САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Раздел: Проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования

Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 3

8 мая 2019 г.

Авторы: Жадаев Юрий Анатольевич , Жадаева Анна Валерьевна

УДК 371.134:371.12.011.3-051:62

Ю. А. Жадаев, А. В. Жадаева

Y. A. Zhadaev, A.V. Zhadaeva

Жадаев Юрий Анатольевич, к.п.н., доцент, кафедра технологии, экономики образования и сервиса, ФГБОУ ВО «ВГСПУ», г. Волгоград.

Жадаева Анна Валерьевна, к.п.н., доцент, кафедра технологии, экономики образования и сервиса, ФГБОУ ВО «ВГСПУ», г. Волгоград.

Zhadaev Yury Anatolyevich, the candidate of pedagogical sciences, the associate professor, department of technology, economy of education and service VGSPU, Volgograd.

Zhadaevа Anna Valeryevna, the candidate of pedagogical sciences, the associate professor, department of technology, economy of education and service VGSPU, Volgograd.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

INDEPENDENT WORK AS A FORM OF ORGANIZATION OF A METHODICAL TRINING OF FUTURE TEACHERS OF TECHNOLOGY

Аннотация. Статья посвящена проблеме методической подготовки будущих учителей технологии для работы в системе технологического образования. Рассмотрено содержание и особенности организации самостоятельной работы как формы организации процесса подготовки студентов.

Annotation. Article is devoted to a problem of methodical training of future teachers of technology for work in the system of technological education. Contents and features of the organization of independent work as forms of the organization of process of training of students is considered.

Ключевые слова: методическая подготовка, проектно-исследовательская деятельность, самостоятельная работа, технологическое образование.

Keywords: methodical preparation, design and research activity, independent work, technological education.

 

В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов особую значимость приобретают новые подходы к методической подготовке будущих учителей технологии. Организация методической подготовки студентов представляется сегодня как одна из важнейших задач современного высшего педагогического образования.

Самостоятельная работа студента влияет на процесс формирования педагогических функций как составляющих профессиональной компетентности будущего учителя технологии. Среди основополагающих требований к должностным обязанностям будущего учителя технологии и его трудовых функций, связанных с педагогической деятельностью по реализации программ основного и среднего общего образования, авторы – разработчики профессионального стандарта обозначают умение организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую [2]. Следовательно, будущий учитель должен и сам владеть этой деятельностью.

Формирование профессиональных компетенций находится во взаимосвязи с уровнем организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа становится основной формой организации учебного процесса. В действующих нормативных документах и учебных планах самостоятельной работе уделяется большое количество времени, что должно способствовать увеличению качества образования, но на практике не всегда дает ожидаемых результатов. Причины могут заключаться в том, что содержание самостоятельной работы, используемое преподавателями, недостаточно связано с развитием компетенций или целенаправленно.

По мнению О. Н. Прохоровой, под самостоятельной работой студентов понимается форма организации учебной деятельности, направленная на решение профессиональных задач по усвоению общенаучных знаний, умений и навыков, по формированию ценностных ориентаций, опыта творческой деятельности через косвенное управление преподавателя с целью приобщения и подготовки обучающихся к профессиональной деятельности, самообразованию, развитию познавательной активности и самостоятельности [3].

Выделяют пять уровней самостоятельной работы. Первый уровень – дословное и преобразующее воспроизведение информации. Второй уровень – самостоятельные работы по образцу. Третий уровень – реконструктивно-самостоятельные работы. Четвертый уровень – эвристические самостоятельные работы. Пятый уровень – творческие (исследовательские) самостоятельные работы [4].

Самостоятельная работа самого высокого уровня, на наш взгляд, должна быть направлена на анализ проблемных ситуаций, поиск и переработку информации, самостоятельный выбор методов и средств решения проблемы, оценки эффективности собственных действий. Формами реализации такой самостоятельной работы могут являться исследовательские и проектные задания, которые обеспечивают развитие навыков творческого преобразования действительности, освоение инновационных способов деятельности, формируют способность решать задачи, для которых ещё не существует решения.

Таким образом, в качестве средства самостоятельной работы может использоваться проектно-исследовательская деятельность, состоящая из ряда этапов: 1) выбор студентами области проектно-исследовательской деятельности; 2) приобретение опыта сравнения, построения гипотезы, оценивания, анализа и синтеза, классификации и т.п.; 3) проведение самостоятельных исследований и решение творческих задач.

В рамках методической подготовки будущего учителя технологии студенты могут выполнять разнообразные виды самостоятельной творческой работы, в том числе проекты. Подготовка проекта может проходить в группе единомышленников на протяжении нескольких этапов с учетом принципа постепенного усложнения заданий, которые могут включать: обоснование выбора организуемого совместно с обучающимися дела; индивидуальный сбор теоретических знаний о выбранной форме деятельности; изучение опыта работы учителей (анализ методической литературы, посещение занятий); подбор психолого-педагогических и методических средств, моделирование занятий (ситуаций), внеурочную деятельность, анализ проведенных занятий; оценку студентами полученных знаний, обобщение передового опыта, анализ своей работы; защиту проектов. Тематика проектов разрабатывается студентами самостоятельно или совместно с преподавателем. Результатом самостоятельной работы студентов по подготовке проектов является формирование умений реализации своих замыслов и проектов путем имитации реальной педагогической деятельности [1].

При организации самостоятельной работы бакалавров и магистров, будущих учителей технологии, следует учитывать следующие дидактические требования: самостоятельная работа должна решать основные дидактические задачи (получение прочных знаний, развитие познавательных процессов, а также приобретение опыта на практике); система должна быть построена по принципам систематичности и последовательности, связи теории с практикой, доступности и посильности; задания, входящие в самостоятельную работу, должны быть разнообразны по структуре и содержанию.

Главными качественными критериями организации самостоятельной работы является контроль и ее результатов. Контроль может быть корректирующим (во время индивидуальных занятий в виде проверки знаний), констатирующим (в соответствии с индивидуальным планом работы по каждому завершенному этапу), итоговым (аттестация по всем видам работы) или самоконтролем.

Таким образом, самостоятельной работе студентов принадлежит особая роль в методической подготовке будущего учителя технологии, поскольку она обладает огромным дидактическим потенциалом и обеспечивает реализацию познавательной и исследовательской деятельности.

Список литературы

  1. Жадаев, Ю. А. Особенности методической подготовки бакалавров и магистров для системы технологического образования [Текст]. / Ю. А. Жадаев, А. В. Жадаева, В.В. Кисляков // Грани познания. – 2018. – № 3 (56). – С. 17-20.
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электронный ресурс]. // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования: [сайт]. – [2018]. – Режим доступа : http://fgosvo.ru/docs/downloads/2/?f=%2Fuploadfiles%2Fprofstandart%2F01.001.pdf (дата обращения : 19.11.2018).
  3. Прохорова, О. Н. Самостоятельная работа как фактор повышения качества профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства: дис. … канд. пед. наук [Текст]. / О. Н. Прохорова. – Н. Новгород : НГПУ. – 2010.
  4. Титова, Г. Ю. О технологии организации самостоятельной работы студентов [Текст]. / Г. Ю. Титова // Вестник ТГПУ. – № 1 (91) – 2010. – С. 123-126.
PDF