животное поднять груз больше своего веса? (да, нет);
  • Что помогает им? (прочный организм, крепкий скелет);
  • Вы видели, как спортсмены могут поднимать тяжелые штанги. Ученые доказали, что берцовая кость человека может выдержать груз в 1250 кг.

Далее обучающиеся дают ответы на вопросы и делают формулировку учебной проблемы.

Преимущества технологии проблемного обучения:

  • результативность, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей младших школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий;
  • здоровьесберегающий характер, потому что позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний;
  • носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени [1].

Используя ИКТ при организации учебной деятельности, мы получаем возможность искать информацию в разных источниках, пользоваться ею и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания [3].

Примером может послужить тот же урок по теме «Скелет – опора организмов» по биологии в 6 классах с применением презентации. В ней представлены иллюстрации скелетов разных животных, где обучающиеся образно дополняют свои знания, но и интерактивно работают на выполнение предложенного задания, например, – распределение изображения скелетов животных на две группы (обучающиеся на слайде распределяют по средством перетаскивания изображений в две группы).

После чего, ученикам предлагается перенести выполненное задание в тетрадь в виде схемы и самостоятельно подписать название этих групп. Работа происходит в группах и использованием текста учебника. Далее происходит обсуждение ответов по подгруппам и сравнение с образцом правильного ответа, представленного на следующем слайде презентации. Ученики сравнивают свои ответы с образцом, исправляют неверные ответы.

Таким образом интеграция проблемно-диалогического и информационные технологии способствуют: повышению интереса к учебе; обеспечивают развивающий эффект и мотивацию учения; не допускают переутомления на уроке; обеспечивают атмосферу сотрудничества учителя и ученика; развивают речь и логическое мышление; развивают личность ребенка, его творческие способности и интерес к предметам; вырабатывают активную позицию детей, – что помогают учителю выполнить одну из важных задач – формировать у учащихся самостоятельную познавательность, активное, творческое мышление. Развитие же таковых способностей может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения [4].

Список литературы

  1. Направление СОТ : проблемно-диалогическая технология [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://infourok.ru (дата обращения : 28.12.2018).
  2. Педагогические технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://ru.wikipedia.org (дата обращения : 28.12.2018).
  3. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ext.spb.ru (дата обращения : 28.12.2018).
  4. Клюев, В. Н. Технология проблемно-диалогического обучения [Электронный ресурс]. / В. Н. Клюев. – Режим доступа : https://multiurok.ru (дата обращения : 28.12.2018).
  5. Технология проблемно-диалогического обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://nsportal.ru (дата обращения : 28.12.2018).
Теги: проблемно-диалогическая технология, информационно-коммуникационные технологии, проблемные вопросы, task-dialogicheskaja technology, information and communication technology issues

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация