ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Раздел: Современные педагогические технологии организации урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Материалы III Международной очно-заочной научно-практической конференции. Часть 3

8 мая 2019 г.

Авторы: Бабич Светлана Васильевна , Тюрина Юлия Юрьевна

УДК 371.385:001.891

С. В. Бабич, Ю. Ю. Тюрина

S. V. Babich, Y. Y. Tyurina

Бабич Светлана Васильевна, учитель математики, МОУ « ТСШ № 11», г. Тирасполь.

Тюрина Юлия Юрьевна, учитель истории и обществознания, МОУ « ТСШ № 11», г. Тирасполь.

Babich Svetlana Vasilevna, the mathematics teacher, MOU «TSH № 11», Tiraspol.

Tyurina Yuliya Yur'evna, the history and social studies teacher, MOU «TSH № 11», Tiraspol.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS: MODERN THEORETICAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES

Аннотация. В данной статье рассмотрены способы формирования исследовательских умений и навыков у учащихся, обобщает собственный педагогический опыт по организации исследовательской деятельности во внеурочное время. В статье содержится практический материал по организации исследовательской деятельности учащихся.

Annotation. This article describes the ways of formation of research skills of students, summarizes their own pedagogical experience in the organization of research activities in after-school hours. The article contains practical material on the organization of research activities of students.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность, компетентностный подход, технология развития критического мышления, этапы исследовательской работы.

Keywords: educational and research activities, competence approach, technology of critical thinking, stages of research.

 

Исходя из целей и задач, которые ставит современное общество перед образовательным учреждением и педагогами, требуются изменения и в деятельности самого учителя. Педагогу необходимо хорошо ориентироваться в современных методах и формах проведения уроков, совершенствовать собственную профессионально-методическую грамотность. В первую очередь, изменения в системе образования касаются подхода к конструированию урока: формирование на уроках универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому педагогу необходимо использовать в обучении контекстно-компетентностный подход. В связи с этим возникает потребность пересмотреть и адаптировать к новым реалиям традиционные формы обучения в школе, а так же внедрить менее традиционные, но набирающие популярность технологии развития критического мышления. Для достижения качественного использования этой технологии стала широко практиковаться проектная деятельность учащихся, а в более старших классах – исследовательская деятельность. Но представление о ее содержании в сознании приднестровских педагогов до сих пор чётко не сформировано. С одной стороны, этот вопрос недостаточно подкреплен теоретическим материалом, с другой – широко используемой в образовании практикой заимствования очередных модных методических идей без их глубокого понимания и адаптации к собственной деятельности. В настоящее время исследовательская деятельность учащихся понимается как своеобразное написание реферата, обучение выступлению на конференции или, в лучшем случае, вооружение учащихся набором знаний и умений поиска и отбора нужной информации. При этом педагог не уделяет особого внимания главному вопросу: чему нужно научить детей в процессе исследования? Иными словами, приоритетным должен быть вопрос: какой же образовательный результат дает исследовательская деятельность учащихся?

Исследовательская деятельность учащихся неизбежно выходит за рамки традиционных учебных предметов, ее сразу необходимо выстраивать в рамках той научной дисциплины или области культуры, к которой относится предмет исследования, а не по требованиям школьной методики и дидактики. Способы организации, методы проведения и результаты исследовательской деятельности учащихся должны определяться содержанием и методологией соответствующей науки, хотя при этом они будут иметь и определенные общие черты, обусловленные психолого-педагогической спецификой детей и подростков [1, с. 46].

В учебно-исследовательской деятельности наибольшей проблемой является определение критериев успешности этой работы. И действительно, как, например, определить, в каких конкретно знаниях, умениях и навыках выражается исследовательское мышление и как замерить его динамику? Как определить, зачем учащимся в учебных целях нужно изучать сложную, строго специальную методику сбора математических данных? Вопросов здесь огромное количество, и в каждом конкретном случае возможен специфический для конкретной ситуации ответ.

Назовем и проанализируем основные этапы исследовательской работы [2, с. 117-120]:

  1. Поиск научной проблемы и интересная формулировка темы.
  2. Определить объект и предмет исследования, а так же обосновать актуальность выбранной темы.
  3. Обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений и пр.).
  4. Сбор, систематизация и анализ полученных данных.
  5. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация.
  6. Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, т. е. имеется понимание научной или социальной значимости выполнения тех или иных действий.

Если научно-исследовательская деятельность предполагает, что ее осуществляют уже обученные люди, то учебно-исследовательская деятельность как раз и направлена на развитие тех способностей и получение тех знаний, которые необходимы для научно-исследовательской деятельности. Здесь учащиеся не проводят реальных (т. е. научно и социально значимых) исследований, а учатся их проводить.

В учебно-исследовательской деятельности нам важен именно образовательный результат, а не сами по себе данные, полученные учащимися и педагогами в ходе исследования. Как показывает практика, развитие способностей учащихся к тому, чтобы самостоятельно видеть проблемы в окружающем мире или хорошо известной им области знаний и совершать целеполагание, является самой большой педагогической проблемой и одновременно наиболее благодарным образовательным результатом учебно-исследовательской работы [3, с. 59-62].

Исследовательская деятельность требует от учащихся определенных навыков научной работы. С этой целью для учащихся старших классов в нашей школе разработан, и пятый год преподается спецкурс «Введение в исследовательскую деятельность». Цель изучения спецкурса – это развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания. Содержание спецкурса «Введение в исследовательскую деятельность» базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов. Отбор содержания спецкурса проводился с учётом другого вида внеклассной работы – функционирования школьного научного общества учащихся «Созвездие».

Сейчас целесообразно включать исследовательскую деятельность в учебные планы 8-11-х классов и в образовательные программы дополнительного образования, так как она никак не укладывается в рамки классно-урочной системы и все равно требует дополнительных добровольных усилий [4]. Мы можем научить школьников частным элементам исследовательской работы в рамках учебных практик, например, выполнению методик. Но любые открытия появляются благодаря собственному мышлению исследователя, его заинтересованности и эмоциональной включенности в процесс работы.

В проектном обучении исключительное значение имеют личностный подход и мастерство педагога. Поэтому основной задачей стала организация научно-практической конференции учащихся на базе нашей школы. Это нововведение позволяет учащимся презентовать свои достижения в исследовательской, проектной учебной и внеучебной деятельности.

Целью конференции в образовательном учреждении является развитие творческих умений и навыков у одаренных детей, формирование творческого профессионально ориентированного мышления у школьников, конкурсный смотр самого перспективного и актуального, что выполнено учащимися за последний год во всех видах научно-исследовательской, практической и творческой деятельности. В школе существует положение о конференции и регламент ее организации, точно по срокам планирующий каждое действие оргкомитета. Разработаны информационные инструктирующие материалы о содержании деятельности каждой из групп. В этом учебном году Управляющий Совет Школы принял решение о ежегодном поощрении школьников, предоставивших лучшие работы на школьную научно-практическую конференцию. Лучшие работы учащихся хранятся в школьной библиотеке.

Решающим звеном внедрения проектного обучения в УВП школы является учитель. Для успешной реализации проектной деятельности необходима грамотная организация методической поддержки учителей. С этой целью в нашей школе были разработаны и проведены обучающие семинары «Технология компетентностно-ориентированного образования. Метод проектов», «Педагогическая технология портфолио», проведены заседания научного методического совета по темам: «Технологии компетентностно-ориентированного образования. Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Технология компетентностно-ориентированного образования. Дебаты», на заседаниях школьных методических объединений рассмотрен вопрос «Разработка тематического поля проектной деятельности».

В результате проведения таких научных конференций на школьном уровне, увеличилось количество призовых мест муниципального и республиканского исследовательских обществ учащихся:

  • Секция «Экономика» – тема: «Самый выгодный кредит в ПМР».
  • Секция «Архитектура» – тема: «Симметрия вокруг нас».
  • Секция «Дизайн-проекты» – тема: «Роль геометрических фигур в дизайне интерьеров».
  • Секция «История Тирасполя» – тема «Театр».
  • Секция «История моей семьи» – тема «Фотография из моего семейного альбома».

Если в процессе обучения учащийся приобретет исследовательские навыки работы с огромным потоком информации, научится ее анализировать и обобщать, сопоставлять факты, делать выводи и заключения, то это поможет ему легче адаптироваться в дальнейшей жизни и правильно выстроить вектор своей будущей профессии.

Сегодня в образовательных учреждениях есть все возможности для развития способностей учащихся в проектной деятельности. И пусть продуктом нашей педагогической работы станет ученик, нацеленный на успех.

Список литературы

  1. Бочаров, А. Б. Научное исследование : методы, принципы, проблемы и подходы : пособие для студентов по курсу философии [Текст] / А. Б. Бочаров ; Сев.-Зап. акад. гос. службы. – Санкт-Петербург : [Изд-во СЗАГС], 2004. – 63 с.
  2. Иксанова, Т. А. Проектная деятельность на уроках математики [Электронный ресурс]. / Т. А. Иксанова. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). – Уфа : Лето, 2015. – С. 117-120. – Режим доступа : https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7521.
  3. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования [Текст]. / А. В. Хуторской. // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
  4. Щербакова, С. Г. Формирование проектных умений школьников: практические занятия [Текст]. / С. Г. Щербакова. – Волгоград : Учитель, 2009.
PDF