РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Раздел: Развитие цифровой образовательной и проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования в условиях реалтзации ФГОС

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования.Ч.2 (Материалы национальной конференции)

29 апреля 2020 г.

Авторы: Назарина Ирина Анатольевна , Силитрарова Вероника Николаевна

УДК 372.851

И. А. Назарина, В. Н. Силитрарова

I. A. Nazarina, V. N. Silitrarova

Назарина Ирина Анатольевна, учитель математики 2 квалификационной категории, МОУ «ТСШ № 11», г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика.
Силитрарова Вероника Николаевна, учитель математики, МОУ «ТСШ № 11», г. Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика.

Nazarina Irina Anatoltevna, mathematics teacher of the 2nd qualification category, School № 11, Tiraspol, Transnistrian Moldavian Republic.
Silitrorova Veronika Nikolaevna, teacher of mathematics, School № 11, Tiraspol, Transnistrian Moldavian Republic.

 

РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY OF STUDENTS

 

Аннотация. Научное общество учащихся – не инструмент отбора одаренных детей, но среда формирования культуры мышления и использования творческого потенциала всех учащихся. Процесс формирования способностей и личностных качеств школьников в условиях научно-исследовательской деятельности будет успешным, если: создана образовательно-воспитательная среда школы; участие школьников в научном обществе проходит непрерывно и систематично; педагог готов к инновационной деятельности; общение учителя и ученика гуманно.

Annotation. The scientific society of students is not a tool for selecting gifted children, but an environment for the formation of a culture of thinking and the use of the creative potential of all students. The process of forming the abilities and personal qualities of students in the conditions of scientific research will be successful if: the educational and educational environment of the school is created; the participation of schoolchildren in the scientific community is continuous and systematic; the teacher is ready for innovation; the communication between teacher and student is humane.

Ключевые слова: личность, творчество, индивидуальность, природный дар, развитие способностей, проблема.

Keywords: personality, creativity, individuality, natural gift, development of abilities, problem.

 

Мы работаем в МОУ «ТСШ № 11», г. Тирасполь. Главным показателем качественной работы учителей нашей школы является участие детей в исследовательских и проектных работах. Но все это, результат высокого профессионализма педагогического коллектива. Ведь, у блестящего учителя – прекрасные ученики. Но с каждым годом становится всё сложнее заставить нынешнее поколение развивать научные способности, также учителя сталкиваются с материальными затратами, которые необходимы при реализации научной работы.

В каждой профессии есть свои особенности. У психологов – диагностика, у экономистов, скажем, – рентабельность, у инженеров – коэффициент полезного действия... Но суть перечисленного – одна [2]. Любое профессиональное действие характеризуется не только получаемой от него пользой, но и затратами. Затратами наших сил, нервов, времени. Современный учитель, интуитивно стремится к эффективности своего труда, следит за изменениями Государственного стандарта, знакомится с инновациями, пробует, применяет, делает свои выводы… Работа учителя сплошной эксперимент. Как современный учитель готов к этим реалиям? На мой взгляд, учитель готов, но сразу становится вопрос об учащихся: «А готовы ли наши учащиеся к этим экспериментам?» Да, сразу можно ответить, что большой процент учащихся не хочет заниматься инновациями, а спешит после уроков домой. Одни в свой «виртуальный мир», другие на кружки или секции. И вот тут стоит задача перед современным учителем, как заинтересовать этого учащегося, развиваться. И первое, на что хотелось бы обратить внимание, это мотивы творческого развития и непосредственно связанные с ними интересы и потребности. Именно потребностно-мотивационная сфера составляет основу любого вида деятельности и развития личности человека, тем более, творческого. Вполне очевидно, что те или иные способности проявляются с наибольшей силой только в тех видах деятельности, которые глубоко интересуют человека, захватывают всю его личность и способствуют ее развитию. В нашей школе или в какой другой учителя часто сталкиваются с тем, что у определенной группы детей (порой это большинство учащихся в классе) отсутствует мотивация (интерес, потребность) к изучению того или иного предмета (бывает и так, что у ребенка совсем нет желания учиться и даже ходить в школу). Это часто оказывает решающее влияние на процесс развития личности учащегося. На наш взгляд, вся тонкость педагогического искусства сводится, чтобы заинтересовать ребенка в той или иной деятельности, выявить его потребности или как-то иначе мотивировать. При этом мы считаем, мотивы не должны быть навязанными [3]. Стремление изведать неизведанное, познать новое, добиться результата. А не есть ли все это НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? Кто и как ее осуществляет? Начнем с того, что разграничение научно - исследовательской деятельности учителя и ученика весьма условно. Учитель формирует исследовательскую позицию и направляет исследовательскую деятельность ученика. Это взаимообуславливающий процесс: исследовательская работа учителя отражается на качестве и количестве исследовательских работ учащихся. Здесь может встать вопрос о соотношении исследовательской работы и проектной деятельности ученика. На наш взгляд, первое намного шире второго понятия. Создание проекта является одной из форм научно-исследовательской деятельности, впрочем, как и исследование может стать средством создания проекта. Какое научное исследование может проводить ученик под профессиональным взором педагога? Иногда это громко звучит исследовательская работа, но все-таки учащиеся окунаются в работу, которую выполняют не каждый день. Чувствуют себя маленькими учёными. И может темы этих проектов, не настолько сложны, но учащиеся погружаются в эту работу с интересом и ответственностью. Да, всё зависит от того, как современный педагог заинтересует учащегося. И самое главное, что современный учитель, например, по математике может писать с детьми научно-исследовательскую работу в различных сферах: архитектуре, педагогике, астрономии и т.д. Наши учащиеся участвовали в городских конкурсах ИОУ несколько раз, первый раз ученица 10 класса с огромным удовольствие участвовала в секции «Архитектура» с темой «Симметрия в архитектуре», она проделала колоссальную работу по данной теме, рассмотрела все архитектурные здания нашего города. Работа была отмечена и ученица заняла 3 место в городе. Вторая работа была представлена в секции «Педагогика», двумя ученицами 8 класса, тема « Роль современного учителя в жизни ученика». Ими было завоёвано только 4 место, но мы не жалели о проделанной работе. Судьи лестно отозвались о работе девочек. Девочки навсегда запомнят, те анкетирования, которые они проводили в школе и на улицах нашего города.

И вот, что интересно! Парадоксом научно-исследовательского обучения является то, что педагог, работающий в русле идей такого обучения, может научить ребенка даже тому, чего не умеет сам. Он должен, безусловно, быть творцом-исследователем, но не носителем всех знаний на свете [1]! В условиях исследовательского обучения педагог не обязан всегда знать ответы на все вопросы, но он должен уметь исследовать разные проблемы, находить любые ответы и уметь научить этому детей. Ребенку, безусловно, нужна помощь учителя, который заметит творческую индивидуальность своего ученика и позволит ей раскрыться в самых различных видах деятельности. Можно много говорить о привлечении учащихся к научной работе. Мы согласны, что учитель является двигателем к такой работе, но также хочется отметить и работу семьи, которая должна помогать своим детям, нацеливать их развитие в научном русле. Нами замечена такая тенденция, что родители в начальной школе очень часто участвуют в исследовательской работе своих детей, даже предлагают темы исследований, но как их дети переходят в среднее звено, их работа заканчивается. На наш взгляд родители, как и учителя должны продолжать участие в такой сфере деятельности их ребёнка, чтобы повысить интерес учащихся, а не наоборот снизить их стремление к этому виду работы. Обобщая сказанное, отметим, что наша задача, как учителей, состоит в формировании и поддержании в детях (на основании их интересов и потребностей) активности, «огонька в глазах», состояния радости от осознания собственных результатов, желания постоянно развиваться, совершенствоваться, находить пути самореализации, открывать для себя новые горизонты. Именно интерес побуждает ученика заняться исследованием, а мастерство учителя должно проявиться в том, чтобы ребенок, постигая методы и формы исследовательской деятельности, не испугался теории и сложностей, не потерял интерес и шел все дальше, и дальше в своем постижении нового. Учитель вдохновляет-организует-направляет. Мы считаем, развивающийся учитель интересен не только своим детям, но и самому себе. А если на помощь в таком развитии помимо учителя приходит семья, то такое развитие будет намного эффективнее.

В заключении хочется сказать, что развитие научных способностей учащихся целиком лежит на квалифицированном педагоге и конечно при поддержке государства и семьи [1]. В нашей школе много педагогов стремящихся к развитию, как своего, так и развитию учащихся. Современный учитель должен стремиться к успеху. Основными характерными чертами таких учителей являются: преданность своей профессии, любовь к детям.

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]. / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 96 с.
  2. Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст]. / Л. В. Куликов, 2-е изд. – СПб. : Питер, 2009. – 236 с.
  3. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности [Текст]. / А. А. Мелик-Пашаев. – М. : Знание, 1981. – 96 с.
PDF