УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА ПО СЕМЕЙНОМУ ТИПУ

Раздел: Научные исследования в педагогике

Журнал: Педагогические инновации в современной системе образования

3 сентября 2009 г.

Авторы: Серова Наталья Анатольевна

Н. А. Серова

УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА ПО СЕМЕЙНОМУ ТИПУ

В настоящее время проблемы развития детей, оставшихся без попечения родителей, их социализации и интеграции в общество являются предметом активного обсуждения в научном мире.

Роль семьи для человека велика. Именно в ней закладываются установки и ценностные ориентации, представления и ожидания, помогающие ребенку в последующем успешно адаптироваться в жизни.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года социальная защита детей, лишенных родительского попечения, является одним из основных требований к системе российского образования. Работа по реализации данной концепции способствовала возникновению таких видов образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые наиболее эффективно решают вопросы социализации детей-сирот.

Примером учреждения такого типа является наш детский дом, который существует уже 15 лет. Основной целью воспитательной работы  мы всегда ставили подготовку наших детей к будущей самостоятельной жизни. Для реализации данной цели в детском доме создана особая развивающая среда , которая способствует развитию личности каждого ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных способностей и возможностей. Особое внимание в воспитательной работе уделяется воспитанию трудовых навыков, которые в дальнейшем позволят детям успешно реализовать себя в выбранной профессии, а также создавать и поддерживать порядок, чистоту и уют в своей квартире; коммуникативных навыков, способствующих умению устанавливать межличностные контакты, необходимые во всех жизненных сферах. У детей формируются качества будущего семьянина - терпение, умение уступать, доброжелательность, аккуратность, чистоплотность и другие. Кроме того, воспитывается гражданская позиция законопослушных граждан, которые будут стремиться приносить пользу людям, своему городу, владеть необходимыми правовыми знаниями. Педагоги учат детей учиться, овладевать знаниями, которыми необходимо обладать для развития собственного интеллекта, для получения образования и желаемой профессии. В стенах детского дома дети получают навыки здорового образа жизни, что в дальнейшем поможет им организовывать свой досуг и следить за состоянием своего здоровья. Таким образом, каждый ребенок , проживая в нашем детском доме, может в полной мере реализовать свой творческий и личностный потенциал и стать полноценной личностью, готовой к самостоятельной жизни.

В первые годы существования нашего детского дома проблема постинтернатной адаптации выпускников была недостаточно актуальной, так как выпускников было очень мало, все они были на виду, и их проблемы решались без особого труда.  На сегодняшний день у нас уже около 100 выпускников. Нам совсем не безразлична их судьба, мы видим, насколько серьезны проблемы, с которыми им приходится сталкиваться после выхода из детского дома. Со всеми своими выпускниками  мы поддерживаем постоянную связь, так как за годы их проживания в «Проталинке» между нами сложились добрые, родственные, теплые взаимоотношения, каждый ребенок по сути стал для нас родным. Дети не на словах, а на деле знают и чувствуют, что здесь их любят и всегда готовы выслушать, понять и помочь.

Отслеживая процесс постинтернатной адаптации выпускников, мы выявили основные проблемы, которые наиболее характерны для наших выпускников: несоответствие уровня притязаний («хочу») уровню собственных устремлений и возможностей («могу»). Зачастую завышены притязания в сфере образования («буду учиться в университете, академии ит.д.»), социального продвижения, материального благополучия («на зарплату в 4-5 тысяч рублей я жить не смогу и не буду»), высокий уровень социальных и потребительских притязаний, не подкрепленный столь же высокими профессиональными устремлениями (выпускники считают, что все то, что они имели в детском доме - квартиры, питание, одежда, оздоровление, отдых, различные формы контроля и поддержки они не могут не иметь, выйдя в самостоятельную жизнь. И все эти блага - само собой разумеющиеся вещи, для достижения которых не требуется никаких усилий и стремлений). У многих выпускников желание больше зарабатывать не сочетается с психологической готовностью к более трудному и квалифицированному труду («хочу получать больше, а работать меньше»), а также чрезмерный оптимизм по поводу процесса осуществления жизненных планов ( «кто-то должен решить за меня все мои проблемы»).

Полученную информацию нам захотелось сравнить со статистическими данными в целом по России. А они таковы: последние годы в России непрерывно увеличивается количество детей-сирот, насчитывающих сегодня более 1 миллиона, из которых около 200 тысяч находятся под опекой и попечительством, остальные воспитываются в детских сиротских учреждениях. Ежегодно более 15 000 воспитанников таких учреждений начинают самостоятельную жизнь. При этом установлено, что эта группа молодежи является социально дезадаптированной :по исследованиям НИИ детства Российского детского фонда через год после выхода из детского дома каждый третий воспитанник становится бомжом, каждый пятый - преступником, каждый десятый- совершает самоубийство. Именно это делает проблему социальной адаптации в общество воспитанников детских домов  особенно актуальной.

Статистика успешности постинтернатной адаптации наших выпускников выглядит следующим образом:

образовательный уровень выпускников: имеют основное общее образование (9 классов) 78%, среднее общее образование (11 классов) 16%, не имеют общего образования 6%, получили начальное профессиональное образование 22%, СПО -8%, имеют неоконченное высшее образование 8%;

трудоустройство после получения профессионального образования: 20 человек ( 35%) из 57 выпускников  работают. Конечно, не все они трудоустроились по специальности. Основными причинами того являются: требования работодателей к стажу и опыту работы, трудности с подбором места работы на современном рынке труда, низкая заработная плата. 23 выпускника в настоящее время продолжают получение профессионального образования. 37 выпускников  сегодня не учатся и не работают. Из них в декретном отпуске по уходу за ребенком находятся 13 человек, отбывают наказание в местах лишения свободы (2 человека), временно не трудоустроены или состоят на учете в центре занятости населения 22 выпускника;

29 % выпускников уже  имеют собственную семью;

Очень важным для нас является воспитание законопослушных граждан, которые не имели бы правонарушений. В этом плане неблагополучными у нас являются 9 выпускников, 2 из которых находятся в местах лишения свободы, 7 имеют судимости, в том числе условные. Основными причинами этого являются:

1. после выпуска из детского дома вернулись в окружение неблагополучных родственников;

2. не смогли трудоустроиться;

3. неразвитая волевая сфера и неумение противостоять отрицательным влияниям окружающей среды;

4. отсутствие жилья;

5. отсутствие поддержки со стороны родственников;

6. низкий уровень правовой культуры.

Современная наука рисует следующий социально-психологический портрет молодого человека, вступающего в самостоятельную жизнь. Для большинства выпускников интернатных учреждений характерны неразвитый социальный интеллект, то есть неспособность применять на практике полученные знания и умения; иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, повышенная внушаемость, склонность к асоциальному поведению, завышенная или заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний, рентные установки - стремление получить все возможные льготы, соответствующие правовому статусу сироты; повышенный уровень виктимности - готовности стать жертвой; рецептивные ориентации в поведении, когда молодой человек считает, что источник всех благ лежит вовне, и единственный способ их обрести - получить в готовом виде из этого внешнего источника.

Очень многое зависит от внутренней установки молодых людей. В условиях институционализации у них формируется установка «я - ничей», при столкновении с реальностью она перерастает в позицию «один - против всех». Очень сильный фактор, влияющий на успешность жизненного устройства выпускников, - неготовность общества принять этих молодых людей и содействовать их социализации.

Как правило, вчерашние воспитанники детских домов остаются без поддержки, не представляют, кому они могли бы доверять и на кого рассчитывать. Если молодые люди, выросшие в семьях, имеют возможность в случае неудачи вернуться в родительский дом, то их сверстники из детских домов такой возможности лишены. Они испытывают дискриминацию со стороны общества, для них велик риск вовлечения в криминал.

Конечно, мы стараемся оказать поддержку нашим выпускникам: помогаем в благоустройстве жилья, поисках работы, воспитании детей. Воспитатели показывают, как нужно ухаживать за новорожденным, помогают его купать, кормить. В настоящее время мы еще справляемся с этой дополнительной нагрузкой, но количество выпускников с каждым годом растет. Мы стараемся поддержать детей в период их обучения в учреждениях профессионального образования. Каждая семья приглашает своих выпускников на каникулы и праздники. Это также вызывает определенные трудности, так как ребенка нужно поставить на питание. В том случае, если планы ребенка изменились, сделать это будет невозможно, так как меню составляется на несколько дней вперед.

Внимание проблеме подготовки выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и их постинтернатной адаптации в России стали уделять в конце 90-х годов ХХ века. На сегодняшний день ее инфраструктура только формируется. Не существует ни единой общепринятой терминологии, ни нормативных документов по созданию моделей учреждений постинтернатной адаптации.

На сегодняшний день необходима  единая система по отслеживанию жизнеустройства бывших воспитанников в учреждениях разной ведомственной принадлежности. Имеющаяся информация неполная и несистемная, источник ее получения - чаще всего сами выпускники. Более подробные сведения в образовательных учреждениях есть лишь о первичном устройстве молодых людей. Затем они попадают под патронат отделов опеки, и в этом случае их судьба отслеживается только при обращении за помощью. Государственная статистика также не дает исчерпывающей информации: можно лишь узнать, сколько человек ежегодно выбывает из детских домов, поступает в учреждения начального, среднего и высшего образования, трудоустраивается. Если выпускник попал в трудную жизненную ситуацию и за помощью не обратился, он легко может пополнить маргинальные слои общества.

Сегодня и специалисты, и общество в целом, начинают осознавать актуальность проблемы подготовки выпускников детских домов к самостоятельной жизни. Ведь ее замалчивание приводит к неустроенности молодых людей, асоциальному поведению, вторичному социальному сиротству( отказу от воспитания собственных детей). Низкому социальному статусу. Наше учреждение вносит посильный вклад в решение этой общегосударственной проблемы. Мы считаем, что решить ее можно только на основе социального партнерства, то есть общими усилиями законодательных, финансовых, информационных и правовых ресурсов государства. Только в этом случае можно будет добиться  позитивных изменений в данной сфере .

На наш взгляд, в каждом муниципальном образовательном учреждении должна существовать служба, которая будет отслеживать судьбы выпускников интернатных учреждений, обладать правовым статусом, финансовыми возможностями, чтобы оказывать реальную адресную помощь каждому выпускнику, попавшему в трудную жизненную ситуацию.

PDF