ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Раздел: Развитие цифровой образовательной и проектирование современных образовательных технологий в системе общего, дополнительного, среднего профессионального и высшего образования в условиях реалтзации ФГОС

Журнал: Проблемы и перспективы современного физ.-математ. и цифрового образования.Ч.2 (Материалы национальной конференции)

29 апреля 2020 г.

Авторы: Можаров Максим Сергеевич , Митина Алена Сергеевна

УДК 371.3:004: 37.036.5

А. С. Митина, М. С. Можаров

A. S. Mitina, M. S. Mozharov

Митина Алена Сергеевна, 1 курс магистратуры, ФГБОУ ВО НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.
Можаров Максим Сергеевич, канд. пед. наук, профессор, зав. кафедры ИОТД, ФГБОУ ВО НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Mitina Alena Sergeevna, 1 year of master's program, FSBEI HE NFI KemSU, Novokuznetsk, Russia.
Mozharov Maksim Sergeevich, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Engineering and Technology, FSBEI HE NFI KemSU, Novokuznetsk, Russia.

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN COMPUTER SCIENCE LESSONS FOR THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES

 

Аннотация. Статья посвящена основным инновационным технологиям на уроках информатики для развития творческих способностей. Рассмотрены основные способы обучения с использованием инновационных технологий для эффективного развития творческих способностей, что позволяет обучающимся занимать активную позицию и проявлять себя как субъект учебной деятельности.

Annotation. The article is devoted to the main innovative technologies in computer science lessons for the development of creative abilities. The main methods of training using innovative technologies for the effective development of creative abilities are considered, which allows students to take an active position and prove themselves as the subject of educational activity.

Ключевые слова: инновационные технологии, творческие способности, информатика, критическое мышление, креативность.

Keywords: innovative technologies, creativity, computer science, critical thinking, creativity.

 

На сегодняшний день общество не может развиваться только лишь простой передачи информации из поколения в поколение. Нужно учитывать способность каждого человека к творческой деятельности для развития и пополнения социального опыта. Для этого необходимы перемены в образовании, что обусловлено увеличением интереса педагогов к инновациям.

В широком смысле под инновациями понимается использование новых технологий, методов, административных и экономических решений и т.п. Использование инновационных технологий на уроках позволяет предоставлять обучающимся новые методы и средства получения информации, что повышает эффективность учебного процесса [3].

Современное образование предполагает, что обучающиеся могут успешно саморазвиваться и самосовершенствоваться за счет увеличения значимости информационных технологий. Применения инновационных технологий позволяет обучающимся занять активную позицию и выражать себя как субъект учебной деятельности. Инновационные технологии повышают качество образования, поэтому, чтобы улучшить деятельность обучающихся с использованием инновационных технологий необходимо знать о современных информационных технологиях, уметь самостоятельно пользоваться информационными ресурсами и компьютерными технологиями.

Рассматривая инновационные методы в педагогической деятельности можно отметить следующие преимущества: получение новых знаний при помощи активных способов обучения; повышение уровня личной социальной активности; стимулирование творческой способности обучающихся; формирование не только знаний, умений и навыков, но и жизненной позиции, помогающей приблизить теории к практике.

На данный момент наиболее эффективными и востребованными являются следующие технологии:

  • активные технологии – помогают установить взаимодействия со сверстниками и взрослыми; позволяют включаться в учебный процесс; помогают создать различные учебные ситуации требующей нескольких решений [4];
  • дистанции технологии – возможность получать знания и активно принимать участие в учебном процессе [1].

Данные технологии помогают педагогом не только создавать учебные материалы с учетом особенностей обучающихся и быстро и гибко вносить изменений, но и эффективно сопровождать и поддерживать других педагогов.

Только при создании определенных условий можно успешно развивать творческие способности. Но создание благоприятных условий недостаточно для обучающихся с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима качественно подготовленная работа, направленная на развитие творческого потенциала.

Современный мир очень нуждается в людях умеющих принимать нестандартные решения и  умеющие творчески мыслить. Однообразное повторение одного и того же снижает интерес к обучению. Поэтому низкая творческая инициатива – одна из главных проблем современного образования.  Связи с этим целью школы является разностороннее развитие детей, развитие их умений и навыков, познавательных интересов, творческих способностей, навыков самообразования и готовых к самореализации.

Критическое мышление – это способ взаимодействия с идеями и информацией. Можно сказать, что это точка опоры мышление человека. Современному человеку необходимо не только владеть информацией, но и уметь ее осмыслить, оценить и применить. Обучающиеся должны критически оценивать идеи с разных точек зрения, делать выводы относительно точности информации.

Рассматривая различные методики развития критического мышления можно выделить три этапа:

  • вызов – актуализация и обобщения знаний по теме; мотивация к учебной деятельности; стимулирование к активной работе;
  • осмысление – позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с имеющейся информации;
  • рефлексия – осмысление и обобщения информации, усвоение новой информации, формирование собственного отношения к изучаемому предмету.

Получается, что на стадии рефлексии происходит анализ, творческая обработка и интерпретирование полученной информации [2].

На данный момент разные педагогические инновации могут найти свое отражение в школьном образовании. Наиболее популярными инновационными технологиями являются следующее:

  1. Интегрированные уроки.
    Объединение нескольких дисциплин при изучении одного понятия или темы. Интеграция – способ получения новых суждений на основе имеющихся предметных знаний. Интеграция ориентирована на улучшение эрудиции ученика. На таких уроках всегда выделяют ведущую науку, выступающую интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
  2. Проблемное обучение.
    Данный тип обучение основывается на аналитико-синтетической деятельности обучающихся. Создание проблемной ситуации для совместного решения в ходе деятельности обучающихся и педагога, самостоятельная работа обучающихся под руководством учителя. Это особый тип мышления, который развивает глубину убеждений и творческое применение знаний в жизни.
  3. Дифференцированное обучение.
    Применения заданий разного уровня на разных этапах урока – наиболее. Данная методика дает возможность дифференцировать смысл образования для обучающихся разного уровня развития. Основные формы работы на уроке – это индивидуальная и групповая.
  4. Метод проектов.
    Решение проблемной задачи индивидуально или в группах по определенной теме или за длительный период. Дидактический способ активизации познавательной деятельности, развивающий креативность вместе с формированием некоторых индивидуальных качеств.
  5. Использование электронных образовательных ресурсов.
    Использование различного программного обеспечения или написания своих фрагментов программ. ЭОР в учебный процесс дает возможность активизировать процесс обучения, увеличить темп урока, повысить объем самостоятельной и индивидуальной деятельность обучающихся, внести изменения в их форму работы, активизировать интерес, усовершенствовать творческий потенциал личности.

Использование современных информационных технологий является одним из способов развития творчества. Современные цели обучения направлены не только на передачу знаний, но и предоставляют педагогом новые возможности для развития личности обучающегося. Объяснить детям, что компьютер – это средство, с помощью которого можно сделать обучение интересным и простым – главная задача современного педагога. Для того чтобы быть востребованным в современном мире необходимо вносить в него что-то новое своей деятельностью, а для этого она должна носить творческий характер.

 Список литературы

  1. Воронич, Е. А. Сущность инклюзивного подхода в образовании [Текст]. / Е. А. Воронич. // Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА». – № 1 (16). – Бугульма, 2013. – С. 17-20.
  2. Никишина, И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: Использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов [Текст]. / И. В. Никишина. – Изд. 1-е/2-е, стереотип. В помощь администрации школы. – Волгоград, 2008. – 91 с.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров [Текст]. / [Е. С. Полат и др.]; Под ред. Е. С. Полат. – М. : Academia, 2000. – 270 с.
  4. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст]. / кол. Авторов ; под ред. Н. В. Бордовской. – М. : КНОРУС, 2010. – 432 с.
PDF