ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Раздел: Современные педагогические технологии организации урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 3

8 мая 2019 г.

Авторы: Воротникова Надежда Владимировна , Бондарева Ирина Юрьевна , Киселева Екатерина Николаевна

УДК 373.5.037.1

Н. В. Воротникова, И. Ю. Бондарева, Е. Н. Киселева

N. V. Vorotnikova, I. U. Bondareva, E. N. Kiseleva

Воротникова Надежда Владимировна, директор, Бондарева Ирина Юрьевна, зам. директора по УВР, Киселева Екатерина Николаевна, учитель технологии, МБОУ «СОШ № 34 им. Амелина Станислава Александровича», г. Кемерово.

Vorotnikova Nadezhda Vladimirovna, the principal, Bondareva Irina Yurevna, the deputy director on teaching and educational work, Kiselyova Ekaterina Nikolaevna, teacher of technology, municipal government-financed educational establishment «Secondary Comprehensive school № 34» named after Stanislav A. Amelin, Kemerovo.

ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

HEALTH THE FORMING TECHNOLOGIES IN FIXED AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

Аннотация. Статья посвящена проблеме сохранения и формирования здоровья школьников, их успешности в образовательной деятельности. Предлагаются подходы к проектированию здоровьеформирующей среды, внедрению технологий развития личности.

Annotation. The article focuses on the problem of health maintenance and health formation of secondary school children, their success in educational activities. It suggests some approaches to the creating of health forming environment, the implementation of personal development technologies.

Ключевые слова: успешность, здоровьесберегающие технологии, здоровьеформирующая образовательная среда технологии развития личности.

Keywords: success, health-saving technologies, health forming educational environment, personal development technologies.

 

Здоровье – основа успешности ученика, его высоких достижений в учёбе. Успех качественная характеристика деятельности ученика, чувство уверенности в собственных силах, высокая позитивная оценка себя, вера в то, что он может достичь высоких результатов. Основные критерии и показатели успешности в образовательной деятельности обучающихся: высокая мотивация и учебно-познавательная активность, темп достижений учащихся; использование методов, способных поддерживать у всех школьников здоровую любознательность и жажду учения; способность субъекта образовательной деятельности к саморазвитию путём сознательного и активного присвоения полезного опыта и моделирования нового успешного социального опыта жизнедеятельности!

Общепризнанным мнением является тот факт, что успешное обучение в школе определяется уровнем состояния здоровья ребёнка, его жизнеспособностью и высокой мотивацией к самообразованию и саморазвитию. Исходя из того, что здоровье школьника – это результат образования, то достаточно закономерно то, что в соответствии с законом РФ «Об образовании», приоритетными направлениями государственной политики в образовании являются: внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательную деятельность; создание условий для сохранения и укрепления здоровья школьников, развития их самосознания, внутренних ресурсов к самообразованию и саморазвитию каждого ребенка. Однако, существующая система образования, несмотря на сформированный опыт здоровьясбережения школьников регионального уровня, продолжает оставаться фактором риска для здоровья школьников (Э. М. Казин, Е. К. Айдаркин, Н. Г. Блинова, А. И. Фёдоров, Г. И. Тушина и др.). Актуальная проблема всех обшеобразовательных школ – несформированность у школьников мотивационно-ценностных установок на здоровье и здоровый образ жизни, низкий уровень их компетентности в вопросах культуры здоровья [1].

Административными методами можно добиться соблюдения гигиенических норм, обеспечить составление грамотного с позиции здоровьесбережения расписания уроков, минимизировать объем домашнего задания и пр. Но здоровьеразрушающее воздействие на учащегося отдельных учителей непосредственно на уроках сведет положительный эффект всех усилий до минимума. Именно здесь кроется риск негативного влияния учителя на здоровье своих учеников.

Несмотря на различия в трактовках понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» и использование некоторыми авторами понятия «здоровьеразвивающие педагогические технологии», мнения специалистов сходятся в необходимости проектирования здоровьеформирующей среды являющейся важнейшим элементом работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Нам представляется правомерным утверждение о том, что сам термин можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения [2].

Здоровьеформирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни (Н. К. Смирнов). Грамотная, творческая и самоотверженная работа педагога, ставящего заботу об ученике и его здоровье на первое место – огромный ресурс возможностей позитивного воздействия на ребенка. Правильно организованное здоровьесберегающее обучение и развивающий характер образовательной деятельности важные условия здоровьеформирующей среды! Здоровьеформирующие технологии существенно: повышают учебную мотивацию, познавательную активность и продуктивность деятельности; позволяют предусмотреть и преодолевать возможные отрицательные последствия для собственного организма и вести здоровый образ жизни; «раскрепостить» мышление и раскрыть свои способности; наметить пути в самообразовании и саморазвитии; способствуют развитию коммуникативных способностей и социальных навыков, способствуют успешности личности в постоянно изменяющихся условиях жизни. Таким образом, одним из эффективных способов построения образования на всех этапах проектирования здоровьесберегающего подхода является внедрение во все предметные области современных здоровьеформирующих образовательных технологий – технологий развития личности (самообразования, самовоспитания, саморазвития и пр.).

Список литературы

  1. Казин, Э. М. Здоровье учащихся как базовая адаптивная и социальная ценность [Текст]. / Э. М. Казин [и др.] // Валеология. – 2008. – № 3. – С. 18-25.
  2. Зотова, М. О. Особенности применения здоровьеразвивающих технологий в формировании культуры здоровья школьников [Текст]. / М. О. Зотова // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 3.
PDF