ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Раздел: Проблемы и перспективы современного образования в предметных областях «Физика» и «Технология»

Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 1

27 марта 2019 г.

Авторы: Рогалева Елена Владимировна , Третьякова Людмила Робертовна , Тимошенко Александр Иванович

УДК 378.14

Е. В. Рогалева, А. И. Тимошенко, Л. Р. Третьякова

E. V. Rogaleva, A. I. Timoshenko, L. R. Tretyakova

Рогалева Елена Владимировна, к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск, Россия.
Тимошенко Александр Иванович, д.п.н., профессор, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск, Россия.
Третьякова Людмила Робертовна, к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», г. Иркутск, Россия.
Rogaleva E. V., Timoshenko A. I., Tretyakova L. R., Irkutsk state university, Irkutsk, Russia.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF THE SUBJECT AREA «TECHNOLOGY» IN THE IRKUTSK REGION

Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы преподавания предметной области «Технология» и перспективы совершенствования содержания учебного предмета, которые базируются на нормативных документах российского законодательства.

Annotation. The article deals with modern problems of teaching the subject area «Technology» and the prospects for improving the content of the academic subject, which are based on normative documents of the Russian legislation.

Ключевые слова: технология, технологическое образование, концепция, содержание.

Keywords: technology, technological education, concept, content.

 

Еще в 1993 году вместо уроков трудового обучения в базисный учебный план школы была включена образовательная область «Технология» (позднее технология стала предметной областью). Но, к сожалению, за 25 лет большинство обывателей не поменяли представление о содержании этого предмета, общественное мнение воспринимает технологию как труд, а по отношению к учителю технологии сохраняется неверно сформированный стереотип трудовика.

В настоящее время в процессе обучения технологии обучающиеся осваивают разные виды предметно-практической деятельности, решая при этом проектные, конструкторские, технологические, исследовательские, дизайнерские и другие задачи, которые нашли отражение в двух направлениях подготовки: «Технологии ведения дома» и «Индустриальные технологии». Можно выделить следующие особенности преподавания уроков технологии в Иркутской области:

  • При выборе направления подготовки гендерный фактор не является ведущим. Все чаще мальчики 5-7 классов для изучения технологии выбирают разделы, связанные с кулинарией, швейным делом, а девочки, с дерево- и металлообработкой.
  • В малокомплектных школах, и школах, где в классе менее 20 учащихся уроки технологии проводятся совместно для мальчиков и девочек.
  • За счет вариативной части отдельные педагоги включают в содержание подготовки по технологии модули «Робототехника» и «Инженерный дизайн».
  • Началось оснащение учебных мастерских школ современным оборудованием (станки с ЧПУ, швейные машины с программным управлением).
  • Ряд школ принимает участие в движении World Skills Russia и программе JuniorSkills.

Однако существующее на сегодняшний день содержание технологической подготовки ориентировано на традиционные материалы и технологии их обработки (древесина и металл – для мальчиков, ткань и пищевые продукты – для девочек).

Несоответствие существующего содержания обучения современным технологиям и материалам, угасание интереса школьников к ручным технологиям обработки материалов является одной из ключевых причин продолжающейся модернизации содержания и технологий в технологическом образовании школьников.

Кроме того, можно отметить низкий уровень технологической подготовки школьников, снижающий эффективность их профессиональной подготовки в колледжах и вузах, низкий статус предметной области «Технология» в школе и в обществе.

В последние два года активно обсуждаются направления развития технологического образования школьников. Это связано с новыми требованиями современного общества к грамотности и компетентности личности и запросом работодателей на подготовку инженерных кадров.

В настоящее время существует четыре проекта концепции технологического образования школьников. Какая из них будет взята за основу и утверждена – неизвестно. Но во всех концепциях урок технологии сам по себе носит метапредметный характер и может стать центральным уроком в школе, который обеспечивает связку серьёзных фундаментальных дисциплин (математики, физики, химии, биологии), ориентированных на деятельность и на результат.

Во всех концепциях определено, что содержание предметной области «Технология» осваивается через предметы «Технология» и «Информатика и ИКТ», а также через общественно-полезный труд и творческую деятельность в пространстве образовательной организации и вне его, а также через дополнительное образование детей.

Значимость предмета технологии отражена и в Указе Президента РФ от 07.05.2018 (майские указы), где даны рекомендации для правительства РФ при разработке национального проекта в сфере образования отразить обеспечение на уровне основного общего и среднего образования обновление и совершенствование методов обучения предметной области «Технология» [1].

В 2017 году была утверждена Стратегия социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года, в которой выделены десять приоритетных отраслевых комплексов экономики региона: топливно-энергетический, фармацевтический, металлургический, машиностроительный, лесопромышленный, агропромышленный, туристско-рекреационный, строительный, транспортно-логистический и минерально-сырьевой. За основу разработки данного документа была взята Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года, предложенная Фондом «Центр стратегических разработок» в 2016 году, в которой также отражена необходимость обновления содержания и методов обучения в областях низкой конкурентоспособности российской школы (в первую очередь - технология, иностранные языки, социальные науки) [2].

 В начале декабря текущего года Министр образования Иркутской области Валентина Васильевна Перегудова в Москве представила на обсуждение восемь ключевых региональных проектов, которые будут реализовываться в рамках национального проекта «Образование».

В частности, она отметила, что основными результатами и показателями регионального проекта «Современная школа» является то, что в 42 муниципальных образованиях школьникам будет обеспечена возможность изучать предмет «Технология» на базе организаций, имеющих высокооснащённые места, в том числе на базе технопарков «Кванториум». В рамках проекта обновят содержание и методы обучения предметной дисциплины «Технология».

Региональный проект «Успех каждого ребёнка» нацелен на доступность дополнительного образования. В региональном министерстве убеждены, что независимо от места проживания, у каждого школьника должна быть возможность профессионального самоопределения. В Иркутской области создадут 6 детских технопарков «Кванториум» и 20 мобильных технопарков для детей, проживающих в сельской местности и малых городах. Таким образом, будет обеспечена доступность получения дополнительного образования естестевеннонаучной и технической направленностей.

Поясним что такое кванториум. Кванториум – это технопарки для детей в возрасте от пяти до восемнадцати лет с программами дополнительного образования, которые можно разделить на три блока: исследования, моделирование и конструирование [3].

Детские технопарки «Кванториум» создаются в рамках новой модели детского дополнительного образования в России, предложенной Агентством стратегических инициатив при Правительстве России. Их основной задачей является развитие творческого потенциала детей, воспитание будущих высококлассных специалистов в стратегически важных областях российской науки и техники.

«Кванториумы» оснащаются современным высокотехнологичным оборудованием, а для работы с детьми привлекаются преподаватели высокого уровня. Обучение детей бесплатно, а финансирование осуществляется за счет федерального и областного бюджетов, с привлечением заинтересованных в будущих специалистах частных и государственных инвесторов.

Таким образом, на сегодняшний день становится актуальным оперативное введение в учебный предмет «Технология» (не исключая традиционные разделы) содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирования пространства для профессиональной ориентации и самоопределения личности, а именно, черчение (включаю компьютерное), промышленный дизайн, 3D-моделирование, прототипирование, цифровое производство, аддитивные технологии, нанотехнологии, агро- и биотехнологии, робототехнику, технологии умного дома и интерьера вещей [4].

Исходя из планов Министерства образования РФ и Российской академии образования РФ, технология будет представлена инвариантной (обязательной частью) и вариативной:

  • на уровне начального общего образования:

модули: мир технологий и профессий, технологии работы с бумагой и картоном, технологии работы с пластичными материалами, технологии работы с природными материалами, технологии работы с текстильными материалами, а также модулями по выбору: технологии работы с конструктором, робототехника, информационно-коммуникационные технологии;

  • на уровне основного общего образования:

модули: производство и технологии, технологии обработки материалов, пищевых продуктов, а также модулями по выбору: робототехника, автоматизированные системы, 3D-моделирование, прототипирование, макетирование, компьютерная графика и черчение, растениеводство, животноводство;

  • на уровне среднего общего образования будет представлена как:

общеобразовательная технологическая и профильная технологическая подготовка обучающихся в 10-11-х классах с возможностью получения профессии.

Исходя из выше сказанного, перед органами управления образованием Иркутской области стоят задачи пересмотра содержания предметной области «Технология», отражающего перечисленные выше инвариантные и вариативные модули, организации повышения квалификации, стажировок учителей технологии для реализации вновь вводимых модулей.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1195467/ (дата обращения 16.12.2018)
  2. Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/law/hotdocs/48053.html/ (дата обращения 16.12.2018)
  3. Кванториумы – что это? [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://ros-obrazovanie.ru/articles/kvantoriumy-chto-jeto.html (дата обращения 16.12.2018)
  4. Рогалева, Е. В. Новые подходы к реализации предметной области «Технология» [Электронный ресурс]. / Е. В. Рогалева, Л. Р. Третьякова. – Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=36443791 (дата обращения 16.12.2018)
PDF