Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПО В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Автор: Е. А. Зекирьяева
Раздел: Современные педагогические технологии организации урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

УДК 371.398:377

Е. А. Зекирьяева

E. A. Zekiryaeva

Зекирьяева Елена Александровна, педагог-организатор, ГАПОУ РК «Крымский многопрофильный колледж», г. Симферополь, Республика Крым.

Zekiryaeva Elena Alexandrovna, teacher-organizer, GAPUU RK «Crimean multi-disciplinary college», Simferopol, Republic of Crimea.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПО В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ORGANIZATION OF EXTRACTION ACTIVITIES IN SPE UNDER THE CONDITIONS OF GEF IMPLEMENTATION

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации внеурочной деятельности в процессе обучения в СПО. Определено значение Федерального государственного образовательного стандарта. Представлено значение внеурочной деятельности как составляющей образовательного процесса современной профессиональной образовательной организации в рамках ФГОС СПО.

Annotation. The article is devoted to the problem of the organization of extracurricular activities in the learning process in secondary vocational education. The significance of the Federal State Educational Standard has been determined. The importance of extracurricular activities as a component of the educational process of a modern professional educational organization in the framework of the GEF SPE is presented.

Ключевые слова: ФГОС СПО, внеурочная деятельность, образовательный процесс, учебные и профессиональные компетенции.

Keywords: GEF SPO, extracurricular activities, educational process, educational and professional competence.

На сегодняшнем этапе развития невозможно представить себе комплексную модернизацию государства без участия подрастающего поколения как залога творческого потенциала страны. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020гг. рассматривает в качестве приоритетного условия конкурентоспособной, технически развитой, социально ориентированной, интеллектуально и инновационной прогрессивной экономики государства именно образовательный контент, базой которого является Федеральный государственный образовательный стандарт.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [1].

Именно внедрение ФГОС в образовательных организациях СПО выступает в качестве базовой профессиональной подготовки будущего специалиста в контексте реализации компетентностного подхода в обучении. В данном случае неукоснительно соблюдение Федерального государственного образовательного стандарта является гарантом выполнения на федеральном уровне необходимых условий относительно выполнения социального заказа, результатом которого выступает специалист, который успешно освоил учебные и профессиональные компетенции, владеющий необходимыми знаниями, умениями и навыками, а также общечеловеческими и моральными ценностными установками, что позволяет также говорить о важности самореализации студентов во внеурочное время.

Следует отметить, что в соответствии с ФГОС СПО образовательная организация призвана обеспечить всестороннее развитие студента как в учебной деятельности, так и во внеурочное время.

В свою очередь, внеурочная деятельность является важным этапом в жизни студенческого сообщества. Студенческое самоуправление, участие в спортивных, театральных, музыкальных и иных кружках, военно-патриотических слетах, региональных и всероссийских конкурсах являются важным условием для гармоничного и всестороннего развития личности.

Таким образом, помимо учебной деятельности студентов, на первый план выступает также внеучебная деятельность как средство социализации студентов.

Она представляет собой такой вид образовательной деятельности, которая, в отличие от урочной и классной работы, осуществляется отдельно, но, тем не менее, является частью освоения основной образовательной программы и направлена на достижение определенных результатов.

Значимость внеурочной деятельности трудно переоценить. Соответствие внеурочных занятий интересам студентов, профилактика безнадзорности и бродяжничества, выявление и поддержка талантливой молодежи, стимулирование «живого» общения и привитие моральных, патриотических и других ценностей – вот главная задача педагогов, независимо от вида образовательной организации и специфики ее обучения.

Также внеурочная работа со студентами создает дополнительные возможности, направленные на самореализацию, творческое развитие талантливой молодежи, способствует формированию целостной, гармоничной личности.

Зачастую именно образовательная организация выступает в роли своеобразного «катализатора» выявления способностей студентов. Не секрет, что любому человеку легче раскрыть себя в совершенной другой обстановке, без привычных ярлыков и шаблонов. И наиболее успешно это проявляется во внеурочных занятиях, направленных на выявление творческого потенциала студентов.

Целью профессиональной образовательной организации в данном случае является предоставление возможности для самореализации и творческого развития личности студента. Многообразие форм и видов внеурочной деятельности должно способствовать раскрытию творческого потенциала и является ключевым фактором успешной социализации студента, его социальной адаптации и направлено на обеспечение баланса умений, знаний и навыков.

В качестве таких видов внеурочной работы, которые направлены на достижение определенных результатов в рамках освоения образовательной программы выступают разнообразные экскурсии, поездки выходного дня, волонтерская работа, диспуты и коллоквиумы, участие в КВНах, круглых столах и диспутах, групповые экскурсии по памятным местам региона и страны, участие в работе научных сообществ, разнообразные исследования и поиски, участие в разнообразных конференциях и слетах, разнообразные ролевые и сюжетные мероприятия и игры, разнообразные психологические тренинги, участие в предметных олимпиадах и спортивных соревнованиях, посещение разнообразных кружков и тематических секций.

Спортивные состязания являются наиболее зрелищными, а, следовательно, наиболее предпочитаемыми студентами видами проведения внеурочной деятельности. Кроме того, разнообразные занятия в спортивных кружках и секциях помогают сплотить коллектив, воспитывая чувство единения, ответственности за принятое решение и сплоченности.

Кроме того, как правило, участники спортивных соревнований всегда на виду, что стимулирует других студентов к спортивным занятиям, повышая командный дух всего коллектива.

Также рекомендуется проведение внеурочных мероприятий с участием привлеченных специалистов – психологов, тренеров, известных людей для формирования в рамках общих компетенций чувства патриотизма, долга и сотрудничества.

В качестве образовательных результатов, получаемых студентами, выступают общие и профессиональные компетенции, полученные ими в результате обучения. Немаловажным аспектом является то, что все компетенции предусмотрены ФГОС в соответствии с той или иной профессией либо специальностью.

Определенная совокупность социально-личностных качеств будущего специалиста, которая способствует осуществлению деятельности в соответствии с определенным квалификационным уровнем, полученным студентом, представляет собой общие образовательные компетенции. Именно эти компетенции направлены на достижение главного результата – социализация выпускника.

Таким образом, в качестве первоочередной задачи всего образовательного учреждения, в частности, педагогического коллектива, является создание благоприятных условий для освоения обучающимися общих компетенций, которые обеспечивают получение квалификации и уровня образования.

Из этого следует, что важной составляющей всего образовательного процесса, направленной на успешную социализацию студента и его перспективное трудоустройство, является именно организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении как необходимое условие реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.consultant.ru. (дата обращения : 29.01.2019).
Теги: ФГОС СПО, внеурочная деятельность, образовательный процесс, учебные и профессиональные компетенции, GEF SPO, extracurricular activities

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация