ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ТРУДА

Раздел: Профессиональное образование и технологическое обучение в РФ и за рубежом

Журнал: Материалы XIV Международной научно-практической конференции

30 декабря 2019 г.

Авторы: Астрейко Сергей Яковлевич , Астрейко Александр Яковлевич , Старостенко Денис Владимирович

УДК 378

С. Я. Астрейко, А. Я. Астрейко, Д. В. Старостенко

S. Y. Astreiko, A. Y. Astreiko, D. V. Starostenko

Астрейко Сергей Яковлевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.
Астрейко Александр Яковлевич, учитель трудового обучения (технического труда) высшей категории, ГУО «Нарочская СШ № 2» Мядельского района Минской области, Республика Беларусь.
Старостенко Денис Владимирович, студент, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Astreiko Sergey Yakovlevich, сandidate of рedagogical sciences, аssociate рrofessor, head of department, UO «MSPU named after I. P. Shamyakin», Mozyr, Republic of Belarus.
Astreiko Alexander Yakovlevich, teacher of labor education (technical labor) of the highest category, GUO «Naroch secondary school № 2», Myadel district, Minsk region, Republic of Belarus.
Starostenko Denis Vladimirovich, student, UO «MSPU named after I. P. Shamyakin», Mozyr, Republic of Belarus.

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ТРУДА

EXPERIMENTAL WORK ON THE DEVELOPMENT OF AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS AT THE LESSONS OF TECHNICAL WORK

 

Аннотация. В статье рассматривается экспериментальная работа по развитию эстетического воспитания учащихся на уроках технического труда при решении комплекса графических, технологических и конструкторских задач в процессе художественной обработки материалов.

Abstract. The article deals with the experimental work on the development of aesthetic education of students at the lessons of technical work in solving a complex of graphic, technological and design problems in the process of artistic processing of materials.

Ключевые слова: учащийся, эстетические способности, эстетическое воспитание, техническая задача, графическая задача, технологическая задача, конструкторская задача, художественная обработка материалов.

Keywords: student, aesthetic ability, aesthetic education, technical problem, graphic problem, technological problem, design problem, artistic processing of materials.

 

Трудно переоценить роль эстетического воспитания в формировании личности, в ее разностороннем развитии. Важность красоты в жизни и деятельности человека отмечалась еще в древности. Невероятно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений, большую роль играет в формировании нравственности, создает условия для духовного развития человека.

Эстетическое освоение действительности человеком не может ограничиваться одной лишь деятельностью в области искусства. Оно присутствует в любой творческой деятельности. Человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создаёт произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в человеческом труде, в его деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя.

На практике педагоги часто не осознают в полной мере важности эстетического воспитания в процессе обучения, поэтому воспитательный потенциал школьных предметов остается нереализованным.

Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе гармонично развитую личность, воспитание которой является целью педагогического процесса. Деятельность учителя на уроках технического труда в этом направлении может существенным образом повлиять на взгляды и представления будущего члена общества.

Актуальность проблемы творческого развития и эстетического воспитания учащихся в системе общего среднего технологического образования и недостаточная ее разработанность на уроках трудового обучения обусловили тему исследования «Эстетическое воспитание учащихся на уроках технического труда в процессе художественной обработки материалов», одной из задач которой являлось проанализировать результаты экспериментальной работы по развитию эстетического воспитания учащихся на уроках технического труда [1-4].

Эстетическое воспитание учащихся 9 классов на уроках технического труда в процессе художественной обработки материалов осуществлялось главным образом в процессе постановки и решения системы технических задач по художественной обработке материалов. По данной проблеме в ГУО СОШ № 1 г. Мозыря (Гомельская обл., Республика Беларусь) проводился педагогический эксперимент, целью которого являлось определение роли и значения развития художественного творчества учащихся в процессе решения проблемных задач. Для эксперимента были выделены два класса: контрольный и экспериментальный.

Учащимся 9 классов в контрольном и экспериментальном классах предлагалось для решения два варианта разных по сложности (прил. А, Б) графических, технологических и конструкторских задач с проблемными ситуациями по художественной обработке материалов.

Графические задачи были ориентированы на чтение и построение изображений: назвать формы выемок контурной резьбы по древесине; назвать способы соединения основы с частями деревянной мозаики; указать стрелками направление резьбы трехгранной выемки (перемещения резца) по отношению к направлению волокон древесины; назвать основные варианты наращивания соломки и т. п.

Технологические задачи были представлены задачами на объяснение технологического процесса при выполнении резьбы и окрашивании фоновой поверхности; на объяснение выполнения технологических операций; на выбор инструментов для выполнения резьбы по древесине и отделки древесины; на выбор материалов при осуществлении резных работ; на разработку технологического процесса и др.

Конструкторские задачи были направлены на усовершенствование конструкций сувенирных изделий из древесины, на разработку технологических приспособлений и т. п.

В процессе решения системы технических (графических, технологических, конструкторских) задач у учащихся развиваются такие эстетические способности личности как эстетическое восприятие; эстетическая потребность; эстетический вкус.

Эстетическое восприятие учащихся формируется в процессе решения графических задач, направленных на чтение и построение изображений (рисунков, эскизов и чертежей).

Эстетическая потребность учащихся в оптимальной и гармонической деятельности формируется в процессе решения технологических задач, которые направлены на разработку технологических процессов; на объяснение выбора материалов для изготовления изделий в процессе художественной обработки конструкционных и природных материалов и т. п.

Эстетический вкус учащихся формируется в ходе решения конструкторских задач, подразумевающих усовершенствование конструкций сувенирных изделий; конструирование художественных изделий по заданным технико-технологическим условиям и т. п.

На первом контрольном срезе учащиеся хорошо справились с графическими и частью технологических задач, направленных на развитие таких способностей, как эстетическое восприятие и эстетическая потребность. Это задачи на изображение и чтение эскизов и чертежей; выбор инструментов и материалов. Наибольшую сложность вызвали конструкторские задачи, направленные в основном на формирование эстетического вкуса, усовершенствование форм сувенирных изделий, разработку и изготовление различных приспособлений, используемых в художественной обработке материалов.

Это обусловлено тем, что на учебных занятиях по техническому труду уделялось больше внимания выполнению графических работ и разработке технологического процессов. Из-за отсутствия надлежащей материально-технической базы учащиеся школы не имели постоянной возможности с учителем технического труда заниматься конструкторской деятельностью в процессе художественной обработки материалов.

На втором контрольном срезе контрольный класс показал уровень знаний ниже, в отличие от экспериментального. Так, в контрольном классе, по сравнению с первым срезом результаты ухудшились. Количество правильно решенных заданий снизилось. В экспериментальном классе прослеживался явный рост результатов в сторону развития таких эстетических способностей, как эстетическая потребность и эстетический вкус. Учащиеся хорошо справились с решением не только графических, но и технологических задач, а также некоторых конструкторских задач. Это обусловлено постоянным изучением, составлением и решением на занятиях технических задач различной сложности без нарушения учебного процесса. Результаты двух срезов приведены в следующих графиках (рис. 1 и 2).

Индивидуальным эффектом учебной работы считается разность заключительного и начального результатов. Если оценка проводилась по равномерной интервальной шкале, то эффект обучения имеет следующие значения: «–» оценка понизилась; «0» – если оценка не изменилась; «+» – оценка повысилась.

Для выявления педагогического эффекта результаты контрольного и экспериментального классов были занесены в таблицы (табл. 1 и 2):

 

6 (3г, 2т, 1к)* – 6 правильных ответов на 3 графических, 2 технологических и 1 конструкторскую задачу.

 

Таким образом, результат статистического анализа показал эффективность влияния нового фактора в процессе эстетического воспитания учащихся, было направленного на развитие таких способностей, как эстетическое восприятие, эстетическая потребность и эстетический вкус. Прослеживалось преимущество в педагогическом эффекте экспериментального класса над контрольным в процессе решения комплекса технических задач. Динамика увеличения средней оценки по числу правильных ответов при решении отдельно графических, технологических и конструкторских задач на 1 и 2 контрольных срезах (варианты 1 и 2) в контрольном и экспериментальном классах представлена в таблице 3.

 

Список литературы

  1. Астрейко, С. Я. Научно-методические основы подготовки студентов к техническому творчеству: монография [Текст] / С. Я. Астрейко. – Мозырь : УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2016. – 147 с.
  2. Астрейко, С. Я. Педагогика технического труда и творчества (культурологический аспект): монография [Текст] / С. Я. Астрейко. – Мозырь : УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2010. – 152 с.
  3. Астрейко, С. Я. Cоздание системы проблемных заданий по техническому труду [Текст] / С. Я. Астрейко, В. Н. Резник, Н. С. Ревут // Современное технологическое образование : матер. междунар. науч.-практ. конф., 9-12 октября 2017 г. – М. : МПГУ, 2017. – С. 160-164.
  4. Астрейко, С. Я. Технологические трудности, возникающие у учащихся школ при выполнении пропильной резьбы по древесине [Текст] / С. Я. Астрейко, А. Я. Астрейко, В. Н. Резник, Н. С. Ревут // Актуальные проблемы преподавания технологии, экономики, ОБЖ в условиях инновационного развития образования : матер. XI междунар. очно-заочной науч.-практ. конф., 20 ноября 2017 г. – Армавир : АГПУ, 2017. – С. 6-8.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ВАРИАНТ 1

ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

1. Назовите формы выемок контурной резьбы по древесине (рис. П.А.1).

Ответ: а – уголковая; б, в – полукруглые

2. Назовите способы соединения основы с частями деревянной мозаики (рис. П.А.2).

Ответ:

а - мозаика вклеена внутрь основы;

б - мозаика наклеена на основу с фоном;

в - мозаика наклеена на основу без фона;

3. Укажите стрелками направление резьбы трехгранной выемки (перемещения резца) по отношению к направлению волокон древесины (рис. П.А.3).

Ответ:

4. Назовите основные варианты наращивания соломки (рис. П.А.5):

Ответ: а«внахлёст»; б – «в отверстие»; в – «в расщеп»;

ВАРИАНТ 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

1. Какими инструментами лучше осуществлять окрашивание резных изделий:

а) кистью;

б) тампоном;

в) валиком.

Ответ: б

2. Можно ли использовать свежесрубленную древесину для резных работ? Почему?

Ответ: Свежесрубленная древесина не подходит для резных работ из-за повышенной влажности.

3. Древесину лиственных или хвойных пород лучше применять для резьбы розеток с прямыми и изогнутыми лучами?

Ответ: Для резьбы розеток с прямыми и изогнутыми лучами лучше применять древесину лиственных пород.

4. Опишите технологию резьбы элемента узора геометрической резьбы – цепочки (рис. П.А.6).

Ответ: На заготовку первоначально необходимо нанести рисунок. Сначала вычерчивают контуры треугольников. Затем в каждом треугольнике проводят средние линии, которые делят их углы пополам и определяют внутренние границы сторон выемок. Средние линии режутся вертикальными надрезами. После того как сделаны вертикальные надрезы средних линий, приступают к срезанию боковых граней трехгранных выемок.

ВАРИАНТ 1

КОНСТРУКТОРСКИЕ ЗАДАЧИ

1. Какой вырез можно сделать внутри сувенирного изделия «Кот» (рис. П.А.7), чтобы оно было актуально в качестве подарка на день рождения?

Ответ: Внутри сувенирного изделия «Кот» можно сделать вырез в виде сердца (рис. П.А.8).

2. Предложите подставку, которая сочетается по форме с сувенирным изделием «Рыбка» (рис. П.А.9).

Ответ: С сувенирным изделием «Рыбка» сочетается подставка круглой формы (рис. П.А.10).

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ВАРИАНТ 2

ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Определите неверную форму выемок контурной резьбы по древесине (рис. П.Б.1)

Ответ: б

2. Укажите неправильный способ соединения основы с частями деревянной мозаики (рис. П.Б.2).

Ответ: в

3. Укажите стрелками направление резьбы (перемещения резца) трехгранных выемок по отношению к направлению волокон древесины (рис. П.Б.3).

Ответ:

4. Определите неправильный вариант наращивания соломки (рис. П.Б.5).

Ответ: г

ВАРИАНТ 2

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

1. При контурной резьбе по древесине для равномерного окрашивания фоновой поверхности наносят краситель, который после высыхания покрывают тонким слоем лака. Для чего это делается?

Ответ: Окрашенную поверхность покрывают тонким слоем лака для закрепления красителя.

2. Что произойдет, если для резных изделий использовать древесину повышенной влажности?

Ответ: Готовое изделие растрескается.

3. Как правильно производят сушку лесных находок?

Ответ: Сушку лесных находок проводят в летнее время в хорошо проветриваемом месте под навесом на подкладках. При необходимости удаляют кору и ненужные части древесины, что ускоряет процесс сушки и исключает гниение. Окончательную сушку производят при комнатной температуре вдали от отопительных приборов и источников тепла.

4. Разработайте маршрутную карту на изготовление брелка «Солнце» (рис. П.Б.6).

Ответ:

 

ВАРИАНТ 2

КОНСТРУКТОРСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Усовершенствуйте сувенирное изделие «Рыбка» так, чтобы оно выглядело наиболее приближенно к естественному виду (рис. П.Б.7).

Ответ: Сувенирному изделию «Рыбка» можно придать наиболее естественный вид, сделав имитацию глаза в виде деревянного шарика (рис. П.Б.8).

2. Предложите приспособление, для упрощённого изготовления на токарном станке круглых подставок под сувенирные изделия Ø50-70 мм.

Ответ: Для упрощённого изготовления на токарном станке круглых подставок Ø50-70 мм можно использовать приспособление в качестве планшайбы Ø40-50 мм с соединённым шестигранником и просверленными отверстиями для закрепления заготовок с помощью шурупов (рис. П.Б.9).

PDF