ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА В ПРИШКОЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ

Раздел: Разработка и применение информационных систем в образовательной практике

Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 2

29 апреля 2019 г.

Авторы: Шишлянников Юрий Андреевич

УДК 371.217.3

Ю. А. Шишлянников

Yu. A. Shishlyanikov

Шишлянников Юрий Андреевич, студент 5 курса, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.

Shishlyannikov Yuri Andreevich, 5th year student, Novokuznetsk Institute (branch) «Kemerovo State University», Novokuznetsk.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА В ПРИШКОЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ

ORGANIZATION OF SUMMER HOLIDAY AT DRESS CAMP

Аннотация. Рассматриваются особенности деятельности пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей в современных условиях. Необходимость использования потенциала пришкольного лагеря для отдыха и развития ребенка.

Annotation. The features of the activities of the school camp with day stay of children in modern conditions are considered. The need to use the potential of the school camp for the rest and development of the child.

Ключевые слова: каникулярное время, пришкольный лагерь, дневное пребывание детей, организация летнего отдыха.

Keywords: vacation time, school camp, day stay for children, organization of summer holidays.

 

Организованный отдых детей в каникулярное время – это, прежде всего, социальная защита ребёнка. Одной из наиболее востребованных и массовых видов отдыха на сегодняшний день являются пришкольные летние лагеря. Считается, что пришкольный лагерь выполняет очень важную задачу: сокращает время пребывания ребёнка в каникулярное время без надзора со стороны взрослых. Также задачами пришкольных лагерей являются создание условий для отдыха, творческого развития и образования школьников.

Пришкольный лагерь с дневным пребыванием детей – широко распространённая форма организации детского летнего отдыха. «Успешной организации пришкольного детского лагеря предшествует трудоёмкая работа, связанная с анализом особенностей пришкольного лагеря и его возможностей. В связи с чем, следует чётко представлять ряд характерных особенностей пришкольного лагеря» [2, с. 39]. Среди них назовём:

  • дневное пребывание детей;
  • дополнительные возможности предоставления отдыхающим кинозалов, театров, музеев, выставок, спортивных комплексов, что делает детский лагерь более насыщенным и разносторонним;
  • заинтересованное участие детей младшего и среднего школьного возраста, то есть относительно низкий возрастной порог для детских лагерей;
  • отдыхающие дети в таких лагерях – это чаще всего одноклассники одной учебной группы, поэтому с целью внесения эффекта новизны следует перемешать классные коллективы, что будет способствовать формированию школьного коллектива, навыков общения, а также создавать условия для проявления способностей детей в новом коллективе;
  • в пришкольных лагерях нередко в новой для себя роли вожатого-воспитателя отряда выступают учителя школы или старшеклассники.

Однако, не смотря на ряд явных достоинств, организаторы подобной формы летнего отдыха должны видеть и проблемы, чтобы, решая их, обеспечить качественный отдых детей.

Также для организации летнего отдыха в пришкольных лагерях имеется ряд проблем.

  1. Одна из первых проблем пришкольного лагеря состоит в том, что он является сложностью для школы, в первую очередь потому, что функционирует в период выпускных экзаменов. Кабинеты, в которых размещаются отряды, должны быть расположены вдалеке от экзаменационных аудиторий.
  2. Школа не совсем приспособлена для полноценного отдыха детей. Передвижение по школе отдыхающих ребят ограничено.
  3. Недостаточная материальная база. Детям необходимо улучшенное питание, расходы на транспорт для вывоза детей на природу, организацию культурных мероприятий, современный спортивный инвентарь и т. д.
  4. Создавая программу, ожидая определённые результаты в ходе её реализации, нужно помнить о том, что продолжительность смены – 18 дней, а объединения (отряды) носят временных характер.
  5. Развитие и оздоровление детей в значительной мере зависит от знаний, умений и подготовленности к работе взрослых, которые организуют жизнедеятельность ребёнка в лагере в течение каждого дня. «Наличие написанных программ ещё не является гарантом успешного и эффективного воспитания на практике» [1, с. 53].
  6. Одна из главных проблем – физическая и эмоциональная усталость педагогов к концу учебного года и, как следствие, не желание проявлять творческую инициативу в летний период. Результат этой проблемы – низкое качество организации досуга детей, желание заменить деятельность самих детей платными развлечениями.
  7. Также в качестве проблемы можно рассматривать особенности школьной среды, которая достаточно формализована, не всегда ассоциируется у ребенка с положительными эмоциями, не преобразуется под условия летнего каникулярного отдыха. Да и окружение ребенка не слишком меняется. И все это не позволяет ему расслабиться в каникулярное время.

Однако, несмотря на трудности и проблемы организации летнего отдыха в условиях пришкольного лагеря, эта форма работы с детьми в каникулярное время является все более востребованной родителями.

Выделим должности, составляющие штатное расписание пришкольного летнего лагеря:

  • директор лагеря (автоматизированное рабочее место директора пришкольного лагеря должно позволять ему оперативно получать информацию о состоянии лагеря и разного рода справочную информацию, необходимую для принятия решений);
  • вожатый (пришкольного летнего лагеря создает благоприятные условия, позволяющие детям отряда реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время, досуг);
  • воспитатель (попечение, воспитание и надзор за воспитанниками во время их нахождения в лагере, организация и проведение воспитательной работы);
  • медработник (проводить оздоровительные мероприятия по предупреждению заболеваний);
  • охранник (контроль за соблюдением пропускного режима воспитанниками, персоналом и посетителями, а также въездом на территорию учреждения и парковкой автотранспорта, проверка, в необходимых случаях, документов у лиц, проходящих на охраняемый объект);
  • уборщик (соблюдение санитарно-эпидемиологического режима помещений пришкольного лагеря согласно требованиям СЭС, обеспечение чистоты кабинетов для занятий, залов, лестниц, холлов и коридоров, санузлов и иных помещений, своевременная их качественная уборка);
  • повар (выполняет функции по контролю и обеспечению своевременного, согласно режиму лагеря, высококачественного приготовления пищи для детей и работников пришкольного лагеря).

Проведем анализ пришкольного летнего лагеря, связанного с технологией организации пришкольного летнего лагеря.

В технологии организации пришкольного летнего лагеря входящими потоками являются анкетные данные ребенка и его представителя, анкетные данные сотрудников, информация о количестве детей в отрядах. Результатом работы являются анкетные данные детей их представителей и сотрудников, количество детей в отрядах.

Основными технологическими этапами в работе по организации пришкольного лагеря являются:

  • прием заявок;
  • распределение по отрядам;
  • формирование отчетности.

Таким образом, задачами автоматизации в работе по организации пришкольного лагеря являются указанные технологические этапы. Итогом анализа пришкольного летнего лагеря становится постановка задачи автоматизации технологии работы по организации пришкольного лагеря.

Список литературы

  1. Салий, Е. Б. Проблемы и перспективы организации летнего отдыха в пришкольных лагерях [Текст]. // Учитель в школе. – М., 2008. – № 4. – С. 52-57.
  2. Тихоненков, Н. С. Особенности организации пришкольного детского лагеря [Текст]. / Н. С. Тихоненков, О. А. Нагибина. // Воспитательная работа в школе. – М., 2005. – № 2. – С. 39-42.
PDF