ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Раздел: Современные педагогические технологии организации урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 3

8 мая 2019 г.

Авторы: Шабалина Надежда Ивановна

УДК [373.5.016:51]:330.567.2

Н. И. Шабалина

N. I. Shabalina

Шабалина Надежда Ивановна, учитель математики, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», г. Калтан.

Shabalina Nadezhda Ivanovna, math teacher of secondary school № 1, Kaltan.

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

FORMATION OF FINANCIAL LITERACY IN MATH LESSONS

Аннотация. Современный человек должен разбираться в финансовых вопросах. Понимать основные понятия «доход» и «расход» семейного бюджета, уметь планировать финансовые вопросы. Уметь применять математические знания в практике и смежных дисциплинах.

Annotation. Nowadays people should understand how to solve financial issues. The man should know main definitions such as «income» and «expenses» of a family budget and plan solutions of financial questions. One must apply mathematical knowledge in practice and related disciplines.

Ключевые слова: проект, бюджет, финансы, доход, расход.

Keyword: project, budget, finance, income, expense.

 

Каждый сталкивался с ситуацией, когда хочется приобрести какую-то вещь, но нет необходимой суммы на ее приобретение. Приходилось слышать рассуждения родителей взять кредит или может лучше накопить на покупку?

Психологи считают, что ребенку с детства необходимо объяснять, откуда берутся деньги, как их зарабатывают, самостоятельно пользоваться деньгами. С детства ребенок должен получить такой опыт, чтобы в дальнейшем управлять своими финансами.

Большинство вообще не ведут бюджет и не привлекают своих детей к вопросам, связанным с семейным бюджетом. Только треть родителей регулярно обсуждают с детьми вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами. Поскольку очень часто дети школьного возраста исключены из процесса финансового планирования семьи, формируется модель поведения, при которой они предпочитают тратить, а не копить. Из-за этого дети попадают в зону риска в вопросах финансовой грамотности [1].

Поэтому знания детей в сфере грамотного распоряжения личными финансами находятся на низком уровне, что в результате может привести к рисковому поведению и снижению благосостояния в старшем возрасте. Данная проблема требует введения новых активных форм организации образовательного процесса, которые предполагают не только участие обучающихся в различных интеллектуальных мероприятиях, олимпиадах, исследованиях, но и включение всего образовательного учреждения в проекты разного уровня.

Чтобы разобраться в финансовых понятиях и уметь правильно решать вопросы, связанные с семейным бюджетом, планировать расходы и в дальнейшей своей жизни грамотно распределять семейный бюджет в 7-9 классах можно реализовать проект по теме «Семейный бюджет», «Кредит или накопление?».

Целью данного проекта является: обобщение полученных знаний по теме «Семейный бюджет», «Кредит или накопление?».

Задачи проекта:

  1. Развивающие: развивать познавательную активность, творческое мышление, а также коммуникативные умения и навыки, совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение [1];
  2. Образовательная: активизировать знания по теме «Семейный бюджет», «Кредит или накопление?» повторить и закрепить экономические понятия; уметь правильно расставлять приоритеты и принимать разумные решения [1];
  3. Воспитательная: довести до сознания обучающихся, к чему может привести финансовая неграмотность [1].

Планируемые результаты:

  • предметные и владение понятиями (деньги, покупательная способность денег, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, финансовое планирование, форс-мажор, кредитование, накопление, решение практических задач на проценты, понятие «инфляция».
  • владение знаниями (зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета, основных видов финансовых услуг и продуктов, возможных норм сбережения; способов кредитования.
  • метапредметные:
    • умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
    • умение интегрировать практические знания из разных областей.
  • личностные: формирование ответственности при принятии финансовых решений [2].

Возрастная группа участников проекта: 7-9 класс.

Сроки реализации проекта: 2 месяца.

Тип проекта: исследовательский.

Этапы и содержание проекта с указанием деятельности учителя и учащегося приведены в таблице 1.

Формирование УУД.

         1.    Познавательные:

  • умение строить высказывания, умение формулировать проблему;
  • самостоятельный поиск решения практических задач;
  • умение пользоваться финансовыми инструментами.

         2.    Регулятивные:

  • умение ставить перед собой цель;
  • планирование и прогнозирование ситуации;
  • нахождение способов преодоления жизненных проблем.
  • быть готовым к самообразованию по финансовой грамотности

         3.    Личностные:

  • умение сосуществовать с другими людьми (с одноклассниками);
  • укрепить взаимоотношения с родителями;
  • понимать ответственность и последствия необдуманных решений.

         4.    Коммуникативные:

  • умение взаимодействовать в социуме, умение вступать в диалог [2].

Рассмотрев примеры на семейном бюджете конкретной семьи, когда выгодно пользоваться накоплением для покупки, а при каких условия взять кредит можно сделать вывод: умение грамотно распределять доходы и расходы поможет планированию семейного бюджета, учету домашних финансов и контролю выполнения поставленных целей.

Чтобы правильно контролировать свой бюджет, необходимо производить несложные экономические расчеты ежедневно, т.е. рассчитать сумму повседневных расходов и стараться придерживаться данных расчетов. В этом помогает знание математики, а именно: вычислительные навыки, применение формул, решение практических задач [3].

Владея математическими навыками, можно финансово грамотно вести семейный бюджет, анализировать и делать правильные выводы по различным экономическим и практическим задачам.

Список литературы

  1. Лавренова, Е. Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы общеобразоват. орг. [Текст] / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 32 с.
  2. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы обще-образоват. орг. [Текст] / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 352 с.
  3. Как составить семейный бюджет? Таблица семейного бюджета [Электронный ресурс]. // Финансовый гений, 2016. – Режим доступа : http://fingeniy.com/kak-sostavit-semejnyj-byudzhet-tablica-semejnogo-byudzheta/
PDF