К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В РАМКАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
Раздел: Научно-практическая работа студентов педагогического вуза
Журнал: Научно-практическая деятельность студентов педагогического вуза
13 июня 2012 г.
Авторы: Лучанская А. А.
А. А. Лучанская
Научный руководитель: Буяковская Ирина Александровна.
К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ В РАМКАХ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
Развитие современного общества связано с широкой информатизацией всех его сфер. Это требует от людей разных специальностей высокого уровня владения современными средствами информационно-коммуникационных технологий. Графика охватывает все виды и формы представления изображений, информационными технологиями. Занимая все более прочные позиции, она находит применение не только в компьютерном мире, но и в различных сферах человеческой деятельности: научные исследования (визуализация строения вещества, векторных полей и т.д.), медицина (компьютерная томография), журналистика (создание обложек, обработка цифровых изображений), опытно-конструкторские разработки. Поэтому, умение работать с компьютерной графикой является неотъемлемой частью информационной грамотности любого человека.
В связи с этим, необходим новый подход к изучению графики в рамках профильного обучения старшеклассников, который реализуется на основе элективных курсов, позволяющих изучать более глубоко данный раздел в рамках выбранного профиля.
Мною был разработан элективный курс «Разработка графических элементов электронных изданий средствами Inkscape» для учащихся 10-11 классов гуманитарного профиля.
Данный курс способствует расширению кругозора учащихся, развитию творческих способностей, помогает познакомиться с профессиональной деятельностью в области дизайна. Учит выражать свои мысли через создание образов на экране. Он направлен на совершенствование практических навыков работы за компьютером и информационной компетенции учащихся с опорой на знания, полученные на уроках информатики. Современный образовательный процесс предполагает не только приобщение к информационным ресурсам, но и формирование умений собирать, обрабатывать и создавать готовую информационную продукцию. Наиболее ярким показателем творческой работы являются создание значимой продукции: выпуск школьной электронной газеты, наполнение и обновление школьного сайта, которые можно выставлять на участие в различных районных и краевых конкурсах. Предполагаемый элективный курс направлен на углубление знаний учащихся по теме «»Компьютерная графика. Программа построена так, чтобы обеспечить преемственность с базовыми знаниями по информатике, полученными на уроках.
Большое многообразие профессиональных программных средств обработки объектов векторной графики ставит перед учителем сложные задачи, связанные в первую очередь с необходимостью обоснованного выбора конкретного программного средства, а также с разработкой методики обучения векторной графике. Курс «Разработка графических элементов электронных изданий средствами Inkscape» формирует у школьников представление о создании таких элементов графики, как: логотип, эмблема, титульный лист электронного издания, открытка и др.
Объем курса составляет 14 уроков, рассчитанных на 16 часов: 2 теоретических и 12 практических. Лекционный материал позволяет изучить понятие «электронное издание» и требования к разработке его дизайна. Практические занятие включают примеры графических элементов, созданных в программе Inkscape по оформлению различной полиграфической продукции, которая может быть представлена в сети как в качестве аналога печатного издания, например: журнал или газета (рисунок 1.), так и в качестве отдельных элементов дизайна сайта (календарь, логотип, рекламный щит и т.д., как показано на рисунке 2).
Рис. 1. Статья для школьной газеты
Рис. 2. Визитка в конструктивистском стиле