ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Раздел: Проблемы и перспективы современного образования в предметных областях «Физика» и «Технология»

Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 1

27 марта 2019 г.

Авторы: Кель Ольга Михайловна

УДК 373.5.016:62

О. М. Кель

О. М. Kel

Кель Ольга Михайловна, учитель технологии, МБОУ «Атамановская СОШ», Новокузнецкий район.

Kel Olga Michailovna, technology teacher, MBOU «Atamanovskaya SOSH», Novokuznetsk district.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА ПО ТЕХНОЛОГИИ

FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN THE IMPLEMENTATION OF GROUP TECHNOLOGY PROJECT

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников в процессе выполнения групповых проектов по технологии.

Annotation. The article is devoted to the problem of formation of communicative universal educational actions of schoolchildren in the process of implementation of group projects on technology.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, технология, групповой проект.

Keywords: communicative universal educational actions, technology, group project.

 

Стремительные изменения в современной жизни предъявляют новые требования к современному человеку. В современном динамичном мире для успешной жизнедеятельности невозможно без прочных знаний и умений и способности выстраивать коммуникативное взаимодействие, вести продуктивное общение. Это одна из задач, стоящих перед школой. Умение слушать других людей, вступать в диалог, грамотно отстаивать сою точку зрения, сотрудничать со сверстниками и взрослыми – это то, что обеспечивает социальную компетентность и высокий уровень коммуникативных действий.

В условиях образовательного процесса формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно, поэтому, если обучающиеся испытывают затруднения при общении со сверстниками, учителями, то будут затруднения при выполнении учебных задач, а, следовательно, затруднена и адаптация в социуме. Особенно ярко это проявляется при переходе обучающихся из начальной школы в среднее звено. Пятиклассники сталкиваются со многими коммуникативными проблемами: новый коллектив, новые предметы и учителя, другие, более старшие, обучающиеся. Одна из задач, стоящих перед педагогом, помочь адаптироваться детям в новой среде.

Не исключением становятся уроки технологии, где развитию социальных умений и навыков у детей способствует работа в группах, выполнение групповых творческих проектов, участие в художественных и творческих конкурсах. Проблемы, возникающие при выполнении практических заданий, заставляют ребенка искать ответы в различных источниках, спрашивать у учителей, одноклассников, родителей, развивается умение проводить самооценку и самоанализ выполненной работы. Поэтому учителю на уроках технологии для активного включения пятиклассников в речевую деятельность необходимо создать условия для самореализации, успешности, сотрудничества над решением возникшей проблемы [1].

В своей работе практикую выполнение групповых творческих проектов, в ходе которых обучающиеся включаются в коммуникативное взаимодействие:

  • планируют взаимодействие с учителем и одноклассниками, определяют цели проекта, распределяют функции и последовательность работы;
  • совместно участвуют в сборе и обработке информации, ставят вопросы и ищут на них ответы;
  • учатся полно и точно выражать свои мысли, учитывать мнение партнеров по проекту, доказывать свою точку зрения;
  • учатся разрешать конфликты, выявляя проблему и пути ее решения;
  • овладевают монологической (при защите проекта) и диалогическими формами речи.

В итоге формируются коммуникативные умения:

  • самостоятельно изучать литературу, выбирать необходимую информацию;
  • выражать свои мысли в письменной или устной форме, точно, компактно, без искажений;
  • слушать, понимать услышанное и задавать вопросы к услышанному;
  • работать в сотрудничестве.

Таким образом, при выполнении групповых проектов по технологии, формируются коммуникативные универсальные учебные действия, которые могут быть разделены на три группы.

Первая группа – коммуникации, направленные на учет позиции собеседника, либо партнера по проекту. Столкновение различных точек зрения при выполнении проекта неизбежно. В процессе споров и поиска общих договоренностей дети учатся не только учитывать, но и предвидеть разные возможные мнения других людей, обосновывать и доказывать свое мнение. Происходит преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях.

Вторую группу образуют действия, направленные на сотрудничество, кооперацию. Ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий на достижение общей цели. Умение договариваться и находить общее решение, умение не просто высказывать свое мнение, но аргументировать, убеждать и уступать партнерам, способность сохранять доброжелательные отношения во время спора и брать на себя инициативу в организации совместной деятельности – главные показатели развития коммуникативных универсальных учебных действий.

Речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям образуют третью группу коммуникативных универсальных учебных действий. При выполнении группового проекта дети учатся строить высказывания, задавать вопросы и отвечать на них, проговаривать последовательность выполнения технологических операций, доносить до слушателей результаты выполненной работы, раскрывая особенности хода выполнения проекта, давать оценку своей работе и работе одноклассников, проводить анкетирование, оформлять проектную документацию.

Поэтому, участие школьников в групповой проектной деятельности на уроках технологии успешно влияет на формирование коммуникативных действий, проявляющиеся в коммуникативных способностях: у ребенка появляется желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»), ребенок знает нормы и правила общения с окружающими («Я знаю!»), ребенок умеет организовывать общение, слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации (« Я умею!»).

Список литературы

  1. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя [Текст]. / К. Н. Поливанова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – 192 с.
PDF