ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования. Ч.1

31 марта 2020 г.

Авторы: Фошенко Наталья Николаевна

УДК 372.893

Н. Н. Фошенко

N. N. Foshenko

Фошенко Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания, МБОУ «Гимназия имени И. С. Никитина», г. Воронеж, Россия.

Foshenko Natalia Nikolaevna, teacher of history and social studies, MBOU «Gymnasium named after I. S. Nikitin», Voronezh, Russia.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, КАК ОДИН ИЗ ПРИЕМОВ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

PRACTICAL APPLICATION OF TECHNIQUES OF CRITICAL THINKING IN HISTORY LESSONS AND OBSHESTVOZNANIE AS ONE OF THE TECHNIQUES OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF THE GEF

 

Аннотация. Статья посвящена примерам использования методов критического мышления на уроках истории и обществознании, как одним из способов повышения интереса к предмету, расширения кругозора обучающихся, а также развитию познавательных универсальных учебных действий.

Annotation. The article is devoted to examples of the use of critical thinking methods in history and social studies as one of the ways to increase interest in the subject, expand the horizons of students, as well as the development of cognitive universal educational actions.

Ключевые слова: критическое мышление, метод «Кластер», метод «Таблица», метод «Рыбий скелет», метод «Синквейн», метод «Дерево предсказаний», метод «Круги на воде», Метод «Взаимоопроса», Метод «До-После».

Keywords: critical thinking, «Cluster» method, «table» method, «Fish skeleton» method, «Sinquain» method, «tree of predictions» method, «Circles on water» method, «inter-Question» Method, «Before-After» Method.

 

В условиях нынешнего времени современная система образования направлена на достижение нового, более совершенного качества образования, на решение жизненно важных задач и проблем, согласно ФГОС. Учитель и ученик стали равноправными соучастниками творческого процесса. Учитель, в новой системе ФГОС стал мастером, организующим творческий процесс, развивает у детей способности творческого мышления, умения рассуждать и мыслить, формирует способность к саморазвитию. Для того чтобы сделать уроки истории и обществознания более интересными, и для реализации современных педагогических задач урока, я часто использую технологии критического мышления. Вспомним из педагогики, что же это за интересный педагогический прием?

«Мышление – это неразрывно связанный с речью процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся целенаправленным, обобщенным и опосредованным отражением окружающей действительности, направленный на поиск и открытие нового» [1].

Критическое мышление – это тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, искать новые идеи и методы [1].

В своей работе, я хотела бы поделиться примерами использования методов критического мышления [2, 3, 4].

1.     Метод «Кластер».

Данный метод оформляется в виде грозди или планет со спутниками (в центре главные смысловые единицы – словосочетания, факты, ассоциации и т.д.). Он может оформляться на листке или в тетради каждого ученика.

Пример: Урок Обществознания 8 класс ФГОС, под редакцией Л. Н. Боголюбова, п. 2. Общество, как форма жизнедеятельности людей. Задание ученикам: Прочитать пункт 2, параграф 2 и составить самостоятельно в тетради кластер по данному пункту (рис. 1).

2.     Метод «Таблица».

Данный метод требует от ученика не просто читать, а отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста, искать нужную информацию.

Пример: Урок истории России в 9 классе, в рамках ФГОС (Л. М. Ляшко, О. В. Волобуев, В. Симонова), п. 3. Внутренняя и внешняя политика 1801-1811 гг. По ходу изучения темы ребята заполняют таблицу (рис. 2).

3.     Метод «Фишбоун» или «Рыбий скелет».

Данный метод, представляет графический скелет: Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – вывод урока (рис. 3). Записи – краткие, в виде слова или фразы, отражающие суть. Можно заполнять: верх – причины, низ – следствия и т. п.

Пример: Составление «Рыбного скелета» по теме: Раздробленность Руси (Глава 2, п. 11). Учебник Россия в мире. О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев, В. А. Рогожкин. Базовый уровень 10 класс.

4.     Метод «Синквейн»

Синквейна (фр. сл. – стихотворение, состоящее из пяти строк) – это рефлексивное осмысление ребенком изученного материала. Ученик изучает информацию на уроке и составляет 5 строк по правилам:

  1. Название темы.
  2. Описание темы (два прилагательных), характеризующих понятие.
  3. Три глагола, связанное с понятием.
  4. Фраза, описывающая суть изучаемого понятия.
  5. Одно слово, характеристика сущности, выражающее личное отношение.

Пример: Синквейн по теме «Жанна д’Арк» (История Средних веков 6 класс).

  1. Жанна д’Арк.
  2. Отважная, неординарная.
  3. Сожгли, канонизировали, реабилитировали.
  4. Главнокомандующая французскими войсками в Столетней войне.
  5. Дева Орлеанская.

5.     Метод «Дерево предсказаний».

Правила работы с данным методом заключается в графическом изображении дерева: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения (рис. 4).

Пример: На уроке обществознания 8 класс (ФГОС), под редакцией Л. Н. Боголюбова, п. 5. Глава 1. Личность и общество. Тема: «Как стать личностью».

Был задан вопрос: «Что нужно сделать для того чтобы стать личностью?». Ученики должны были вспомнить, что им известно и всё что они думают по данной проблеме. (Ответы детей записываются на ветках дерева: учится, развиваться, заниматься самообразованием, общаться, посещать разные кружки, обладать личностными качествами и т.д.).

6.     Метод «Круги на воде».

Как от брошенного в воду камня, начинают расходиться круги, затягивающие в себя все предметы вокруг: листочек, веточку и т.п. Так и от одного «брошенного» слова может начаться движение, которое дает толчок для новых ассоциаций и приводит к созданию целой истории.

Приведем последовательность работы по данному методу.

Выбрать любое ведущее слово, записать это слово в столбик и написать рядом с каждой буквой какое-нибудь существительное, которое начинается с данной буквы.

Рабство

Р-результат

А-активность

Б-бремя

С-счастье

Т-творчество

В-время

О-обязанность

7.     Метод «Взаимоопроса».

Предполагает парную работу, где учащиеся на уроке читают текст или отрывок документа друг другу, по основным частям текста задаются вопросы разного уровня, уточняя информацию.

Пример: Учебник История России 7 класс авт. И. Л. Андреев, И. Н. Федоров, И. В. Амосов (ФГОС) п 4. Начало реформ. Избранная рада. По ходу прочтения основных частей текста, учащиеся задают вопросы друг другу:

  1. В чем важное значение обряда венчания на царство (Когда и кто присутствовал?)?
  2. Когда и почему венчание Ивана Грозного с Анастасией Романовой состоялось позже венчания на царство?
  3. Раскройте причины и историческое значение восстание москвичей.
  4. Кто входил, каковы отличия и когда была созвана Избранная рада?
  5. Какое влияние имел митрополит Макарий и священник Сильвестр на Ивана Грозного?

8.     Метод «До-После».

Данный метод используется для актуализации знаний, формирует умение прогнозировать события; учит соотносить известные и неизвестные факты и выражать свои мысли. Часть «До» заполняется в начале урока. Ученики пишут свои предположения по теме. Часть «После» заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, прочитан текст и т.д. Затем ученик сравнивает содержание «До» и «После» и делает вывод.

Пример. История России 8 класс (ФГОС) п. 22-23 Культура России во второй половине XVIII в. Вопрос «Каких вы знаете ученых, писателей и художников второй половине XVIII века?». «До» – «Я слышал, только о М. В. Ломоносове и Н. М. Карамзине». «После» – «Узнал о ...».

Список литературы

  1. Загашев, И. О. Критическое мышление: технология развития [Текст]. / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб. : Издательство «Альянс “Дельта”», 2003.
  2. Муштавинская, И. В. Технология развития критического мышления: Методическое пособие [Текст]. / И. В. Муштавинская, Г. А. Трофимчук. – СПб. : ИРО «Смена», 2004.
  3. Орлова, В. А. Психология в вопросах и ответах: учебное пособие [Текст]. / B. А. Орехова. – М. : КНОРУС, 2009. – 200 с.
  4. Трубинова, Е. А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе [Текст]. / Е. А. Трубинова. // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 946-948.
PDF