ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА»

Раздел: ИКТ в образовании и методика преподавания информатики

Журнал: Опыт применения ИКТ в образовании

2 ноября 2020 г.

Авторы: Маркидонов Артем Владимирович

УДК 378.147.88

А. В. Маркидонов

AV. Markidonov

Маркидонов Артем Владимирович, д. ф.-м. н., заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники им. В. К. Буторина Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк, Россия.

Markidonov Artem Vladimirovich, Doctor of Physics and Mathematics, Head of the Department of Informatics and Computer Engineering named after V. K. Butorin of the Novokuznetsk Branch-Institute of the Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ АНАЛИЗА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА»

FORMATION OF SKILLS OF APPLICATION OF SOFTWARE FOR ANALYSIS OF ECONOMIC INDICATORS OF ENTERPRISES DURING THE TRAINING OF MASTERS OF THE DIRECTION «BUSINESS INFORMATICS»

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению аналитических информационных продуктов, предназначенных для исследования финансового состояния различных предприятий. Перечисляются основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться при использовании подобных продуктов в учебном процессе.

Annotation. The article is devoted to the analysis of analytical information products designed to study the financial condition of various enterprises. The main problems that one has to face when using such products in the educational process are listed.

Ключевые слова: бизнес-информатика, программное средство, анализ, финансовое состояние.

Keywords: business informatics, software, analysis, financial conditions.

 

Бизнес-информатика – это молодое и перспективное направление современного высшего образования, а также новая область междисциплинарной профессиональной деятельности, сформированное на стыке экономики, менеджмента и информационно-коммуникационных технологий. По своей сути бизнес-информатика это наука о проектировании, разработке и применении информационных и коммуникационных систем в бизнесе. В основном она ориентирована на комплексное решение ряда проблем, возникающих при функционировании таких сложных искусственных систем как коммерческая фирма или производственное предприятие. Исторически бизнес-информатика зародилась в Германии, под названием «Wirtschaftliche Informatik», получила наибольшую популярность в 90-е годы прошлого века, и на данный момент с успехом реализуется в ряде развитых стран. Так, например, в странах ЕС данное направление известно под названием «Business Informatics», а в США – «IT Governance».

Востребованность направления «Бизнес-информатика» обусловлено тем, что в настоящее время применение ИТ в бизнесе является одной из важнейших составляющих деятельности современного предприятия, которая напрямую влияет на его конкурентоспособность на рынке. Выпускник высшего учебного заведения, являющийся специалистом в области бизнес-информатики, в своей профессиональной деятельности занимается решением проблем, возникающих в современных организациях, осуществляет моделирование бизнес-процессов с привлечением различных информационных продуктов и должен получить оптимальное бизнес-решение, включающее в себя, в том числе, применение современных информационно-коммуникационных технологий. Таким образом, подготовленный специалист должен обладать теоретическими знаниями и практическими навыками в области процессного управления, стратегического менеджмента, бизнес-анализа и информационных систем.

Применение информационных технологий при решении таких задач как сбор, обработка, хранения и передача информации для управления экономическим объектом или принятия управленческих решений в условиях рыночных отношений является одной из важнейших компетенций выпускника, получившего образование по направлению «Бизнес-информатика». Поэтому при планировании учебного процесса необходимо выделить достаточное количество часов на знакомство и изучение различных программных продуктов, предназначенных для выполнения анализа финансового состояния различных хозяйствующих субъектов [1]. Проведение детального финансового анализа с последующей интерпретацией полученных результатов позволит в дальнейшем разработать, например, программу финансового оздоровления, выбрать оптимальный путь развития или обосновать инвестиционное решение.

В настоящее время для этих целей широко используются такие программные продукты как «Экономический анализ», «Альт-Финансы», ИНЭК-Аналитик, Audit Expert и др. Рассмотрим более детально последнюю из перечисленных систем.

Audit Expert – это аналитическая система для диагностики, оценки и мониторинга финансового состояния отдельного предприятия или их множества, выполняемых на основе имеющихся данных финансовой и управленческой отчетности [2]. Данный программный продукт ориентирован на исследование крупных предприятий, банков и компаний, которые контролируют финансовую состоятельность дочерних предприятий [3]. В Audit Expert реализована практика проведения анализа финансовой состоятельности предприятия и отражен опыт составления финансовой отчетности. С его помощью решаются следующие основные задачи:

  1. Экпресс-анализ финансового состояния;
  2. Коэффициентный анализ;
  3. Автоматические экспертные заключения и настраиваемые отчеты;
  4. Реализация собственных методик финансового анализа;
  5. Оценка кредитоспособности заемщика;
  6. Анализ возможных финансовых стратегий;
  7. Анализ операционных и финансовых рисков;
  8. Регламентируемый финансовый анализ;
  9. Консолидация финансовой отчетности;
  10. Сравнительный анализ и рейтингование;
  11. Автоматизация работы с большими объемами информации.

Конечно же, основной задачей при изучении учебных дисциплин является не рассмотрение всего разнообразия программных продуктов, а освоение различных методик финансовых вычислений, анализа, формирование навыков практического применения специализированного программного обеспечения. Кроме того необходимо сформировать у учащихся критическое мышление и способность верно интерпретировать получаемые результаты.

Тем не менее, применение программных продуктов в учебном процессе может сопровождаться рядом проблем. Так, например, авторы работы [4] делают вывод, что одной из проблем изучения различных специализированных программ для обучающихся по направлению «Экономика» является отсутствие необходимого соотношения между дисциплинами экономического цикла и дисциплин, посвященных изучению информационных технологий, предлагаемых на разных курсах. Но для направления «Бизнес-информатика», учитывая особенности содержания учебного плана, такой проблемы не существует. Второй, и более существенной проблемой является высокая стоимость узкоспециализированных программных продуктов. Данная проблема частично решается реализацией рядом компаний-разработчиков академических программ, предоставляющих свою продукцию в учебных целях. Еще одна сложность в использовании специализированного программного обеспечения заключается в том, что оно ориентировано на опытного пользователя – специалиста в данной профессиональной сфере. В данном случае только педагогическое мастерство и опыт преподавателя может помочь учащимся.

В заключение хочется отметить, что выпускнику направления «Бизнес-информатика» необходимо обладать прагматичным мышлением, финансовой грамотностью и владеть информационными технологиями. Изучение специализированных программных продуктов позволяет привить ему все эти необходимые навыки.

Список литературы

  1. Кленина, В. И. Обзор программных продуктов, осуществляющих анализ экономических показателей, для студентов направления Бизнес-информатика [Текст]. / В. И. Кленина, Е. Н. Софинская, П. И. Софинский. // Человеческий капитал, 2017. – № 1(97). – С.32-35.
  2. Плотников, Д. А. Современные программные продукты автоматизации экономических расчетов [Текст]. / Д. А. Плотников, И. А. Опанасенко. // Гетеромагнитная микроэлектроника, 2014. – № 16. – С. 124-131.
  3. Шибилева, О. В. Применение информационных систем для проведения финансового анализа [Текст]. / О. В. Шибилева, И. А. Кузина. // Вектор экономики, 2017. – № 11(17). – С. 7.
  4. Голяс, С. В. Современные подходы к экономической подготовке бакалавров в сфере туризма и гостеприимства (на примере интеллектуальных обучающих систем) [Текст]. / С. В. Голяс, К. В. Буряк. // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, 2013. – № 3. – С. 28-31.
PDF