Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СССР И В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ

Авторы: Е. В. Ващенко, А. И. Тимошенко
Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

УДК 377

А. И. Тимошенко, Е. В. Ващенко

A. I. Timoshenko, E. V. Vashchenko

Тимошенко Александр Иванович, доктор педагогических наук, профессор ИГУ, г. Иркутск, Россия.

Ващенко Екатерина Владимировна, преподаватель специальных дисциплин Государственного Бюджетного Профессионального Образовательного Учреждения «Ангарский техникум рекламы и промышленных технологий», аспирант ИГУ, кафедра технологий, предпринимательства и методик их преподавания, г. Иркутск, Россия.

Timoshenko Alexander Ivanovich, doctor of pedagogical Sciences, Professor of ISU, Irkutsk, Russia.

Vashchenko Ekaterina Vladimirovna, teacher of special disciplines Of the state Budgetary Professional Educational Institution «Angarsk technical school of advertising and industrial technologies», postgraduate student of ISU, Department of technologies, entrepreneurship and methods of their teaching, Irkutsk, Russia.

УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СССР И В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ КАЧЕСТВ

CONDITIONS OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG SPECIALISTS IN THE USSR AND IN MODERN RUSSIA. MODERN UNDERSTANDING OF THE ADAPTIVE QUALITIES

Аннотация. В статье рассматриваются исторические периоды становления государственной политики по отношению к трудовым резервам страны. Наряду с потребностями государства в различные периоды истории, формировались различные требования к трудовой молодежи. Состояние понимания современных профессиональных адаптационных качеств личности требует глубокого и всестороннего изучения, понимания возможностей и полноценного использования образовательной среды СПО.

Abstract. The article considers the historical periods of formation of the state policy in relation to the labor reserves of the country. Along with the needs of the state in different periods of history, different requirements for working youth were formed. The state of understanding of modern professional adaptive qualities of personality requires a deep and comprehensive study, understanding of the possibilities and full use of the educational environment of Secondary Vocational Education.

Ключевые слова: профессиональные адаптационные качества, государственная молодежная политика, молодой специалист, профессиональные компетенции, система профессионального образования.

Keywords: professional adaptation qualities, state youth policy, young specialist, professional competences, system of professional education.

 В современной отечественной и зарубежной научной литературе последнего времени вопрос процесса профессиональной адаптации лиц, окончивших среднее или высшее профессиональное образовательное учреждение, привлекает все большее внимание педагогов системы профессионального образования, философов, психологов, социологов и специалистов смежных отраслей. Успешность профессиональной адаптации молодого специалиста демонстрирует качество его подготовки, степень понимания потребностей работодателя системой образования, адекватность применяемых в профессиональном образовании программ и степень понимания системой образования происходящего в экономике России. В конечном счете, активный грамотный специалист, следуя законам диалектики и логики, будет влиять на «высокие темпы экономического роста» [8], что является важнейшей экономической задачей последнего времени.

Процесс профессиональной адаптации имеет внешние и внутренние факторы [15].

К внешним мы относим те условия социально-экономической среды, которые созданы и детерминированы внешними параметрами, начиная от политической ситуации в стране, существующего строя, общественно-экономической формации, проводимой государственной молодежной политики, исполнения юридическими лицами, являющихся работодателями, требований законодательства в трудовой сфере и т.д.

К внутренним факторам мы относим профессиональные адаптационные качества личности, которые согласно ФГОС отражены в перечне общих и профессиональных компетенций.

Интерес представляет анализ исторических этапов и отношение государства к формированию профессиональных качеств молодого специалиста. Советская система государственных мер поддержки «молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения» [7]. Безусловно, условия, создаваемые в СССР в рамках государственной молодежной политики, позволяли чувствовать себя выпускнику профессионального учебного заведения более защищенным в социальном, профессиональном и личностном аспекте, чем современному выпускнику, о чем говорят данные, приводимые Росстатом: уровень безработицы среди выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования в городе за 2015-2017 годы составил 11,6 % и 16,1 % соответственно (рис. 1) с тревожной прогрессивной тенденцией [16], тогда как в СССР проводимая государственная молодежная политика позволила ликвидировать безработицу полностью.

Уже с первых лет обучения государством признавалось необходимым готовить детей к участию в общественно полезном труде. Воспитание молодежи осуществлялось в духе высоких принципов коммунистической морали, любви к труду, непримиримости к буржуазной идеологии (Закон СССР…, 1958) [6].

18 марта 1968 года был утвержден Приказ Министра высшего и среднего специального образования СССР № 220 Об утверждении положения о персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения, который четко регламентировал порядок действий профессиональных учебных заведений по обеспечению каждого выпускника рабочим местом и пакетом социальных льгот и гарантий, в которые входило предоставление жилой площади, месячного отпуска перед началом работы, пособие в размере месячной стипендии за счет предприятия, на которое направлялся специалист, оплата проезда и провоза имущества как специалисту, так и членам его семьи и другие льготы. В случае отказа от места, предоставляемого государством или увольнения с места до истечения трех лет с момента трудоустройства, специалист лишался данных льгот и обязан был вернуть полностью выплаченные государством суммы. Данный приказ перманентно сменился близким ему по содержанию ПРИКАЗОМ Минвуза СССР № 870 от 30.07.1980 года, затем ПРИКАЗОМ Госкомобразования № 286 от 22.08.1988 года, который утратил силу уже в современной России с выходом Указа Минобрнауки № 731 от 21.06.2016 года. Фактически последний приказ не действовал с момента распада СССР в 1991 году [7, 9, 10, 11].

Таким образом, в советский период проблемы занятости молодежи как таковой и безработицы не существовало. Вся молодежь была обеспечена работой, иногда и вопреки своему желанию. С одной стороны, такая линия государства способствовала полной занятости молодежи и гарантировала им определенный набор социальных благ. С другой стороны, происходило нарушение свободы выбора молодежью места работы и места жительства [6].

В целом, советская политика по трудоустройству молодежи была частью молодежной политики государства. Как пишет Вал. А. Луков, власть рассматривала молодежь как определенный ресурс. В советское время ресурсный подход просматривается в «массовых комсомольских мобилизациях на решение народнохозяйственных задач» [5]. И. М. Ильинский и Вал. А. Луков подчеркивают, что советская молодежная политика «всецело определялась партией, ее директивами, ее лидерами» [3, 5].

В 1984 году в трудах Задонского дается следующее определение производственной адаптации: производственная адаптация рабочей молодежи представляет собой присвоение (в форме первичного овладения) совокупности средств и предметов труда, их технологической связи и усвоение производственных отношений, определяющих рамки трудовой деятельности людей [2]. Молодые адаптирующиеся специалисты, при гегемонии социалистической собственности на средства производства, рассматривались как собственники средств производства и предметов труда, что принципиально отличает молодых специалистов в СССР от современных.

В итоге социально-производственной адаптации у молодых рабочих формируются коллективистские качества сохозяина производства, развиваются способности социально-активных производственников и обеспечивается удовлетворение материальных и интеллектуальных потребностей носителей новой рабочей силы. Концентрированно результат усвоения социальной значимости своего труда проявляется в более активном участии рабочей молодежи в управлении производством [2].

С приходом постсоветского времени, как пишет исследователь проблем молодежи И. М. Ильинский: «В 1992 г. из Закона РФ «Об образовании» изъяли один из двух компонентов, составляющих, наряду с термином «обучение», понятие «образование», – «воспитание». ……На мой взгляд, это была грубейшая ошибка, следствием которой должно было произойти резкое падение духовно-нравствен­ного развития детей и молодежи, и без того уже низкое. ….... …… Целили завлабовские «верхи» в коммунистическое воспитание, а попадали в будущее России» [3].

Государственная политика в России по отношению к молодежи получили резкий разворот. Произошла приватизация предприятий, появились различные формы собственности на средства производства, с сохранением государственной собственности, развитие рыночных структур [4, статья 8]. Появился малый, средний и крупный бизнес. Условия занятости молодежи резко претерпели изменения. Теперь вопрос решается самим молодым человеком и полностью зависит от него, его активности, целеустремленности, конкурентоспособности.

Что касается современной государственной молодежной политики, то в этом направлении наметился прогресс. «29 ноября 2014 г. Распоряжением Правительства РФ № 2403-р утверждены «Основы государственной молодежной политики Рос­сийской Федерации на период до 2025 года». В этом документе «государственная молодежная политика определена как направление деятельности Российской Федерации, от которой зависят глобальная конкурентоспособность, национальная безопасность страны...» [3, 12].

29 мая 2015 г. Распоряжением Правительства РФ № 996-р утверждена «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на пе­риод до 2025 года», «основной задачей которой определено развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [3, 13], но при этом, меры государственной поддержки молодых специалистов сегодня существуют лишь по отдельным отраслям экономики, носят эпизодический характер.

Современные исследователи, в частности, Е. Л. Руднева, определяет процесс социально-профессиональной адаптации личности, как «процесс личностных изменений под воздействием внешних и внутренних факторов, социально-экономических условий, порождаемых включением личности в подготовку к профессиональной деятельности, в ходе реализации в профессиональной деятельности и жизни общества, приобретении социально-профессионального опыта в условиях рынка» [14, с. 19].

Я. Г. Гальперин и О. И. Жданов считали, что в условиях производства первостепенное значение приобретает способность работника адекватно изменять свои функциональные параметры и сохранять благоприятное отношение в различных условиях деятельности [1, с. 41].

М. А. Суздалова дает следующее определение профессиональной адаптации: профессиональную адаптацию мы рассматриваем и как процесс приспособления личности к будущей профессиональной деятельности, и как результат процесса активно-преобразующих связей личности с профессиональной деятельностью и профессиональной средой [15].

В современных определениях подчеркивается приспособляемость личности к внешней среде, к тем условиям, которые создает работодатель. Во главу угла ставится соответствие профессиональных качеств молодого специалиста ожиданиям и интересам работодателя, который существует сегодня в конкурентной рыночной среде.

Список литературы

  1. Гальперин, Я. Г. Технология психологической самозащиты [Текст] / Я. Г. Гальперин, О. Н. Жданов // Стресс – дистресс – проблема XX века. – М. : ВНИИЦТАМ ЭННОМ, 1997. – 164 с.
  2. Задонский, А. В. Социально-экономическая сущность производственной адаптации молодых рабочих и факторы её ускорения [Текст] / А. В. Задонский. – Диссертация кан. экон. наук. – М. : 1985. – 239 с.
  3. Ильинский, И. М. Государственная молодежная политика в СССР [Текст] / И. М. Ильинский. – М. : Издательство Московского гуманитарного университета, 2017. – 432 с.
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Текст]
  5. Луков, Вал. А. Игорь Михайлович Ильинский [Текст] / Вал. А. Луков // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 3. – С. 389-394.
  6. Мурзаева, Е. С. Периодизация истории государственного регулирования труда молодых специалистов в советское время [Текст] / Е. С. Мурзаева. // Журнал «Научный потенциал – работы молодых ученых». – 2013. – № 4. – С. 273-278.
  7. «Положение о распределении и использовании в народном хозяйстве выпускников высших и средних специальных учебных заведений» (утв. Гособразованием СССР, Госпланом СССР, Госкомтрудом СССР, Минфином СССР, Минюстом СССР 01.08.1988) [Текст].
  8. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Текст].
  9. Приказ Минвуза СССР от 18.03.1968 № 220 об утверждении положения о персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения [Текст].
  10. Приказ Министерства высшего и среднего специального образования в СССР от 30 июля 1980 г. № 870 о введении в действие положения о межреспубликанском, межведомственном и персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения [Текст].
  11. Приказ Министерства образования и науки российской федерации от 21 июня 2016 г. № 731 о признании не действующими на территории российской федерации отдельных правовых актов СССР в сфере образования [Текст].
  12. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Текст].
  13. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Текст].
  14. Руднева, Е. Л. Социально-профессиональная адаптация старшеклассников в системе лицейского образования [Текст] / Е. Л. Руднева; под ред. Н. Э. Касаткиной. – Кемерово : ООО «Компания ЮНИТИ». – 2000. – 165 с.
  15. Суздалова, М. А. Адаптация обучающихся учреждений профессионального образования к рынку труда [Текст] / М. А. Суздалова. – Диссертация кан. пед. наук. – Кемерово : 2013. – 161 с.
  16. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.gks.ru
Теги: профессиональные адаптационные качества, государственная молодежная политика, молодой специалист, профессиональные компетенции, система профессионального образования

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация