Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ

Авторы: М. С. Можаров, К. С. Читайло
Раздел: Развитие цифровой образовательной и проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования в условиях реалтзации ФГОС

УДК 37.047: 331.54

К. С. Читайло, М. С. Можаров

K. S. Chitailo, M. S. Mozharov

Читайло Кристина Сергеевна, студентка 1 курса магистратуры ФМиТЭФ, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Можаров Максим Сергеевич, канд. пед. наук, профессор, зав. кафедры ИОТД, ФГБОУ ВО НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Chitailo Kristina Sergeevna, 1-year student of magistracy Pmitev, NFI KemGU, Novokuznetsk, Russia.

Mozharov Maksim Sergeevich, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Engineering and Technology, FSBEI HE NFI KemSU, Novokuznetsk, Russia.

ВОЗМОЖНОСТИ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ

POSSIBILITIES OF ANALYSIS OF SOCIAL NETWORKS IN PROFESSIONAL-ORIENTATION WORK

Аннотация. Статья посвящена возможностям анализа социальных сетей в ходе профориентационной работы со школьниками. Приводятся примеры современных информационных технологий, позволяющих использовать анализ страниц в социальной сети для определения профессиональной направленности. Описывается приложение «Робот-профориентатор», созданное для для профориентации.

Annotation. The article is devoted to the analysis of social networks for student’s career guidance. Described examples of the use of information technologies, which allow the use analysis of social network for the definition of a professional orientation. Describes the application «Robot-career counselor», created for career guidance.

Ключевые слова: профориентация, информационные технологии, социальные сети, приложения для профориентации.

Keywords: career guidance, information technology, social networks, application for career guidance.

В современном мире, в условиях от рыночных отношений, жизнь человека стала сильно зависть от его успешности в профессиональной сфере. Сегодня для успешного построения карьеры требования предъявляются не только к профессионализму, но и к психофизиологическим способностям человека, к его индивидуальным особенностям. Востребованным остается тот, кто готов непрерывно обучаться в процессе всей жизни. Поэтому растет важность профориентационной работы и в школе, и за ее пределами, как способа помочь школьнику с дальнейшим определением себя в профессии в зависимости от своих интересов, потребностей и возможностей.

Профориентационная работа – это комплекс мероприятий, направленный на выявление у обучающихся склонностей и талантов к определенным видам профессиональной деятельности. Одним из привычных и достаточно надежных способов профориентации является прохождение школьниками специальных профориентационных тестов, выявляющих профессиональные интересы и предпочтения. Но, учитывая развитие информационных технологий, появляются новые и более интересные способы анализа будущих профессиональных предпочтений, основанных на интересах обучающихся. Одним из примеров такого современного применений цифровых технологий стал анализ социальных сетей.

Социальные сети – это особые Интернет-площадки, позволяющие размещать информацию о себе, общаться и делиться моментами из своей жизни с другими пользователями, получать новостную, развлекательную и различную полезную информацию. Трудно найти сегодня человека, а в особенности школьника, не имеющего профиля, как минимум, в одной из крупных социальных сетей. Цифровая среда для молодого поколения является привычной и максимально понятной, что позволяет им использовать ее ресурсы и возможности в полной мере. Результатом такого активного использования сети является цифровой след. Цифровой след – это уникальный набор действий в Интернете или на цифровых устройствах. Совокупность цифровых следов одного человека позволяет говорить о цифровом двойнике – неком аналоге или прототипе реального человека в цифровом мире.

Социальные сети сегодня выступают одним из механизмов, позволяющим накапливать цифровой след определенного человека и строить ту самую модель цифрового двойника, опираясь на анализ профиля через подписки, нахождение в сообществах, участие в онлайн мероприятиях и др.

Так как же анализ социальных сетей может помочь в профориентационной работе? На это вопрос ответили разработчики из Томского Государственного Университета, разработавшие «Робота-профориентатора» – приложение, позволяющее провести анализ страницы школьника в социальной сети «Вконтакте» и за несколько секунд определить подходящую для него профессиональную сферу [1]. Сеть позволяет технически выгружать открытые данные и использовать их. Анализируются данные аккаунта на основе работы искусственного интеллекта с использованием специальных алгоритмов. Нажатие одной кнопки позволяет получить рекомендации по примерно десяти сферам профессиональной деятельности, которые наиболее соответствуют человеку. Сфера соответствует определенным ценностям. Анализируются сообщества, в которых человек состоит, подписки, авторские посты, перепосты, репосты, анализируется наполненность самого профиля.

Анализ нескольких тысяч страниц школьников в данной социальной сети позволил определить его цифровой след, состоящий в среднем из трёхсот тематических сообществ, ста пятидесяти пользователей в друзьях, нахождение онлайн порядка трех часов в сутки, среднее время «жизни» страницы от момента ее создания – пять лет, и среднее количество отметок «мне нравится» (лайков) – десять тысяч. «Робот-профориентатор» интерпретирует цифровой след исходя из классификации подписок, семантического анализа содержания популярных сообществ, а так же собирает данные для дальнейшего своего обучения (Machine Learning). После анализа «Робот-профориентатор» позволяет получить подсказки по выбору профессиональной сферы за несколько секунд, их точность очень близка рекомендациям сложным диагностических систем с сотнями вопросов в анкете.

Технически робот является iframe приложением «Вконтакте» (рис. 1), работает на персональных компьютерах и смартфонах, не требует времени в отличие от психодиагностических тестирований, не требователен к интернету и модели смартфона – все это, позволяет использовать данный способ профориентации каждому школьнику, зарегистрированному в сети «Вконтакте».

Таким образом, можно говорить о том, что времена повсеместного использования цифровых технологий открывают новые возможности для изменения, управления и анализа различных сфер деятельности человека в общем, и в частности – для школьников, сегодня мы получаем новые формы проведения профориентации, основанной на машинном анализе данных социальных сетей. Новые формы профориентации будут позволять получать все более точные профессиональные рекомендации для обучающихся, ведь одним из самых важных решений, которые человек принимает за свою жизнь – это выбор профессии и карьерного пути, который определит качество всей дальнейшей жизни.

Список литературы

  1. В ТГУ обсудили вопросы цифровизации образования [Электронный ресурс]. // Современная цифровая образовательная среда в РФ. – Режим доступа : http://neorusedu.ru/news/v-tgu-obsudili-voprosyi-tsifrovizatsii-obrazovaniya.
Теги: профориентация, информационные технологии, социальные сети, приложения для профориентации, career guidance, information technology

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация