ИЗУЧЕНИЕ АСПЕКТОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

Журнал: Материалы XIV Международной научно-практической конференции

30 декабря 2019 г.

Авторы: Макеренкова Инесса Анатольевна

УДК 378.14

И. А. Макеренкова

I. A. Makerenkova

Макеренкова Инесса Анатольевна, старший преподаватель кафедры технологического образования Учреждения образования Мозырский государственный педагогический университет имени И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Makerenkova I.A Senior Lecturer, Department of Technological Education, Educational Institutions Mozyr State Pedagogical University named after I. P. Shamyakina, Mozyr, Republic of Belarus.

 

ИЗУЧЕНИЕ АСПЕКТОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ

TUDYING THE ASPECTS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION AT TECHNOLOGY LESSONS

 

Аннотация. В статье рассматривается вопросы повышения качества вузовского обучения, направленные на приобретение конструкторско-технологических навыков при выполнении курсовых работ по спецдисциплинам. Предлагается организация учебного процесса с использованием исследовательской деятельности студентов, позволяющая оптимизировать учебный процесс, делая его более познавательным и творческим.

Abstract. The article discusses the issues of improving the quality of university education aimed at acquiring design and technological skills in the course work on special subjects. The organization of the educational process using the research activities of students is proposed, which allows to optimize the educational process, making it more informative and creative.

Ключевые слова: качество образования, профессиональная подготовка, самостоятельная работа, исследовательская деятельность, технологические навыки.

Keywords: quality of education, vocational training, independent work, research, technological skills.

 

Реформирование высшего образования в Республике Беларусь выдвигает на первый план проблемы качества образования: подготовки конкурентоспособных специалистов, способных в быстро меняющихся условиях рынка труда самостоятельно приобретать и совершенствовать свои знания на протяжении всей жизни. Новые стратегические ориентиры в развитии экономики, интеграционные преобразования различных областей знания кардинально меняют требования к образованию, что предполагает поиск соответствующих подходов к содержанию профессионального образования [2].

Повышение качества профессиональной подготовки выпускника требует разработки и внедрения соответствующего учебно-методического обеспечения и адекватных образовательных технологий, направленных на активизацию и увеличение доли самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов. Таким образом, самостоятельная работа студентов как сложная составляющая учебно-воспитательного процесса вуза требует объединённых усилий всех участников образовательного процесса по её организации и созданию её комплексного обеспечения: нормативного, научно-методического, дидактико-технологического, компьютерного, материально-технического и др. [1].

Между тем, выпускники вузов в достаточной степени не владеют навыками рациональной организации самостоятельной работы в контексте системного развития общих познавательных, организационно-деятельностных и специально-прикладных способностей. Недостаточно системно разработаны не только методы единой организации и самоорганизации самостоятельной учебной работы в вузе, но и средства оптимальной дифференциации учебно-познавательной деятельности.

Решение проблемы развития общих познавательных, организационно-деятельностных и специально-прикладных способностей личности средствами самостоятельной работы связано с преодолением центрального противоречия: между существующими формами познавательной деятельности обучающихся в вузе и актуальными социальными требованиями к уровню развития их способностей, определяющими познавательную активность и готовность будущего специалиста к самоорганизации, непрерывному самообразованию и совершенствованию своего труда.

При организации учебного процесса в системе подготовки будущих учителей технологии особое внимание, на наш взгляд, должно уделяться содержанию, методам и формам обучения, направленным на приобретение технологических навыков, что является актуальным в современном мире. В рамках деятельностного подхода к подготовке будущих учителей технологии предполагается оптимальное сочетание теоретических и практических навыков. Так, в частности, при выполнении студентами курсовых работ по дисциплинам «Технология швейного производства», «Основы конструирования и моделирования одежды» выполняются практикоориентированные педагогические и технологические задачи, с которыми будущий учитель столкнётся в своей педагогической деятельности. Данные работы могут носить и творческий характер, способствуя развитию познавательной самостоятельности обучаемых и направлены на поиск методических приемов и перспективных технологий.

Например, при выполнении курсовых работ по основам конструирования и моделирования одежды, студентам предлагается исследовательская задача: на основе визуального осмотра и ряда антропометрических размерных признаков изучить конкретную фигуру, а затем, анализируя полученные данные предложить конструкцию модели в наибольшей степени, удовлетворяющую требованиям, предъявляемым к изделиям проектируемого ассортимента. Если конкретная фигура не является типовой (о чём могут свидетельствовать отклонения размерных признаков от фигуры типового телосложения), то студенты самостоятельно выполняют поиск верного решения возникшей проблемы, предлагая модели изделий, которые можно рекомендовать для нетиповых фигур, а затем строят их конструкции.

Небольшие отклонения от стандартной фигуры имеет практически любой человек, но не каждое из таких отклонений должно повлечь за собой изменение основного чертежа конструкции. Отличия от стандартной фигуры могут означать, например, что размеры, величины длины и ширины непропорциональны друг другу, поэтому использование общих правил построения чертежа возможно лишь частично. В таких случаях очень важно сравнивать размеры, полученные в результате измерений, с размерами, рассчитанными по формулам (пропорциональные размеры).

Например, на рисунке 1 представлен эскиз модели одежды, рекомендуемый для фигур с отклонениями от типового телосложения. Для фигур с большой грудью, прямой спиной и плоскими ягодицами рекомендуется костюм в стиле «кантри», состоящий из жилета и юбки. Короткий жилет плотноприлегающий к телу с застежкой встык, которая фиксируется плотным шнуром, позволяет уменьшить размер груди. Объемная юбка скрывает плоские ягодицы (рис. 1).

Исходя из вышеперечисленных особенностей телосложения фигуры нетипового телосложения, разрабатывается конструкция изделия, на которую вносятся модельные особенности в соответствии с эскизом проектируемой модели. На рисунке 2 представлена конструкция женского жилета на нетиповую фигуру с учтенными конструктивными изменениями.

Таким образом, при проведении курсовых исследований по дисциплине основы конструирования и моделирования одежды с использованием проблемных ситуаций, в частности, основанных на поиске верного решения при конструировании изделий на нетиповые фигуры, выявлена возросшая активность студентов, стремление получать знания с использований современных технологий, позволяющих оптимизировать учебный процесс, делая его более познавательным. Правильная организация самостоятельной работы является сегодня достаточно эффективным направлением в учебном процессе, своеобразным дидактическим средством, которое положительно влияет на получение знаний, развивает самостоятельную творческую деятельность студентов, способствует приобретению технологических практикоориентированных навыков.

Список литературы

  1. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов [Текст] / И. А. Зимняя. – 2-е изд. – М. : Логос, 2005. – 384 с.
  2. Педагогические основы самостоятельной работы студентов [Текст] / О. Л. Жук [и др.]; под общ. ред. О. Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2005. – 112 с.
PDF