ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОО НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Раздел: Теория и методика преподавания общетехнических дисциплин

Журнал: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Часть 2

26 февраля 2019 г.

Авторы: Антоненко Ольга Андреевна , Першина Марина Алексеевна

УДК [37.016:811]:004

О. А. Антоненко, М. А. Першина

O. А. Antonenko, M. А. Pershina

Антоненко Ольга Андреевна, Першина Марина Алексеевна, учителя иностранного языка, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», г. Новокузнецк.

Antonenko Olga Andreevna, Pershina Marina Alekseevna, foreign language teacher, MBOW «Secondary school No. 6», Novokuznetsk.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОО НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

INTERACTIVE TEZNOLOGII AS A WAY TO IMPLEMENT GEF OO LANGUAGE LESSONS

Аннотация. Представлены преимущества внедрения в педагогическую практику интерактивных педагогических технологий на уроках иностранного языка при получении основного общего образования.

Abstract. The article presents the advantages of introduction in pedagogical practice of interactive teaching technologies to foreign language lessons when you receive basic general education.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, интерактивные технологии, диалоговые формы работы.

Keywords: personality-oriented approach, interactive technologies, interactive forms of work.

 

В настоящее время школа в нашей стране переживает серьезные преобразования. Федеральный государственный образовательный стандарт сменил парадигму знаний, умений, навыков [4]. Формирование у обучающихся мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности является одной из основных задач преподавателей. Основной стратегией обучения становится личностно-ориентированный подход, ставящий личность ребенка, его возможности и способности, склонности и потребности в центр учебно-воспитательного процесса. Применение учителем современных образовательных технологий способствует развитию личностных особенностей от уровня образовательного стандарта до уровня творческого.

Современному обществу нужны люди, которые могут самостоятельно мыслить, способные к самореализации на основе объективной самооценки. Главная задача современной школы – раскрытие потенциальных возможностей и способностей учащихся, подготовка человека к самостоятельной жизни. Выпускнику школы необходимо решать реальные задачи в противоречивых и сложных условиях современного бытия.

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий, которые предполагают использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих активизировать творческий потенциал учащихся. На наш взгляд наиболее соответствуют поставленным целям интерактивные технологии, главной отличительной чертой которых является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

Интерактивные технологии – технологии, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Однако в последнем случае меняется характер взаимодействия: активность педагога уступает место активности обучаемых [3].

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Интерактивные технологии предполагают: диалоговое обучение, приобретение самостоятельно добытого пережитого знания и умения, развитие критического мышления, развитие умения решать проблемы, формирование личностных качеств учащихся [1].

Такое обучение одновременно решает несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса обучения, решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность; развивает общие учебные умения и навыки обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде [1].

Одним из методов интерактивного обучения является групповая работа. Групповая работа – это обучение детей в сотрудничестве [2]. Мы используем данный вид работы на уроках иностранного языка для того чтобы повысить эффективность обучения, заинтересовать детей.

Интерактивное обучение, на наш взгляд, создает условия для развития навыков говорения учащихся. Учащиеся обмениваются различными идеями, информацией, учатся друг у друга. Диалог предполагает интерактивное обучение, в ходе которого происходит взаимодействие учителя и ученика. А это, в свою очередь, приводит к взаимодействию, взаимопониманию и к решению общих задач. Для этих целей, также мы проводим работу с учениками в парах и малых группах. Таким образом, вовлекаются в работу не только сильные, но и слабые ученики. При этом все учащиеся получают возможность работать вместе, практиковать навыки сотрудничества, умение слушать, а впоследствии и приходить к общему мнению. Постепенно, даже самые малоактивные дети становятся более активными и заинтересованными.

Для формирования динамических групп на уроке мы рекомендуем использовать следующие приёмы: жребий с карточками разных цветов – учащиеся объединяются по цветам; мозаика из текста – учащиеся объединяются, составив текст; по времени года, в котором родился ребёнок. Как правило, получаются четыре группы по три человека.

Группам необходимо выполнить какое-либо задание, например: обсудить и решить, какая еда является полезной, а какая еда является вредной для нашего здоровья, нарисовать тарелки с данной едой и представить эту работу в виде презентации с последующей защитой и аргументами. Группа никогда не работает в постоянном составе. На протяжении всего процесса обучения группы учеников смешиваются так, чтобы состав детей всегда менялся. Это необходимо для сплоченной и слаженной работы, создания атмосферы сотрудничества, для обмена мнениями. В ходе работы у ребят возникает чувство взаимной поддержки.

Работа в парах постоянно организовывается на наших уроках. Ученики обсуждают какую-либо тему, например «Travelling» и составляют диалог о том, каким они видят своё путешествие. Диалоги учащихся получаются очень интересными. Для того чтобы все ребята справились с диалогом, мы заранее заготавливаем фразы-клише для более «слабых» учащихся, которые они могли бы использовать в своей речи.

Задача учителя иностранного языка заключается в том, чтобы развить навыки говорения учащихся. Это – довольно сложно. Однако такие формы работы с учащимися, как работа в паре, групповая работа, интервью, дебаты являются методами развития навыков говорения учащихся, дающими положительный результат на наших уроках.

Стоит отметить, что метод дебатов является очень сложным для детей и его следует применять либо в старших классах, либо когда ученики уже имеют опыт работы в группах. Для учителя данный метод является не менее сложным, так как требует правильного выбора темы, ее постановки, распределение ролей между учащимися. И в случае, если дебаты имеют успех, тогда у учеников будут развиваться все четыре вида речевой деятельности: говорение, чтение, письмо и аудирование, к чему так стремятся все учителя иностранного языка.

Проводя дебаты, учитель стремится к тому, чтобы учащиеся формировали умение выступления перед аудиторией, умели вести дискуссию. Хочется отметить, что данный метод обучения вызывает у учеников интерес, так как обсуждаемые темы всегда тесно связаны с жизненными проблемами, например «Система образования Великобритании и России», «Политическое устройство Великобритании и России», «Выбор профессии» и другие.

Диалогическое обучение на каждом нашем уроке начинается с постановки темы и определения целей и задач урока самими учащимися. После отработки речевой зарядки, ученикам задаются вопросы, которые предполагают краткий ответ и развернутый ответ с объяснениями своей точки зрения. Например: «Do you like to eat porridge? Why? Do you think it is a healthy food?»

Речевая разминка на уроке выступает, как один из способов улучшить навыки произношения учащихся, подготовить их артикуляционный аппарат к активной речевой деятельности. Так, например, после отработки пословицы, мы ведём с учениками диалог, в ходе которого задаются вопросы по содержанию речевой разминки. При ответах на вопросы типа «Why?», «What do you think?», «Explain …», формируется умение рассуждать, анализировать, делать выводы. Посредством этого развивается также и критическое мышление учеников.

Диалоговое обучение позволяет обогащать устную и письменную речь учащихся, пополнять активный запас слов. Например, перед учениками ставятся вопросы о том, как они понимают слово «Семья». Используя стратегию «Мозговой штурм», создаём проблемную ситуацию в классе, предложив им вопросы, касающиеся принципов критического мышления и диалогового обучения: Как вы думаете, а какими красками можно «нарисовать» семью? Как вы представляете, какая музыка может звучать, когда речь идет о семье? Какая погода может сравниться с семьей?

Одним из заданий на уроке может быть сравнение двух грамматических времен – простого настоящего времени и настоящего длительного времени. Это задание ребята выполняют в группах. Ученикам раздаются карточки с предложениями, которые нужно поместить в соответствующую колонку. Учащиеся вступают в диалог друг с другом, впоследствии приходят к одному решению.

Еще одной формой группового общения, где можно научить учащихся диалогу, является ролевая игра, в ходе которой обсуждаются интересные для учащихся вопросы. Учитель сам распределяет роли для каждого из своих учеников, учитывая возможности и способности того или иного ребенка. Ученик, увлеченный своей новой ролью, проникается ей, что преодолевает чувство страха и смело говорит и рассуждает на английском языке, не боясь допустить ту или иную ошибку.

Ролевая игра как форма работы считается сложной, потому что ученикам приходится рассуждать на иностранном языке, а это, в свою очередь будет доставлять некоторые трудности тем учащимся, словарный запас которых находится на недостаточно высоком уровне. Однако учитель может помочь справиться с данной проблемой с помощью специальных упражнений. Мы учим ребят задавать вопросы на иностранном языке, пусть даже они при этом будут допускать некоторые ошибки. Неточности мы исправляем вместе с учениками. Самое главное здесь – это дать ученику возможность «раскрепоститься», не бояться выразить свое мнение. Постепенно ребенок придет к тому, что он непринужденно сможет общаться на иностранном языке.

 В дальнейшем мы планируем продолжить внедрение в собственную педагогическую практику таким форм обучения. Мы убедились, что когда ученики обсуждают проблему в парах или в группах, такой диалог получается эффективным, так как он способствует повышению мотивации к обучению, учит детей объективно оценивать себя и других учащихся.

Работая в группе, ученики проявляют самостоятельность, дети помогают друг другу, исправляют ошибки в высказывании одноклассников. Групповую работу мы стараемся применять практически на каждом уроке. Ученики работают с текстом, составляют предложения из отдельных слов, ведут диалог, проявляют речевую самостоятельность. Данный вид работы благотворно влияет на развитие у учащихся мышления более высокого уровня, развивает саморегуляцию. При проверке рассказа, который получается, у ребят из других групп есть возможность посмотреть, как можно выразить мысли иначе.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что диалог на уроке – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику развивать свои интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, это способ отношений, это форма взаимодействия, позволяющая искать истину вместе.

Практика нашей работы показала, что использование на уроках интерактивного обучения способствует формированию умения определять и отстаивать свою позицию, развивает умения ораторского мастерства и лидерские качества. Использование данной технологии способствует созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п. Оценка деятельности ученика происходит не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.

Список литературы

  1. Кукушин, В. С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей [Текст] / В.С. Кукушин, под общей ред. В. С. Кукушина. – Серия «Педагогическое образование». – Москва: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2004. – 336 с.
  2. Литонина, Н. В. Интерактивные формы работы над текстом для чтения на иностранном языке в системе дистанционного обучения Moodle [Текст] / Н. В. Литонина; Иностранные языки в школе – 2013. – № 10. – С. 53–59.
  3. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / А. П. Панфилова; 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 192с.
  4. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 4-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2016. – 48 с.
PDF