СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования. Ч.1

31 марта 2020 г.

Авторы: Елескина Наталья Геннадьевна , Стародубцева Наталья Викторовна

УДК 373.5.016:514

Н. Г. Елескина, Н. В. Стародубцева

N. G. Eleskina, N. V. Starodybcewa

Елескина Наталья Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 97», г. Новокузнецк, Россия.
Стародубцева Наталья Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 97», г. Новокузнецк, Россия.

Eleskina Natalya Gennadievna, the teacher of initial classes of MUNICIPAL educational establishment «Secondary school № 97», Novokuznetsk, Russia.
Starodubtseva Natalia Viktorovna, the teacher of initial classes of MUNICIPAL educational establishment «Secondary school № 97», Novokuznetsk, Russia.

 

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES IN THE IMPLEMENTATION OF THE GEF NOO

 

Аннотация. Высоконравственная, духовно богатая, гармонично развитая личность, способная осуществлять постоянное саморазвитие, является той целью, на достижение которой должны быть направлены все усилия педагогики как науки и области практической деятельности. Поэтому образованию человека необходимо уделять особое внимание. Начинать это делать нужно с ранних лет человека, применяя различные образовательные технологии.

Annotation. A highly moral, spiritually rich, harmoniously developed personality, capable of constant self-development, is the goal to achieve which all the efforts of pedagogy as a science and field of practical activity should be directed. Therefore, special attention must be paid to human education. You need to start doing this from an early age, using various educational technologies.

Ключевые слова: стандарт, система образования, проектная технология, презентация.

Keywords: standard, education system, project technology, presentation.

 

Какие изменения произойдут в школе, если она перейдет на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Этот вопрос звучит из уст родителей, учителей и руководителей школ.

Если речь вести о детях то, те, которые учатся в данный момент в начальной школе и которые пойдут в первый класс в новом учебном году, не почувствуют каких – либо существенных изменений. Новый стандарт скорее направлен не на ребенка, а на органы власти всех уровней. Это руководители системы образования, директора школ, учителя. В новом стандарте указываются требования, которым должен соответствовать образовательный процесс, а также его итог и, что не менее важно, условия обучения [1].

Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

  • в цели, структуру, способы и технологии, формы организации и саму систему управления;
  • в стили преподавания и организацию учебного процесса;
  • в контроль и оценку образования;
  • в финансирование;
  • в учебно-методическое обеспечение;
  • в воспитательную работу;
  • в учебный план и учебные программы;
  • в деятельность ученика и педагога.

Ранний стандарт принципиально отличается от стандарта нового. Например, раньше в стандарте развернуто излагалось содержание образования – темы, дидактические единицы, служившие основой для разработки учебников и образовательных программ по предметам. В новом стандарте содержание образования так подробно уже не описывается, зато четко обозначаются требования к итогам данного содержания, как к предметным, так и к метапредметным, и личностным. Сегодня задача системы образования состоит в том, чтобы сделать все возможное для достижения поставленных целей. Этому способствует разработка новой образовательной программы и применение эффективных образовательных технологий, а также усовершенствование условий образовательного процесса.

Рассмотрим педагогические технологии и подходы в образовательном процессе:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • коммуникативное обучение;
  • проектная технология;
  • игровые технологии;
  • диалог культур;
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • дидактическая многомерная технология;
  • групповые технологии;
  • компетентностный подход;
  • деятельностный подход;
  • личностно-ориентированный подход [1].

В нашей статье подробнее рассмотрим проектную технологию. Метод проектов на уроках в начальной школе. Все в нашем мире течет и изменяется и образовательная система не стала исключением. Новому учебному процессу необходимы методы, которые формировали бы инициативную, самостоятельную и активную позицию учащихся в обучении, а также развивали общие учебные навыки и умения (самооценочные, рефлексивные, исследовательские), формировали бы умения в сумме с опытом их использования на практике, были бы в основном нацелены на развитие интереса в познании чего-то нового и способствовали взаимосвязи обучения с жизнью.

Среди всех методов и технологий ведущее место на сегодняшний день занимает проектная технология или как ее называю еще метод проектов.

Основой метода проектов является идея, которая представляет собой направленность учебно-познавательной деятельности ученика на итог, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Полученный результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценной ценностью ученика, который соединяет в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Требования к проекту: наличие проблемы, планирование действий по этой проблеме, каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся, затем создается продукт и в конечном итоге презентация [1].

Затем проект на завершающем этапе требует презентации своего продукта.

То есть проект – это «пять П»: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое «П» проекта – его портфолио, то есть папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и так далее. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

В завершении рассмотрим плюсы проектной технологии:

  • развитие рефлексивных умений, то есть умение понять задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • развитие поисковых умений, то есть способность самостоятельно искать нужную информацию в огромном информационном поле, умение запрашивать необходимую информацию у учителя или специалиста, умение выдвигать гипотезу и так далее;
  • развитие навыков оценочной самостоятельности;
  • развитие навыков работы в команде, способность взаимодействовать с партнером, развитие навыков делового общения, работа в коллективе, помощь коллегам по группе;
  • развитие коммуникативных умений, способность вести диалог, задавать вопросы, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс;
  • развитие презентационных умений и навыков [1].

Таким образом, проектная технология всерьез и надолго вошла в образовательный процесс, в том числе и в начальной школе. Во-первых, благодаря презентациям дети легче и лучше усваивают информацию. Во-вторых, в презентации собрано все самое основное и необходимое. В-третьих, в данном случае с детьми можно вести диалог, дискуссию, а также дети могут самостоятельно пытаться создавать подобие презентаций. В-четвертых, учащихся начальных классов привлекают красочные элементы презентации, вызывают интерес, тем самым информация откладывается у них в памяти.

В каждой школе почти в каждом классе в наше время есть проекторы. Это говорит о популярности данной технологии.

Список литературы

  1. Новые технологические технологии при реализации ФГОС НОО [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа : https://infourok.ru/novie-pedagogicheskie-tehnologii-pri-realizacii-fgos-noo-313603.html (дата обращения : 14.01.2020).
PDF