ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

Журнал: Материалы XIV Международной научно-практической конференции

30 декабря 2019 г.

Авторы: Тихонова Елена Владимировна , Карась Светлана Ивановна , Жинко Ирина Олеговна

УДК 378

Е. В. Тихонова, С. И. Карась, И. О. Жинко

E. V. Tikhonova, S. I. Karas, I. O. Zhinko

Тихонова Елена Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.
Карась Светлана Ивановна, старший преподаватель, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.
Жинко Ирина Олеговна, студент, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Tikhonova Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, UO MSPU. I. Р. Shamyakina, Mozyr, Republic of Belarus.
Karas Svetlana Ivanovna, senior lecturer, UO MSPU. I. P. Shamyakina, Mozyr, Republic of Belarus.
Ginko Irina Olegovna, student, UO MGPU im. I. P. Shamyakina, Mozyr, Republic of Belarus.

 

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

EDUCATIONAL POTENTIAL OF ARTS AND CRAFTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS OF LABOR TRAINING

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки будущих учителей, раскрыты значение и возможности реализации воспитательного потенциала декоративно-прикладного искусства в процессе подготовки будущего учителя обслуживающего труда.

Abstract. The article deals with the issues of professional training of future teachers, reveals the importance and possibilities of implementing the educational potential of arts and crafts in the process of training the future teacher of service work.

Ключевые слова: воспитание, профессиональная педагогическая подготовка, декоративно-прикладное искусство, народная культура, обслуживающий труд.

Keywords: education, professional pedagogical training, arts and crafts, folk culture, service work.

 

Становление Республики Беларусь как суверенного государства, изменение современной социокультурной ситуации в мире обозначили необходимость усовершенствования национальной системы образования и воспитания.

В соответствии со статьей 18 Кодекса Республики Беларусь «Об образовании» целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Задачами воспитания являются: формирование гражданских и патриотических качеств и национального самосознания детей и учащейся молодежи на основе государственной идеологии [1].

Успешная реализация задач, ставящихся перед национальной системой образования, в наибольшей степени зависит от учителя, формирующего в процессе обучения мировоззрение будущего поколения, стремление осознать себя как носителя национальной культуры, что обусловливает необходимость повышения качества подготовки будущего учителя, воспитания у него творческого подхода к образовательному процессу.

Особая роль здесь принадлежит учителям трудового обучения. Согласно концепции учебного предмета «Трудовое обучение» на занятиях по трудовому обучению создаются условия для формирования всесторонне развитой, активной, творческой и нравственной личности [2]. Поэтому приоритетными задачами подготовки будущих учителей обслуживающего труда является не только профессиональная, но и общекультурная подготовка будущих специалистов, включающая передачу подрастающему поколению многовековой народной культуры, хранителями памяти которой выступают и произведения декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство – уникальный источник сохранения духовно-культурных достижений поколений, имеющий признаки национальной принадлежности и самобытности. В нем в концентрированной форме выражены нравственные идеалы и ценности народа, которые являются важнейшим источником обогащения современной педагогики и социально-культурной деятельности [3].

В народном декоративно-прикладном искусстве живет душа народа, его богатый практический опыт и эстетический вкус. Сделанные по законам красоты, изделия народных мастеров не оставляют равнодушными и детей. Знакомство с ними вызывает чувство гордости за свой народ. Тяжело оценить тот моральный багаж, который получают дети, когда знакомятся с произведениями народных мастеров – как наших предков, так и современников [4].

При возрастающих темпах интеграции культуры всё более усиливается интерес к её национальным истокам. Народное искусство продолжает вдохновлять всё видовое и жанровое искусство. Народное искусство понимается как неотделимая часть культурного процесса, поэтому большое значение придаётся сохранению и развитию его традиций.

Однако в последние годы явным становится то, что много ценностей национальной культуры, к сожалению, утрачено. Результат этой проблемы – постепенная утрата духовности, деградация эстетических идеалов. В связи с этим социально-культурное явление возрождения сути традиционной культуры является тем необходимым фактором, в котором заложен глубокий воспитательный потенциал.

Поэтому в современных условиях приобрела актуальность проблема реализации воспитательного потенциала народного искусства и, прежде всего, искусства декоративно-прикладного как наиболее близкого восприятию обучаемых. Возвращение к традициям народного творчества очень важно как в целях сохранения национального самосознания, так и для воспитания духовности, формирования эстетической культуры человека. Причем данный процесс является двусторонним: система национального образования обращается к проблемам белорусской культуры, а традиционная культура всё смелее включается в учебный и воспитательный процесс.

Вопросы воспитания в национальных традициях и средствами народного декоративно-прикладного искусства рассмотрены во многих исследованиях педагогов и психологов. Проблемы подготовки учащихся к трудовой деятельности отражены в исследованиях Э. Д. Новожилова, В. А. Полякова, М. Н. Скаткина и других ученых-педагогов. Особенности ее организации раскрыты в трудах психологов С. Л. Рубинштейна, Н. Д. Левитова, К. К. Платонова, В. В. Чебышевой. В исследованиях Т. В. Кудрявцева, Е. И. Игнатьева, И. С. Якиманской выявлены условия эффективной организации художественно-творческой деятельности учащихся.

В процессе профессиональной подготовки будущих учителей обслуживающего труда в УО МГПУ им. И. П. Шамякина, начиная со 2 курса, студенты изучают дисциплину «Декоративно-прикладное искусство» в течение пяти семестров. Основные задачи курса:

  • знакомство студентов с традициями, сущностью, приемами работы различных направлений декоративно-прикладного искусства;
  • овладение практическими навыками различных видов декоративно-прикладного искусства;
  • формирование у студентов умений самостоятельно и творчески подходить к выбору объекта труда, разработке эскиза, проекта, конструкции, выбору приемов выполнения работы, способов эстетического оформления готового изделия;
  • воспитание национального самосознания, уважения к народной культуре на основе осознания ее уникальности и самобытности в процессе освоения традиционных народных ремесел;
  • развитие нравственной и эстетической сферы личности, реализация творческого потенциала обучаемых в прикладной творческой деятельности;
  • подготовка студентов к руководству освоением школьниками различных видов декоративно-прикладного искусства.

На примерах декоративно-прикладного искусства можно изучить практически все содержание образовательных стандартов по трудовому обучению. При этом одновременно открываются широкие возможности для развития творческого потенциала студентов, их эстетического и патриотического воспитания.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству студенты должны почувствовать, что они являются частью народа, огромной и богатой традициями страны, что они – граждане своей страны. Для этого необходимо начать знакомство с малой Родиной – города, региона, где они живут; изучить его обычаи, исторические места и т.д.

Приобщение студентов к нравственным ценностям национальной культуры, ознакомление их с основами декоративно-прикладного искусства, изучение особенностей художественной и декоративной обработки сырья и изготовления изделий народного творчества – одна из приоритетных задач эстетического и трудового воспитания подрастающего поколения. Изготавливая на занятиях изделия декоративно-прикладного характера, студенты не только приобретают практический опыт по художественной обработке материалов, но и расширяют свой кругозор сведениями различных наук, включаются в процесс познания художественных образов, овладевают основами эстетики, композиции и гармонии в условиях взаимосвязи их трудовой деятельности с элементами художественного творчества.

Примером успешной работы в данном направлении можно считать опыт выполнения студентами проектов, как итоговых работ по отдельным разделам дисциплины, которые, вызвав особый интерес и мотивировав студентов на самостоятельной расширение предметных знаний и совершенствование специфических технологических умений, были расширены, дополнены более глубоким исследовательским компонентом и трансформированы в курсовые исследования, ведущей целью которых является углубление и систематизация знаний обучающихся по истории белорусского декоративно-прикладного искусства, с включением их в общемировой контекст развития декоративно-прикладного искусства; выведение знания с уровня практического освоения материала на уровень его исторического и теоретического обобщения.

На первых этапах тема проекта предлагалась сообразно учебному материалу раздела дисциплины, но реализация проекта велась по индивидуальным образовательным профилям в соответствии с выбранным объектом труда. Студенты изучали прототипы изделий, предлагали свои варианты формы и декора изделий, разрабатывали собственные зарисовки и эскизы, выбирали композиционное и цветовое решение, осуществляли выбор материалов и необходимого оснащения, проектировали оптимальную технологию изготовления и выполняли изделие в материале.

Основной этап реализации проектной технологии осуществляется в ходе курсового проектирования по «Декоративно-прикладному искусству» объединенного общей тематикой – девизом «Мой город, я тебя люблю!». Выбор данной тематики обусловлен тем, что 2018 и 2019 годы в Республике Беларусь объявлены Годом малой Родины. Глава государства пояснил, что на принятие такого важного решения подвигли размышления о важности малой Родины в судьбе каждого человека.

Для воплощения своих идей студенты выбрали различные техники и материалы декоративно-прикладного искусства. При разработке схем студенты использовали современные информационные технологии, в ходе стилизации фотоизображений для получения эскизов применяли ведущие композиционные законы и правила.

Наиболее оригинальными и эстетичными были предложены варианты работ, предполагающие использование техники вышивания бисером, весьма необычной выступила мозаика из кожи, выполненная по счетной схеме с использованием мелких квадратных кожаных элементов, особой тщательностью и скрупулезным подходом отличается панно, вязанное крючком по счетной схеме; уникальность технологических приемов проявляется в изготовлении работ в смешанных техниках, в сочетании аппликации из бисера и витража, вытинанки и аппликации, вышивки лентами и росписи по ткани.

Мы считаем, что выполнение данных курсовых проектов будет способствовать не только развитию практических навыков в области того или иного ремесла, но и мотивирует студентов к изучению истории города, его традиций, анализу архитектурных форм, оценке их эстетической роли в формировании городского облика. Изучая историю своего родного края, студенты не только приобретают знания, они знакомятся с отличительными чертами и характером белорусов, который формировался на протяжении многих столетий, что способствует формированию чувства долга и ответственности за свой город и за его будущее.

Выполнение студентами творческих проектов в области декоративно-прикладного искусства мы рассматриваем не только как процесс, направленный на ознакомление студентов с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, но и как один из эффективных способов трудового, гражданско-патриотического и нравственно-эстетического воспитания. В процессе выполнения творческих проектов целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным результатом изменение самого субъекта творчества.

С целью поддержки талантливой молодежи, стимулирования различных молодежных инициатив, активизвции научно-исследовательской работы студентов, обеспечения возможности для каждого студента реализовать свое право на творческое развитие личности в соответствии с его способностями и потребностями на факультете функционирует студенческий кружок «Развивающий потенциал декоративно-прикладного искусства».

Наиболее ярким примером эффективности работы кружка можно считать победу в республиканском конкурсе проектов и проектов и инициатив творческой молодежи «Гений-стартап». Организаторами конкурса выступали Министерство культуры РБ и Министерство образования РБ. Главными задачами данного конкурса были развитие творческих способностей талантливой молодежи, создание благоприятных условий для реализации культурных проектов и молодежной инициативы, развитие и поддержка новых для Республики Беларусь форм проведения культурных мероприятий. Творческой группой студентов, обучающихся по специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство» был подготовлен и представлен проект «Вишенка», который предполагал организацию творческой студенческой лаборатории-студии для разработки, изготовления, и популяризации молодежных комплектов дополнений к одежде с использованием мотивов народного костюма.

Импульсом для разработки проекта послужил тот факт, что именно дополнения, как вишенка на торте, способны завершить образ, придать ему законченность, а в случае использования национальных мотивов – еще и самобытность, духовную и смысловую наполненность. Основные элементы костюма, выполненные по народным мотивам, уместны не в каждом образе и не в каждой ситуации молодежной жизни, а предлагаемые авторами проекта дополнения могут быть органичны в любом костюме с эстетической точки зрения, а помимо этого – обозначить социальную позицию владельца, его культурную направленность и степень национальной самоидентификации.

Авторы проекта предложили коллекцию головных уборов для юноши и девушки (рис. 1). В основе модели и конструкции женских шапочек – образ женского головного убора «намитка». Шапочки декорированы стилизованными узорами. Мужские шапочки выполнены по мотивам традиционного валяного головного убора «магерки».

Критериями оценки проектов были идейно-художественное содержание и оригинальность авторской задумки проекта, социальная значимость и новаторский характер проекта, его нацеленность на популяризацию белорусской национальной культуры, возможность реализации проекта, ожидаемый социальный и экономический эффект.

По итогам конкурса проект, представленный нашим университетом, был высоко оценен жюри, удостоен диплома победителя, вошел в десятку лучших проектов Республики.

В настоящее время его отдельные идеи уже реализованы, работа по воплощению идей в материале будет продолжена в дальнейшем. Ее результаты можно будет увидеть на выставках, в коллекциях одежды и, как мы надеемся, в повседневной жизни [5].

Многолетний опыт работы в сфере преподавания декоративно-прикладного искусства позволяет сделать вывод о том, что ценность обучения народным ремеслам не только формирует отношение студентов к предметному миру с позиций целесообразности и красоты, но и позволяет осмыслить и полюбить художественную культуру своего народа. Кроме того, создание творческих работ (от эскизного варианта до реализации в материале), участие будущих учителей в отчетной выставке декоративно-прикладного искусства в вузе, в различных творческих конкурсах, семинарах, ярмарках, мастер-классах, – это комплексная учебно-творческая задача, требующая от студентов мобилизации всех теоретических и практических знаний, умений и навыков, но, главное, позволяющая запустить механизм развития и реализации творческого потенциала, социальной активности будущих учителей. При этом важно отметить, что рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают будущим учителям осознать, что знания – это не только самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме и самореализоваться как личность.

Список литературы

  1. Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://kodeksy.by/kodeks-ob-obrazovanii/statya-18 (дата обращения : 28.11.2019).
  2. Концепции учебного предмета «Трудовое обучение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://school20-orsha.by/index.php?id=525&Itemid=170&option=com_content&view=article (дата обращения : 26.11.2019).
  3. Денисенко, Ю. В. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи средствами народного музыкального творчества в сфере досуга [Электронный ресурс]. / Ю. В. Денисенко. – Режим доступа : http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-05/dissertaciya-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-studencheskoy-molodezhi-sredstvami-narodnogo-muzykalnogo-tvorchestva-v-sfere-dosuga (дата обращения : 26.11.2019).
  4. Сахута, Я. М. Народнае мастацтва Беларусi [Текст]. / Я. М. Сахута. – Мн. : БелЭн. – 1997. – 296 с.
  5. «Гений-стартап» : победа в конкурсе молодежных проектов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : Lhttp://www.mspu.by/index.php/home/6320-genij-startap-pobeda-v-konkurse-molodezhnykh-proektov (дата обращения : 27.11.2019).
PDF