ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Раздел: Современные педагогические технологии организации урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 3

8 мая 2019 г.

Авторы: Васильева Ольга Валерьевна , Непомнящих Наталья Анатольевна

УДК 371.315+371.398

О. В. Васильева, Н. А. Непомнящих

O. V. Vasilyeva, N. A. Nepomnyashchikh

Васильева Ольга Валерьевна, учитель информатики и математики, МБОУ «СОШ № 67», г. Новокузнецк.

Непомнящих Наталья Анатольевна, учитель информатики, МБОУ «СОШ № 67», г. Новокузнецк.

Vasilyeva Olga Valeryevna, teacher of Informatics and mathematics, MBOU «School № 67», Novokuznetsk.

Nepomnyashchikh Natalia Anatolievna, teacher of Informatics, MBOU «School № 67», Novokuznetsk.

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

THE RELATIONSHIP OF CURRICULAR AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты интеграции урочной и внеурочной деятельности в современной школе. Приводятся примеры тем проектов, реализуемых средствами внеурочной деятельности на основе интеграции знаний различных учебных предметов.

Annotation. The article deals with the aspects of integration of teaching activities in mathematics and extracurricular activities. Examples of projects implemented by means of extracurricular activities on the basis of integration of knowledge of various subjects are given.

Ключевые слова: урочная и внеурочная деятельность, проект, интеграция знаний.

Keywords: curricular and extracurricular activities, project, the integration of knowledge.

 

Жизнь в современном обществе предъявляет к каждому человеку новые, определенные требования. Это должен быть человек, умеющий самостоятельно и критически мыслить, принимать решения и нести за них ответственность. В большей мере эта задача ложится на систему образования.

Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и развития общества в целом.

Процесс обучения и воспитания в современной школе складывался из уроков как обязательной его части и внеурочных занятий в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями учащегося. Прежде всего, урочная и внеурочная деятельности направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но если деятельность в рамках урока в первую очередь направлена на достижение предметных результатов, то внеурочные занятия – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. [1].

Как показал практический опыт авторов, именно интеграция урочных и внеурочных занятий способствовала созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и учащихся. В условиях интеграции формируется у учащихся творческий стиль жизнедеятельности и саморазвитие личности.

На уроках математики, например, при изучении темы «Треугольник», учащиеся знакомятся с типами треугольников и их свойствами, учатся находить площадь треугольника и различные его элементы исходя из условий задач. Но применения этих знаний в повседневной жизни нет, хотя это основной вопрос для учащихся. Внеурочные занятия позволяют реализовать практическое применение этих знаний. Ребятам ещё раз предлагается рассмотреть треугольники, рассмотренные на уроках, но только теперь их компьютерные модели, с помощью которых ученики создаются различные паркетные узоры и, исходя из количества «затраченных» треугольников, определяют площадь поверхности паркета, необходимого для укладки пола в помещении. Учащиеся не только используют полученные знания на практике, но и пробуют себя в роли дизайнеров и оформителей интерьера, а это первые профессиональные пробы.

Еще одним примером может служить темы «Проценты» и «Прогрессии». Если на проценты в школьном курсе математики рассматривается множество задач с практическим содержанием, то с прогрессиями дело обстоит гораздо хуже. Ликвидировать этот недостаток, помогают внеурочные занятия по финансовой грамотности учащихся. Ученикам предлагается ознакомиться с линейкой современных кредитов, условиями их получения и гашения. Затем школьникам предлагается разбиться на аналитические группы по 2-3 человека, выбрать два банка, используя сеть INTERNET ознакомиться с их сайтами, проанализировать их кредитные предложения. С помощью редактора электронных таблиц (например, MS EXCEL) определить наиболее выгодный для заёмщика кредит, взятый сроком на 3 года. Выгода определяется суммой, которую заёмщик должен вернуть банку и дополнительными условиями (бонусами, возможность досрочного гашения, гибкой системой платежей, минимальными штрафными санкциями за просроченность платежа и др.). Освоение указанных тем учащимися важны еще и в связи с тем, что задания данной тематики содержатся в контрольно-измерительных материалах ОГЭ и ЕГЭ по математике, а также присутствуют в вузовских программах по некоторым направлениям подготовки.

В настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Можно ли осуществить проект за один урок? Конечно, нет. Внеурочная деятельность дает возможность реализовать все задумки педагога и учащегося. В качестве примера приведем несколько тем проектов: «Космический Новокузнецк», «Школьный виртуальный музей», «Взаимосвязь архитектуры и математики в симметрии», «Математика в быту» и др.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, формирующих социальный опыт школьников. Взаимосвязь урочной и внеурочной работы имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение, способствует повышению мотивации школьников к обучению. Такое сочетание не только углубляет и расширяет знания учащихся, но и способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы и эстетических вкусов [2].

Список литературы

  1. Васильев, А. А. Формирование проектно-исследовательской компетенции при обучении физике [Электронный ресурс]. / А. А. Васильев, А. В. Пономарёва. // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании: электронный научный журнал. – 2016. – № 9(47). – Режим доступа : http://journal.kuzspa.ru/journals/74/ (дата обращения : 12.01.2019).
  2. Васильев, А. А. Системно-деятельностный подход: проблемы и перспективы применения при обучении физике [Текст]. / А. А. Васильев, И. И. Тимченко, А. А. Леушина, И. А. Казимирова // Фундаментальные науки и образование. Материалы VI Всероссийской НПК с международным участием (Бийск. 17-19 октября 2016 г). – Бийск : АГГПУ им. В. М. Шукшина, 2016. – 249 с. – С. 205-213. – 1 CD-ROM.
PDF