ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Раздел: Современные педагогические технологии организации урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 3

8 мая 2019 г.

Авторы: Рихтер Татьяна Васильевна , Андров Борис Дмитриевич

УДК 004.9:[373.5.016:004]

Т. В. Рихтер, Б. Д. Андров

T. V. Richter, B. D. Androv

Рихтер Татьяна Васильевна, к.п.н., доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь.

Андров Борис Дмитриевич, магистрант 1 курса, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь.

Richter Tatiana Vasilievna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Perm State University, Perm.

Androv Boris Dmitrievich, 1st year undergraduate student, Perm State University, Perm.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

INTERACTIVE METHODS OF TEACHING AS A MEANS OF FORMING COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN THE COURSE OF INFORMATICS OF THE BASIC SCHOOL

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников в процессе обучения информатики. Приводятся примеры интерактивных методов, направленных на развитие умений коммуникативных универсальных учебных действий.

Annotation. The article is devoted to the problem of forming communicative universal educational actions of schoolchildren in the process of computer science education. Examples of interactive methods aimed at developing the skills of communicative universal learning activities are given.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, интерактивные методы обучения, информатика, основная школа.

Keywords: communicative universal learning activities, interactive teaching methods, computer science, primary school.

 

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, связанных с готовностью к сотрудничеству, способностью осуществления учебно-исследовательской, проектной и информационно-познавательной деятельности, умениями ведения конструктивного диалога, достижения взаимопонимания и успешного взаимодействия, что указывает на необходимость формирования коммуникативных учебных действий (УУД) школьников [1].

Традиционно под коммуникативными умениями понимается правильное, грамотное и понятное объяснение собственных мыслей, адекватное восприятие информации от участников общения.

К. В. Егорова под коммуникативными УУД понимает комплекс действий, обеспечивающих социальную компетентность с учетом позиций участников по общению и деятельности: планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать собственные мысли, владение монологической и диалогической формами речи [2, c. 64].

В. С. Новичкова выделяет следующие умения в структуре коммуникативных УУД: планирование взаимодействия с окружающими, постановка вопросов, разрешение конфликтных ситуаций, управление общением, умение выражать мысли [3, c. 134].

Анализ научной литературы позволил выделить в структуре коммуникативных УУД при обучении информатики в школе следующие умения:

  • планирование коммуникационных взаимодействий;
  • владение навыками устной и письменной речи;
  • умение работать в группе, вести конструктивный диалог, дискутировать, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, находить компромиссные решения, сотрудничать, делать выводы;
  • владение телекоммуникациями для организации общения с удаленными собеседниками;
  • владение формальными языками, системой кодирования, языками программирования;
  • владение электронной перепиской, сетевым этикетом, правилами подачи информации.

Одним из эффективных инструментариев формирования коммуникативных УУД в курсе информатики основной школы является использование интерактивных методов обучения. Их применение направлено на самостоятельный поиск информации и реализацию образовательных потребностей учащихся посредством практической деятельности, что предполагает процессы моделирования жизненных ситуаций, решения информационных задач в соответствии с анализом имеющихся обстоятельств и ситуаций.

Т. В. Рихтер выделяет следующие группы интерактивных методов обучения: организационно-мотивационные, когнитивные, операционно-деятельностные, социально-психологические, оценочно-рефлексивные, коррекционные [4, c. 255].

Анализ педагогической литературы по проблеме исследования позволил выделить интерактивные методы, способствующие формированию умений коммуникативных УУД в курсе информатики основной школы (табл. 1).

Использование выделенных интерактивных методов в курсе информатики основной школы будут способствовать формированию умений коммуникативных УУД и повышению качественного уровня образовательного процесса.

Список литературы

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования [Текст]: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413.
  2. Егорова, К. В. Сущность и структура коммуникативных учебных действий младших школьников [Текст] / К. В. Егорова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 10. – С. 59-67.
  3. Новичкова, В. С. Сущность понятия «коммуникативные универсальные учебные действия» в научной литературе [Текст] / В. С. Новичкова // Евсевьевские чтения. Серия: Педагогические науки: сб. статей. – Саранск, 2017. – С. 131-135.
  4. Рихтер, Т.В. Формирование профессиональных компетенций студентов высшей школы в условиях использования интерактивных методов обучения [Текст] / Т. В. Рихтер // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 22. – С. 254-256.
PDF