Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В РАМКАХ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ

Автор: Е. П. Кречетова
Раздел: Современные педагогические технологии организации урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

УДК 373.5.016:51

Е. П. Кречетова

E. P. Krechetova

Кречетова Елена Павловна, учитель математики, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», г. Калтан.

Krechetova Elena Pavlovna, math teacher of secondary school № 1, Kaltan.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В РАМКАХ ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ

FORMATION OF SKILLS FOR SOLVING PRACTICAL TASKS WITHIN PROFILE SHIFTS

Аннотация. Профильные смены последнее время являются позитивным мотивом к привитию интереса к школьным предметам. Появляется возможность изучения практических задач по математике на наглядных примерах. Осуществляется метапредметная связь с различными областями школьной программы.

Annotation. Recently, profile shifts have been a positive motivation for inculcation interest to school subjects.There is an opportunity to study practical tasks in Math using illustrative examples. It is carried out of metasubject communication with various sphears of the school program.

Ключевые слова: реальная математика, наглядные примеры.

Keyword: real mathematics, illustrative example.

В последние годы, одной из самых перспективных форм организации летнего отдыха детей являются профильные лагеря или смены. Профильные смены выполняют очень важную миссию – летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни

Пятый год я являюсь организатором профильной смены. Профильная смена является математической. Для проведения смены была создана программа «Реальная математика». По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение пяти дней. Главным в профильной смене является практическая отработка знаний, умений и навыков в области реальной математики. Выпускники при сдаче ОГЭ, решая часть реальной математики, допускают много ошибок, хотя на первый взгляд задания не такие и сложные. Мы отрабатываем подобные задачи, причём на актуальных жизненных примерах. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных. Как показывает опыт, они интересны и доступны учащимся 5-8 классов, не требуют основательной предшествующей подготовки и особого уровня развития. Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.

Режим дня в профильной смене:

8.00- Подъем

8.00-8.15 Личная гигиена

8.15-8.30 Утренняя зарядка

8.30-9.00 Линейка, знакомство с планом дня

9.00- Завтрак

10.00-12.00 Практические занятия(по отдельному плану)

12.00-13.00-Отдых, развлечения.

13.00-13.30 Обед.

13.30-16.00 Игры на сплочение коллектива, КТД.

16.00-17.00 Игры по интересам детей.

18.00-18.30 Ужин

18.30-20.00 Конкурс рисунков. Рефлексия о проведенном дне.

20.00-22.00 Отдых, развлечения

22.00- Отбой.

Рассмотрим примеры решения задач:

Задания на свежем воздухе:

  • Посмотреть вокруг и показать геометрические фигуры на различных объектах природы. Параллельно ребята отвечают на вопросы: какая фигура называется квадратом, как найти площадь и периметр; аналогично рассматриваются прямоугольник, треугольник и т.д.
  • Измерить площадь беседки с помощью метровой ленты. Делаются необходимые измерения и вычисляется площадь и периметр.
  • Разбираем задачу наглядно на местности. Рассматриваем, куда падает тень от человека, дерева. На каком расстоянии (в метрах) от фонаря стоит человек ростом 1,6 м, если длина его тени равна 2 м, высота фонаря 4 м [1]?
  • Обхват ствола равен 4,8 м. Чему равен его диаметр (в метрах)? Ответ округлите до десятых.
  • Сколько всего осей симметрии имеет гриб, листок березы. Найти симметричные объекты.

Задачи практической направленности:

  • Группа детей из тридцати трех учащихся, сопровождаемая тремя педагогами, отправились на базу отдыха Осман. Стоимость билета на электропоезд пригородного сообщения составляет 37 рублей. Школьникам предоставляется льгота 50 %. Вычислите стоимость проезда вашей группы из трех взрослых и тридцати трех школьников [1].
  • Школьников попросили к походу закупить тушенки. Необходимо купить 27 банок по 86 рублей каждая, а сколько дадут сдачи с пятитысячной купюры [2]?
  • На закрытие смены закупили 33 шоколадки, из них 15 молочных и 18 с орехом. Шоколадки распределяются случайным образом. Найдите вероятность того, что Ксюше достанется шоколадка с орехом [2].
  • Приготовили на обед 17 горячих бутербродов и 23 бутерброда со шпротой. Найдите вероятность того, что Вите достанется горячий бутерброд [3].

Хотя и программа носит математическую направленность, мы ее реализуем через серию познавательных, спортивных, развлекательных мероприятий, что в комплексе позволяет обеспечить полноценный отдых и всестороннее развитие детей. Содержание деятельности смены лагеря определяется её профильной направленностью с обязательным проведением оздоровительных мероприятий. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, комфортный психологический фон. Режим дня соответствует гигиеническим требованиям, предъявляемыми данной возрастной группе детей: сочетание обучения, труда и содержательного отдыха, максимального пребывания на свежем воздухе. Что нужно сделать ученику, чтобы попасть в профильную смену? Нужно в течение учебного года участвовать в различных математических конкурсах разного уровня. Так же в профильную смену включаются ребята, которые имеют слабую мотивацию к изучению математики. Они приглашаются для того, чтобы показать им какой математика может быть увлекательной, мотивировать их к изучению предмета математики. С каждым годом популярность профильной смены растет.

Профильная смена создает возможность и условие для формирования у ребенка собственного социального опыта. Вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Приобретение навыков и закрепление навыков жизни в природе, навыков полного самообслуживания. Также традиционное ночное общение у костра жизненно необходимо ребятам. Профильная смена, как правило, является для детей ярким событием. Поэтому все, что происходит, как позитивное, так и негативное надолго остается в памяти его участников. Поход даже на небольшое расстояние, например, от базы Осман до Катунских утесов позволяет проверить свои силы и возможности.

Работа профильной смены в течение пяти лет даёт определенные положительные результаты. При создании атмосферы позитивной совместной деятельности ученик – учитель, повышается познавательный интерес к предмету, учащиеся заявляют о себе, занимают призовые места, участвуя в предметных конкурсах, олимпиадах, повышается компетентностный уровень педагога через опыт образовательно-досуговой деятельности.

Результатам пребывания в профильной смене является: доклад, создание презентации, проекта. В дальнейшем возможно участие в научно-практических конференциях.

Список литературы

  1. Левитас, Г. Г. Нестандартные задачи по математике в 7-11 классах [Текст]. / Г. Г. Левитас. – М. : ИЛЕКСА, 2009. – 64 с.
  2. Фарков, А. В. Математические олимпиады: методика подготовки : 5-8 классы : мастерская учителя математики [Текст]. / А. В. Фарков. – М. : ВАКО, 2012. – 176 с.
  3. Шевкин, А. В. Обучение решению задач в 5-6 классах : Книга для учителя [Текст]. / А. В. Шевкин. – 3-е изд. исправл. – М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС». – 2002. – 208 с.
Теги: реальная математика, наглядные примеры, real mathematics, illustrative example

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация