Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ ДОЛГОСРОЧНОГО МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ПРОЕКТА «СТО ДОРОГ – ОДНА МОЯ»

Авторы: А. В. Девяткина, М. А. Костина
Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

УДК 37.047

А. В. Девяткина, М. А. Костина

A. V. Devyatkina, M. A. Kostina

Девяткина Анна Валерьевна, замдиректора по УВР, учитель начальных классов, МБНОУ «Лицей № 111», г. Новокузнецк, Россия.

Костина Марина Анатольевна, учитель начальных классов, МБНОУ «Лицей № 111», г. Новокузнецк, Россия.

Devyatkina Anna Valerievna, deputy director for water management, primary school teacher MBNOU «Lyceum No. 111», Novokuznetsk, Russia.

Kostina Marina Anatolyevna, primary school teacher MBNOU «Lyceum No. 111», Novokuznetsk, Russia.

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ В РАМКАХ ДОЛГОСРОЧНОГО МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ПРОЕКТА «СТО ДОРОГ – ОДНА МОЯ»

VOCATIONAL GUIDELINES WITH YOUNGER SCHOOLCHILDREN AND PARENTS WITHIN THE LONG-TERM INTER-DEPARTMENTAL PROJECT «ONE HUNDRED – ONE OF MY»

Аннотация. Статья посвящена профориентационной работе с младшими школьниками и родителями. Знакомит с межведомственным профориентационным проектом «Сто дорог – одна моя». Приводятся формы и методы профориентационной работы с младшими школьниками, направленные на ознакомление обучающихся с миром профессий, обучающиеся знакомятся с правилами выбора профессии, что способствует пониманию особенностей разнообразия мира профессий.

Annotation. The article is devoted to the career guidance work with primary school students and parents. This work tells about interdepartmental career guidance project «100 Roads and one is mine». The forms and methods of career guidance work are conducted with primary school students aimed at introducing students to the world of professions. Students learn the rules of choosing professions which help to understand the diversity of the world of professions.

Ключевые слова: профориентационная игра, ожидаемые результаты, мини-проф пробы, психологическая диагностика.

Keywords: career guidance game, expected results, mini-professional tests, psychological diagnostics.

«Цель жизни – самовыражение.
Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем».
О. Уальд.

21 век – это время, когда особенно важна реализация личности человека через свою деятельность. В жизни важен успех и признание. Приобретение этой важной ценности возможно через реализацию себя в интересном деле, труде, в профессии. Сегодня изменилась социально-психологическая сфера человека, что объективно связано с изменениями культурно исторической среды, которая, как подчеркивал Лев Семенович Выготский, выступает «в смысле развития личности и ее специфических свойств не как обстановка, а играет роль источника развития». Сегодня остро встает проблема осмысления именно современной среды, в которой находится человек, понимания, в каком мире он живет, и какие требования формулирует и предъявляет ему общество. А все начинается с детства…

Дети начальной школы уникальны. Их представления о выборе профессий меняется много раз в течение всех лет обучения в начальной школе. Нам педагогам, родителям очень важно понять интересы своих детей, их способности. а самое главное получить достоверную информацию о разнообразном мире профессий.

Ключевая идея проекта – формирование у школьников внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути, создание реально и эффективно действующей системы сопровождения профессионального самоопределения в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

В рамках указа Президента Российской Федерации от 29.05.2017 года «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», в целях совершенствования профориентационной работы по реализации личностного и профессионального потенциалов обучающихся, обеспечению профессиональной успешности в какой-либо сфере деятельности, принято распоряжение Коллегии администрации Кемеровской области от 06. 03.2018 года «О реализации в Кемеровской области долгосрочного профориентационного проекта «Сто дорог – одна моя» [6] в 2018-2027 г.

В этом проекте принимают участие обучающиеся четырех школ Кузбасса следующих городов: Кемерово, Новокузнецк, Топкинский район, Прокопьевск. Они являются пилотными площадками в реализации проекта.

Цель нашей работы – постепенное формирование у обучающихся осознанно планировать корректировать и реализовывать перспективы своего развития, выработка у школьников сознательного отношения к труду. Задачами реализации данного проекта являются: ознакомить с миром существующих и будущих профессий, изучить профессиональные интересы, способности, мотивационную деятельность младших школьников (через диагностику), ознакомить с правилами выбора профессии, развить интеллектуальность, творческие способности детей, формировать у детей устойчивые интересы к профессиональной деятельности.

Ожидаемые результаты: обучающиеся ознакомятся с миром современных профессий, школьники получат возможность с учетом своих интересов выбрать одну или несколько наиболее значимых для них профессий, благодаря профориентационным играм, выполнению поручений, экскурсиям, посещению мастер классов – дети получат на практике (через мини-трудовые пробы) возможность понять особенности разнообразных профессий.

Как правильно организовать работу по профориентации? С чего начать?

  1. Пройдено обучение педагогов всех четырех пилотных площадок Кузбасса на курсах повышения квалификации в г. Кемерово.
  2. Совместно разработана профориентационная «Дорожная карта», как план мероприятий по профориентации с ежеквартальным отчетом в г. Кемерово.
  3. Став пилотными площадками в каждом общеобразовательном учреждении, началась реализация межведомственного проекта «Сто дорог – одна моя».

Работа по профориентации в лицее всегда была успешна. Наш лицей является победителем всероссийских конкурсов по профориентации. Наиболее яркие и интересные конкурсы: «Профориентационные стратегии в современном образовании» на основе «Атласа будущих профессий» [5]. Изучая атлас, можно заглянуть в будущее через 10, 20... лет и узнать информацию о востребованности профессий. Профориентационная игра «Путешествие в ЕВРАЗ-СИТИ – город Мастеров» (авторская разработка творческой группы лицея: А. В. Девяткина, М. А. Костина, Н. Е. Луценко, 2012 год, Российский гранд – 100 тысяч рублей), реализация данной игры является традиционной в начальной школе лицея для 3-4 классов.

Проект «Сто дорог – одна моя» рассчитан на 10 лет. Но все начинается с начальной школы, с желания родителей и детей помочь детям сориентироваться в разнообразном мире профессий. При знакомстве с детьми в 1-м классе мы узнаем об их интересах, увлечениях, достижениях. Помогает нам получить эту важную информацию портфолио наших первоклассников. У нас есть интересная страничка в портфолио «Я б в профессию пошел – пусть меня научат». Четыре раздела включают творческие отчеты детей по классам: 1 класс «Кем я хочу стать» (рисунки, поделки, в рамках выполнения поручений в классе – выявление интереса к разным профессиям), 2 класс «Если я был бы волшебником – кем бы я стал» (диагностика, сочинения), 3 класс: «Кем я хочу стать» (диагностика, методика «Незаконченные предложения»), 4 класс «Мои волшебные секреты достижения своей мечты» («сборник» моих мыслей о том, кем я хочу стать) [4]. В конце учебного года мы проводим конкурс на самое творческое портфолио. Родители – наши активные участники и помощники и в оформлении и в жюри.

Родители играют очень важную роль в этом процессе, оказывая огромное влияние на выбор профессии детьми: советом и рекомендациями при построении профессионального плана, авторитарно решая вопросы выбора профессии или учебного заведения, отдавая решение данного вопроса полностью в руки ребенка. В любом случае родителям необходима информация по вопросам профориентации.

В результате организованная и качественно проведенная работа с родителями по профессиональному просвещению и информированию, возможно, сможет привести к согласованию представлений детей и родителей о профессиональном будущем обучающихся.

Родительские собрания же являются одной из основных форм работы с семьёй по профориентации.

На собраниях можно обсудить:

  • профессиональные интересы и склонности детей, методы и способы их изучения и развития;
  • правила выбора профессии;
  • факторы, оказывающие влияние на выбор профессии;
  • типичные ошибки, которые совершают родители и дети, определяя дальнейший жизненный путь;
  • пути получения профессионального образования;
  • состояние здоровья и его роль при профессиональном выборе;
  • ситуация на рынке труда;
  • роль родителей при формировании обоснованного профессионального плана детьми.

Родительское собрание профориентационной направленности – это форма предоставления важной информации родителям по вопросам профессионального самоопределения детей.

Родительские собрания организуются и проводятся с целью просвещения и информирования родителей по различным аспектам профориентации молодежи.

Основными задачами собраний профориентационной направленности являются:

  • формирование у родителей желания помочь ребенку в выборе профессии, в построении личного профессионального плана, активизация родительской позиции;
  • формирование у родителей понимания значения самостоятельного выбора будущей профессии детьми;
  • обучение стратегии выбора профессии;
  • осознание проблем, связанных с профессиональным самоопределением ребенка и поиск совместных путей их решения.

Первое родительское собрание в первом классе было проведено по теме: «Мир профессий глазами младшего школьника».

Цель: профессиональное просвещение родителей по вопросам ранней профориентации.

Задачи:

  • познакомить с возрастными особенностями младших школьников;
  • рассмотреть основных форм и методов ранней профориентации;
  • информировать родителей о роли и задачах родителей в профориентации младших школьников.

На собрании с родителями были обсуждены важные вопросы:

  1. Возрастные особенности младших школьников.
  2. Ранняя профориентация: цели, задачи, формы и методы.
  3. Роль родителей в формировании профессиональных интересов и склонностей ребенка, в изучении мира профессий. Обратная связь (обмен опытом, родительские примеры).
  4. Ответы на вопросы, индивидуальное консультирование родителей.

На родительском собрании было принято решение создать фильм о мечте ребенка «Кем я хочу стать?», где мы познакомимся с первичными представлениями о профессиях при поступлении в лицей и до окончания начальной школы (1-4 классы, ежегодный выпуск фильма, который поможет понять, как меняется представления детей о профессиях с расширением знаний о них, 4 вопроса в фильме для детей: «Кем ты хочешь стать?», «Откуда ты узнал об этой профессии?», «К каким нужно быть, чтобы выбрать эту профессию?», «Что нравится в этой профессии?») [3]. Результат такого решения наших активных, заинтересованных родителей – наш «продукт» – фильм «Кем я хочу стать» уже сделан и размещен на сайте лицея.

Проект рассчитан на 10 лет, ежегодный мониторинг позволяет увидеть, как меняется мировоззрение обучающегося. В этом большую помощь оказывает фильм «Кем я хочу стать». Благодаря фильму нам приятно видеть траекторию движения по знакомству с профессиями, как меняется мировоззрение ребенка от первичных представлений о профессиях до осмысленного понимания кем я хочу стать и что я для этого должен сделать. Мы в проекте с января 2018 года в нашей копилке уже 2 фильма.

Самые интересные высказывания самих детей, рисунки, сочинения стихи о профессиях было решено размещать в рукописных книгах, созданных самостоятельно руками детей – «Философская книга – путь к моей мечте». Начало книги нашими первоклассниками уже оформлено – красочным рисунком «Моя профессия». На встрече с родителями, которые с большим интересом отнеслись к нашему проекту по профориентации, каждой семье совместно с детьми было предложено создать творческое «Профдерево семьи». Результат: каждая семья приготовила уникальные по оформлению и содержанию работы. На часе общения дети с большим интересом презентовали свои работы и рассказ о профессиях своей семьи.

Система работы по профориентации представляет собой социальное партнерство; МБ НОУ «Лицей № 111» сотрудничает по вопросам профориентации со многими партнерами, которые оказывают помощь обучающимся сделать правильный выбор, узнать о тех качествах характера, которые требует та или иная профессия. А начинать воспитывать в себе эти качества лучше с детских лет и во взаимодействии с родителями, педагогами, с социальными партнерами.

Нашими социальными партнерами являются:

  1. Учреждения дополнительного образования: Дворец Творчества им Н. К. Крупской. Наши лицеисты еженедельно посещают интересные мастер-классы, кружки.
  2. Центр занятости населения, который помогает организовать работу по профориентации с родителями, в формате родительских собраний, «Круглых столов», проведение мастер-классов с детьми.
  3. Профориентационный центр «Орион».
  4. Учреждения культуры города.

Проект «Умные каникулы» – традиционный в нашем лицее с 2014 года. На осенних и весенних каникулах дети лицея проводят в санатории «Шахтер» г. Прокопьевска. Важно, чтобы было желание и возможность. Возраст детей с 1 по 9 класс. Команда 50-60 человек. Занятия, развивающие игры, конкурсы, праздники, беседы готовят педагоги нашего лицея. Тематика каникул разнообразна. На умных каникулах традиционно проводятся профориентационные мероприятия.

Интерактивная подвижная игра «Путешествие в город Мастеров» с 2012 года традиционна для обучающихся 3-4 классов. Это игра требует тщательной подготовки и стартует сразу после весенних каникул в апреле месяце. Игра направлена на ознакомление с историей нашего Кузбасса, с особенностями профессий металлургической и горнодобывающей тяжелой промышленности. На подготовительном этапе традиционно посещение музея имени И. П. Бардина, встречи с родителями – металлургами, шахтерами, совместные семейные проекты «Завод будущего», «Шахта будущего». Дети путешествуют по станциям во время игры и отвечают на вопросы викторины, получают баллы и по их количеству определяют победителя.

Для обучающихся в этом году проведена выездная экскурсия «Бызовские сладости». Цель – знакомство с производством кондитерских изделий (кондитер, пекарь) с работой в цехе. В результате – во время практической части дети получат возможность приготовить самим кондитерские изделия. Итоговый проект – «Радуга профессий». В результате детских исследований в роли журналистов, фотокорреспондентов дети получают опыт первых трудовых проб, делают выводы о профессиях и отражают их в своей рукописной книге.

В последнее десятилетние получила развитие и поддержку государства проблема профессионального самоопределения российских школьников.

Президент РФ Владимир Путин 29.05.2017 года подписал Указ об объявлении 2018–2027 годов Десятилетием детства. В Послании Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию 1 марта 2018 года актуализировано значение профориентационной работы: «Нам нужно выстроить современную профориентацию для школьников. Тут должны выступить партнерами ведущие вузы и компании. Предлагаю запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее»».

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС ОО) указано, что «фонд дополнительной литературы образовательного учреждения должен включать… литературу по социальному и профессиональному самоопределению обучающихся».

В рамках внеурочной деятельности мы ввели урок по профориентации. «Путешествие в мир профессий» Автором Методического Комплекта является доктор педагогических Елькина Ольга Юрьевна, профессор, зав. кафедрой педагогических технологий начального образования и психологического развития ребёнка ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» [2].

В 2019-2020 учебном году наши третьеклассники продолжают изучать в рамках внеурочной деятельности курс «Путешествие в мир профессий».

Работа по профориентации требует систематического подхода. Мы проводим часы общения, посвященные многообразному миру профессий «Мир профессий глазами детей», викторины «Угадай профессию», «Профессия на выбор».

В 2019 учебном году мы принимали участие во всероссийском проекте «Школы Москвы – школам России». Наш лицей был одной из площадок этого проекта. Совместно с нашими социальными партнерами организовали игру «Кванториум профессий». Поделились опытом с нашими коллегами.

В этом же учебном году принимали активное участие во Всероссийской научно-практической конференции «Педагогическое сопровождение профессионального выбора учащейся молодежи 19 века». Мы провели мастер-класс профориентационной игры «Евраз сити город Мастеров» и познакомили гостей с проектом «Сто дорог – одна моя». На конференции перед нами выступала и поделилась своим опытом Чистякова Светлана Николаевна, советский и российский педагог, доктор педагогических наук, профессор, член корреспондент Российской академии образования по отделению базового профессионально образования академик-секретарь отделения профобразования РАО.

Правильно организованная, методически и информационно обеспеченная, проведённая компетентными, в вопросах профориентации, людьми работа будет способствовать:

  • повышению уровня информированности родителей по вопросам профориентации;
  • созданию благоприятной атмосферы поддержки и сотрудничества, которую обеспечивают педагоги, психологи, специалисты и родители при профессиональном самоопределении учащихся;
  • активному вовлечению родителей к процессу профессионального самоопределения учащихся [1].

Показателями эффективности такой работы могут служить:

  • более активное участие родителей в процессе профессионального самоопределения их детей;
  • снятие эмоциональной напряжённости, вызванной недостаточной информированностью, сложностью выбора в сложившихся экономических условиях;
  • рост уровня сформированности обоснованных профессиональных планов учащихся выпускных классов.

Планомерная, целенаправленная деятельность, совместные усилия педагогов, родителей, различных специалистов позволят учащимся сориентироваться в мире профессий, найти своё место в нём и стать активным членом общества, конкурентоспособным специалистом на рынке труда.

Работа по профориентации с детьми уникальна, это, прежде всего, развитие личности ребенка: через мини-пробы, трудовую деятельность, расширяя кругозор о мире профессий – ребенок находит себя в социальном мире… с учетом своих интересов и личностных возможностей. И на сегодняшний день участников проекта «Сто дорог – одна моя» увеличивается с каждым учебным годом.

Количество участников проекта «Сто дорог – одна моя»

2017-2018 уч. год – 55 обучающихся (1 классы).

2018-2019 уч. год. – 120 обучающихся (1и 2 классы).

2019-2020 уч. год – планируем 210 обучающихся (1, 2, 3 классы).

Таким образом, благодаря реализации долгосрочного профориентационного проекта «Сто дорог – одна моя» при совместной работе педагогов и родителей, у обучающихся формируются устойчивые интересы профессиональной деятельности. Профориентация в лицее проводится с целью подготовки школьников к осознанному выбору профессий при согласовании их личных интересов и потребностей с изменениями, происходящими на рынке труда. Данная цель реализуется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Грамотно построенная система по профориентации способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда и пониманию значимости труда и развития общества. Реализуя себя в профессии, человек достигает успехов и признание. А признание для личности – это значимая ценность!

Список литературы

  1. Грецов, А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога [Текст]. / А. Г. Грецов. – СПб. : Питер, 2007. – 214 с.
  2. Елькина, О. Ю. Путешествие в мир профессий: пособие для родителей учащихся 1-4 классов [Текст]. / О. Ю. Елькина. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 159 с.
  3. Пряжников, Н. С. Самооопределение и профессиональная ориентация учащихся : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст]. / Н. С. Пряжников, Л. С. Румянцева. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.
  4. Профориентационные игры. Практикум по профориентационной работе [Текст]. / Составители : З. В. Горбачёва, О. Н. Кащеева, Т. Н. Кузьмина, М. Н. Хахунова; под ред. И. В. Кузнецовой. – Ярославль : Центр «Ресурс», 2004. – 104 с.
  5. Атлас новых профессий – профессии будущего [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://atlas100.ru/
  6. ПРОФориентир – профориентационный портал Кузбасса [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://proforientir42.ru/
Теги: профориентационная игра, ожидаемые результаты, мини-проф пробы, психологическая диагностика, career guidance game, expected results

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация