ИСТИННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА – ЕСТЬ ВОСПИТАНИЕ САМИХ СЕБЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДВИЖЕНИЯ «РОДИТЕЛЬСКАЯ ЗАБОТА»)

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования. Ч.1

31 марта 2020 г.

Авторы: Смагина Анна Владимировна

УДК 37.018.262

А. В. Смагина

A. V. Smagina

Смагина Анна Владимировна, учитель начальных классов, МБ НОУ «Лицей № 111», г. Новокузнецк, Россия.

Smagina Anna Vladimirovna, elementary school teacher, MB NOU «Lyceum No. 111», Novokuznetsk, Russia.

 

ИСТИННОЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА – ЕСТЬ ВОСПИТАНИЕ САМИХ СЕБЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДВИЖЕНИЯ «РОДИТЕЛЬСКАЯ ЗАБОТА»)

THE TRUE EDUCATION OF THE CHILD – IS THE EDUCATION OF MYSELF (FROM THE EXPERIENCE OF MOVEMENT «PARENT CARE»)

 

Аннотация. В статье представлен опыт работы общественного движения «Родительская забота», объединяющее родителей, учителей, детей, основой которого являются идеи Гуманной педагогики.

Annotation. The article presents the experience of the public movement «Parental Care», uniting parents, teachers, children, the basis of which are the ideas of Humane pedagogy.

Ключевые слова: современные дети и родители, проблемы воспитания, взаимодействие семьи и школы.

Keywords: modern children and parents, parenting problems, family and school interaction.

 

Воспитывать современного ребёнка нелегко. Это понятно каждому уже после общения с ним. Многие родители считают, что у современных детей нет понимания понятия дисциплина. Однако, мне кажется, что это не так. В новом динамичном XXI веке дети нуждаются в особом подходе в воспитании. Эти дети открыты, в них много доброты, трепетности, чуткости. Но в реальной жизни они часто сталкиваются с непониманием и агрессией, закрываются, озлобляются, растут инфантильными и не умеют пользоваться данными им от природы способностями. Они не умеют различать черное и белое, не настолько крепки и опытны, чтобы противостоять злу. Совершенно особенные личные качества, но при этом закономерны и их легко объяснимы для сегодняшнего дня, в котором родители тратят много времени на работу и увлечения и почти не оставляют для общения с детьми. Но если у одних нет времени для ребенка, то у других нет желания или умения с ним общаться.

В современной педагогике давно уже установлена связь между воспитанием детей и уровнем педагогической культуры родителей.

Ещё в 19 веке российский педагог и публицист Алексей Николаевич Острогорский писал: «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, которая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что впечатления её постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живём».

Динамичный современный мир заставляет меняться нас и изменять исторически сложившиеся традиции взаимоотношения в семье. Жизнь вынуждает нас все меньше проводить времени с детьми. Но ребёнок не желает этого понимать. Ему нужны мы, взрослые, наша любовь, наше тепло, наша ласка и просто наше присутствие в его жизни, что дает ей крепость и уверенность. Каждый родитель по-своему старается «компенсировать» нехватку родительского внимания. Кто-то организует для ребёнка жизнь «постоянного праздника». Кто-то нагружает его посещением различных секций, кружков, занятий, таким образом имитируя свою заботу о нём. Отсюда и появляется ряд проблем, которые приводят к трудностям в воспитании ребёнка.

Одна из них – чрезмерная забота. Родители все решения принимают самостоятельно, не спрашивая мнение своего чада, не учитывая его интересов и увлечений, объясняя это тем, что ребенок еще мал и не имеет собственного опыта. Такая «любовь» лишает маленького человека самостоятельности и любой возможности научиться чему-либо в жизни. В результате мы получаем инфантильного, не способного к учению и преодолению трудностей ученика.

ПРИТЧА

Видит Мудрец: мама сильно прижимает Ребёнка, чмокает его – то в щёки, то в шею, то в подмышки, кусает и приговаривает со страстью:

– Ой ты жизнь моя… Моя любовь… Моё Солнышко… Моё счастье… Моя радость…

А Ребёнок мучается, плачет, утирает ладонями облизанные места, старается высвободиться, отбивается кулаками, кричит.

Высвободившись из жадных объятий матери, убегает подальше.

Спросил Мудрец у матери:

– Почему ты так мучила своего Ребёнка?

– Я не мучила его, – ответила она, – я его люблю, а он не понимает этого, не позволяет ласкать себя.

Тогда сказал ей Мудрец:

– Послушай притчу.

В большом аквариуме плавали разноцветные рыбки. Среди них была одна маленькая рыбка – гуппи. У неё разросся и почернел животик, пришло время рожать.

Мама-гуппи выплыла в центр аквариума, её окружили все рыбки и с любопытством начали наблюдать, как она будет рожать.

Гуппи напряглась и из животика выбросила малюсенькую точечку. Мама обернулась, чтобы посмотреть на своего детёныша, но он мгновенно раскрылся и спрятался в водорослях.

Гуппи выбросила вторую точечку, но и та ускользнула от матери.

– Какие они шустрые! – смеялись рыбки-зеваки.

Вот появилась и третья точечка.

На этот раз мама-гуппи догнала её и проглотила. Рыбки удивились.

Гуппи проглотила и следующую точечку. Рыбки ужаснулись.

И когда мама проглотила третьего детёныша, рыбки возмутились.

– Что ты делаешь?! – закричали они.

– Разве не видите – рожаю, – ответила гуппи.

– Но ты съедаешь своих детёнышей!

Мама-гуппи искренне удивилась:

– А разве вы не любите своих детёнышей?

– При чём тут любовь? – удивились рыбки.

– Я их так люблю, что готова съесть каждого. Но, видите ли, некоторые успевают ускользнуть от меня, и я не могу удовлетворить своё материнское чувство, – ответила мама-гуппи.

Мудрец умолк.

Мама мальчика задумалась, а Мудрец мысленно помогал разобраться в её чувствах.

«Пойми, женщина, – размышлял он, – мать с животной любовью к своему Ребёнку – первый враг для него. Воспитание ребёнка с чувством животной любви к нему матери похоже на пожирающий огонь, в котором эта любовь превращается в пепел. Воспитание ребёнка с любовью сердца и умом матери готовит его к любви творящей» [1].

К примеру, я часто вижу в реальной жизни картины такой обманчивой заботы:

  • бабушки или дедушки несут за вполне взрослого ребёнка портфель;
  • в транспорте взрослые стараются усадить на свободное место своего ребёнка, не обращая внимания ни на собственную усталость, ни на людей старшего поколения;
  • ребёнок истерично требует исполнения своих желаний, не слушая никаких уговоров.

Кому-то такие картины покажутся незначительными, не имеющими никого отношения к воспитанию. Но всё начинается с малого. На мой взгляд, такая «забота» – первый шаг к пренебрежительному отношению к старшим. И таких «незначительных» примеров в нашей жизни множество.

Другая крайность внимания к ребёнку – чрезмерная загруженность. Дополнительные занятия, спортивные секции, творческие кружки. График посещений настолько плотный, что у маленького ребёнка нет времени ни то что поиграть, но даже отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой. А в результате мы получаем «маленького старичка», который уже устал и не способен к восприятию чего-то нового.

Такие крайности в воспитании своего рода «ножницы», в которые попадает ребенок, вынужденный лавировать, приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности.

И современные дети, и родители нуждаются сегодня в нашей поддержке. Родители, заинтересованные в воспитании своих детей все чаще обращаются за помощью к педагогам.

Именно с этой целью в 2011 году в нашем лицее организовано общественное движение «Родительская забота», объединяющее родителей, учителей, детей, основой которого стали идеи Гуманной педагогики.

Деятельность движения в лицее направлена на:

  • содействие возрождению культуры в обществе;
  • сохранение и укрепление престижа семьи, мужа и отца в семье и в обществе;
  • содействие формированию в общественном сознании образа высокодуховной, целомудренной, культурной женщины – жены и матери;
  • духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения и молодёжи;
  • содействие гуманизации образования и подготовке родителей и учителей нового мышления;
  • содействие сохранению качественного отечественного образования и внедрению высокоэффективных технологий в образовательный процесс;
  • содействие укреплению межпоколенных связей в семье и обществе;
  • содействие укреплению межнациональных и межконфессиональных связей и развитие культуры мира и ненасилия в обществе.

Началом нашего движения стало проведение конференции отцов «Как любить детей?». Её основными участниками стали отцы наших учеников. Совместные детско-родительские выступления подтверждали важность феномена «любовь к детям», позволяя по-новому оценить и свои семейные отношения.

Идея таких конференций была с восторгом принята родителями и учителями. Понимание того, что мы взрослые сами вольно или невольно становимся самым ярким негативным примером для наших детей, желание измениться самим, чтобы избежать ошибок в воспитании стало основополагающим в развитии движения «Родительская забота». Каждый год родители становятся «заказчиками» тем для обсуждения, которые волнуют больше всего:

  • «Как защитить детей от травмирующей компьютерной среды» (2012);
  • «Защитное воспитание» (2013);
  • «Уроки Мудрости» (2014);
  • «Воспитываться в моральном климате памяти» (2015);
  • «Семья – это маленькое государство» (2016);
  • «Осознанное родительство – модель изменения мира» (2017);
  • «Воспитание с видом на будущее» (2018);
  • «Корни детской свободы и усталости» (2019).

Различные формы проведения – круглый стол, конференция, мастер-класс позволяют по-разному взглянуть на интересующую нас проблему: педагоги предлагают мнения классиков, практические занятия, выступления учёных. Но главными участниками мероприятия становятся родители, которые делятся своим опытом, успехами и неудачами в вопросах воспитания. Способность заглянуть внутрь самих себя и выявить свои недостатки, научиться понимать и принимать своего ребёнка таким, какой он есть, не «ломая» и не подстраивая его под ту картинку, которую мы хотели бы видеть, понять мотивы поведения, выбрав правильный подход для решения проблемы, понять, какими должны стать мы взрослые, чтобы быть понятыми ребёнком – вот главные задачи нашего движения. В наше время, когда на ребёнка влияет много негативных факторов, необходимо показать родителям важность их взаимоотношения с ребёнком, чтобы для ребёнка семья была местом душевного благополучия, где он будет принят и признан, сможет свою значимость реализовать в жизни.

Мы взрослые должны помнить, что дети живут вместе с нами. Они копируют нас, рядом находящихся взрослых: счастливых, успешных, живущих в удовольствие, сострадающих, такими же они чувствуют и себя. Такими они будут становиться в будущем. Потому что воспитывают не слова – воспитывает живой опыт. Самая большая помощь, которую мы можем оказать нашим детям – это принести лучших самих себя. Меняясь сами, становясь духовно выше, мы становимся ближе и понятней для своего ребёнка. Для того чтобы воспитать героя, нужно самому им стать, необходимо помнить, что нашими мыслями, поступками, творчеством мы создаем ступеньку для тех, кто идет вслед за нами. Если родитель реализовался в жизни, он счастлив по-настоящему, если отец и мать имеют очень глубокие, уважительные, доверительные отношения настоящей дружбы, взаимопомощи – если это есть, то ребенок естественным образом следует этому примеру.

Мы всегда должны помнить: родительский труд – ежедневное, тяжёлое занятие, но при правильном подходе награда, отдача за любовь, доверие непременно будут.

«Часто родители не могут принять одну важную истину: дети приходят в этот мир уже личностями, уже кем-то. Мамы и папы, ожидая рождение ребенка, думают, что вселенная дает им глину, из которой они будут лепить, что хотят. Но правда жизни заключается в том, что Бог посылает им уже самостоятельную душу, со своей судьбой, со своими талантами, со своими плюсами и минусами. И у этой души, у этого ребенка, уже есть своя миссия, свой путь, своё предназначение. И задача родителей – помочь ребенку обрести этот путь – создать теплую дружескую атмосферу, в которой бы ребенок естественным образом проявил свои уникальные качества и раскрыл свою природу» [1].

Список литературы

  1. Амонашвили, Шалва Педагогические притчи (сборник) [Текст]. / Шалва Амонашвили. – Издательство : Амрита, 2014. – 180 с. : ISBN: 978-5-413-01184-3.
PDF