Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПРОЕКТ «ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ»

Авторы: Н. С. Афанасьева, П. А. Шеянов
Раздел: Состояние и перспективы развития неформального и информального образования в России и за рубежом

УДК 379.8

П. А. Шеянов, Н. С. Афанасьева

P. A. Sheyanov, N. S. Afanaseva

Шеянов Петр Алексеевич, заместитель директора, «Средняя общеобразовательная школа № 50», г. Новокузнецк, Россия.

Афанасьева Наталья Сергеевна, педагог, «Средняя общеобразовательная школа № 50», г. Новокузнецк, Россия.

Sheyanov Petr Alekseevich, deputy school secondary. «School secondary № 50», Novokuznetsk, Russia.

Afanaseva Nataly Sergeevna, Teacher, «School secondary № 50», Novokuznetsk, Russia.

ПРОЕКТ «ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ»

FIELD SURVIVAL SCHOOL

Аннотация. Представлен опыт школы выживания для детей младшего школьного возраста. Под наблюдением педагогов дети отправились в однодневный поход в район ручья Водопадный г. Новокузнецк, с проведением игр на командообразование, обучением постановке лагеря, разведению костра и отработки навыков прохождения веревочных препятствий. Педагоги заранее выбрали маршрут, обеспечили оборудованием; наблюдали за обустройством лагеря, участвовали в обсуждении каждого этапа деловой игры, провели педагогическое наблюдение за проявлением личностных и метапредметных результатов обучения.

Abstract. The experience of a survival school for children of primary school is presented. Сhildren went to a one-day hike to the Vodopadny stream area in Novokuznetsk under the supervision of tutors. They played team building games, trained in setting up a camp, made a fire and practiced rope obstacles. The tutors chose the route in advance, provided them with equipment; observed the arrangement of the camp, participated in the discussion of each stage of the business game, conducted pedagogical observation of the manifestation of personal and meta-subject learning outcomes.

Ключевые слова: дети, туризм, социализация.

Keywords: children, tourism, socialization.

Современное общество диктует всем участникам образовательного процесса свои условия и законы. Оно нуждается в активных, нестандартно мыслящих, творческих и решительных людях. «Человек образованный» уступает человеку, подготовленному к жизнедеятельности. Вопрос успешности в жизни людей сегодня является первостепенным. Поэтому современная система образования строится на том, чтобы воспитывать у учеников личностные качества творческих созидателей; формировать у них компетенции, способствующие саморазвитию.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования [1]. Что же мы можем в нем увидеть?

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  2. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Достижение таких результатов у учащихся можно обеспечить, как освоением программы начального общего образования, так и посредством неформального обучения различной направленности. Неформальное образование – это образование, которое зачастую происходит вне образовательного пространства, где отчетливо обозначены задачи, методы и результаты обучения. Неформальное образование – это не систематизированное обучение знаниям и навыкам. Оно так же является важной составной частью социализации, помогает осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию. По отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль [2].

В данном случае речь пойдет об однодневном туристическом походе с элементами обучения, практического применения полученных знаний, соревновательным моментом.

Туризм – самый массовый вид активной спортивно-физической деятельности человека и обладает широкими возможностями для проявления уже полученных навыков и для приобретения нового опыта жизнедеятельности. Туристские походы приучают людей к более рациональной жизни, строгому учету времени, критической оценке своих действий и действий товарищей. Группа в походе – единое целое, лишь от взаимопонимания всех ее участников зависит успех. Поход – это радость общения с новыми людьми, особое чувство общения с природой, расширение кругозора, возможность практического применения полученных в школе знаний. Туризм призван содействовать решению комплекса социокультурных, педагогических задач, основными из которых являются:

  • воспитание жизнеспособной личности, ориентированной на самосовершенствование, выявление, развитие и проявление своих творческих способностей;
  • полноценное и пропорциональное развитие у человека телесных (физических), психических и духовных (нравственно-эстетических) качеств, т.е. его гармоничное развитие; воспитание разносторонне (всесторонне, универсально) развитой личности, проявляющей свои творческие способности в разных сферах деятельности;
  • патриотическое воспитание, приобщение к национальной культуре, а вместе с тем воспитание толерантности:
    -Ÿ  уважения к ценностям других культур, идеологий, верований;Ÿ 
    - организация активного, творческого отдыха и общения различных групп населения;Ÿ 
    профилактика наркомании;
    -Ÿ  социальная реабилитация и интеграция лиц с ограниченными возможностями.

Цель данной работы: поделиться опытом организации и проведения однодневного туристического похода для детей младшего школьного возраста.

Материал и методы. Мероприятие проходило в августе 2020 года в районе ручья Водопадный в г. Новокузнецке. Метод исследования – педагогическое наблюдение.

Цель мероприятия: развитие навыков командной работы, чувства ответственности, взаимопомощи, бережного отношения к природе.

Подготовка мероприятия. Накануне мероприятия родители участников были проинформированы о требованиях к одежде и обуви детей, а также о вещах, которых необходимо с собой иметь каждому частнику похода.

Инструкторы: обеспечили снаряжение, выбрали район и маршрут похода; продумали задания, которые будут выполнять ребята.

Проведение мероприятия.

1 -й этап «Эко - тропа»

На место начала маршрута подростки прибыли в сопровождении родителей (законных представителей). После сбора, переклички и объяснения правил безопасности во время передвижения, детей ожидал переход в 4 км по экологической тропе к одной из достопримечательностей г. Новокузнецка – ручью «Водопадному» [3]. Во время прохождения экологической тропы детям было сказано обращать внимание и запоминать ориентиры на местности (вышки ЛЭП, причудливые деревья, направление течения реки Томь), также во время прохождения по тропе начался сбор дров для лагеря.

2 -й этап «Знакомство»

После того, как группа пришла на заранее выбранную стоянку, с детьми были приведены две игры на командообразование. Во время первой игры ребята вместе с инструкторами становились в круг и должны ли назвать свое имя и предмет, который бы они взяли с собой в поход (название предмета должно начинаться на первую букву имени ребенка). Например: «Меня зовут Рома, и я беру с собой в поход рюкзак». Следующий участник должен назвать имя предыдущих ребят и свое имя. Во второй игре группа детей разделили на две команды и просили присесть на корточки. Между двумя группами подняли занавес, затем из каждой команды приглашали по одному участнику (так, чтобы участники другой команды не видели его) когда оба участника находились возле занавеса, на счет занавес опускался и участники должны были назвать имя человека из другой команды. Ребенок из проигравшей команды переходил в команду – победителя. Игра продолжалась, пока все участники не перешли на одну сторону.

После игр на командообразование детям были даны строевые команды: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «На первый и второй – Рассчитайсь» - таким образом группа детей поделилась на две команды для продолжения мероприятия.

3 -й этап «Постановка лагеря»

Третий этап начинался с того, что детей посадили по командам перед инструктором и задали вопрос, почему, по их мнению, для лагеря выбрали именно эту поляну. Затем инструктор начал разбирать заранее собранный рюкзак и один за одним доставал элементы снаряжения, необходимые в походе, дети должны были сказать, что это за предмет и объяснить, для чего он нужен в походе. В последнюю очередь инструктор достал палатку и объявил о том, что сейчас самое время для ее установки, установил перед ними палатку, подробно объясняя все нюансы. Затем, командам предлагалось выбрать капитана, придумать название и девиз команды. При этом, детям объяснили, что капитан нужен для того, чтобы координировать действия всей команды, что все ребята должны выполнять действия для того, чтобы как можно продуктивнее выполнить поставленную перед командой задачу.  Обеим командам дали задание найти место для установки палатки на поляне, после этого, как можно быстрее, установить палатку. После окончания конкурса дети должны были объяснить выбор места палатки, также учитывалось время и правильность установки палатки (рис. 1).

После окончания конкурса инструктор достал газовую горелку, объясняет принцип ее работы, кипятит воду и начинается чаепитие.

4 -й этап «Веревочные препятствия»

Инструктор, имеющий навыки альпинизма, приготовил для участников следующие препятствия: «параллельные веревки», «веревочная переправа», «подъем и спуск с использованием веревки». За каждым препятствием был закреплен инструктор, который объяснял технику прохождения препятствия, технику безопасности, правила использования страховочного снаряжения, индивидуальных средств защиты (страховочной привязи, каски и перчаток) (рис. 2).

5-й этап «Разведение костра»

На этом этапе инструктор рассказал о видах костров, способах их сооружения, специфике. В ходе рассказа, он задавал вопросы: «из каких пород деревьев получаются самых хорошие дрова», «из чего лучше всего делать растопку для костра», «в каком месте лучше всего сложить костер». После подробного рассказа и демонстрации командам предлагалось самостоятельно найти подходящие дрова и сложить два вида костра «шалаш» и «колодец». Оценивалась правильность подбора дров и правильность конструкции костра.

После того, как обе команды поставили свои костры, в специально отведенном месте разводился костер, на котором кипятили чай и жарили сосиски для пикника (рис. 3).

6-й этап «Заключение»

После пикника проводили рефлексию: дети рассказывали, чем им понравился или не понравился поход, что нового и полезного они для себя узнали, как в будущем будут применять полученные знания и сформированные навыки. Каждому участнику торжественно вручили именной диплом «О прохождении школы выживания». После окончания церемонии награждения были проведены уборка территории, сбор снаряжения и все участники мероприятия организованным строем прошли к месту встречи с родителями.

Результаты педагогического наблюдения.

На начальном этапе мероприятия наблюдалась плохая дисциплина некоторых участников, нечеткая организованность внутри команды, но по мере прохождения этапов взаимовыручка и слаженность работы прослеживались все отчетливее. В процессе прохождения препятствий дети все более охотно контактировали друг с другом, страховали товарищей по команде, приоритетной для них становилась ситуация победы команды, а не своя личная выгода. Более подготовленные ребята с удовольствием объясняли проблемные моменты и помогали всем остальным. Участники четко анализировали свои действия, координировали их с действиями своих товарищей по команде.

Многие делились продуктами из личных наборов для пикника. Можно сказать, что по прошествии нескольких часов ребята обзавелись не только новыми знаниями, но и новыми товарищами.

Заключение.

Современная система образования требует формирования практических навыков, умения применять имеющиеся у детей знания в конкретной жизненной ситуации. Постановка и решение ситуационных задач - хороший способ развития универсальных учебных действий у школьников. Проект «Школа выживания» предусматривал последовательное решение ряда связанных между собой ситуационных задач соревнующимися группами младших школьников.

Благодаря тому, что проект проходил в виде неформального образования, где инструктор не руководил процессом, а был для детей, скорее, наставником и другом, сформирована дополнительная мотивация к получению новых для себя знаний, а командная работа в соревновательных условиях стимулировала групповую сплоченность.

Итоговый пикник объединял обе команды в единый дружный коллектив.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Министерство Образования и науки РФ [Текст]. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с.
  2. Кичерова, М. Н. Неформальное образование: международный опыт признания компетенций [Текст]. / М. Н. Кичерова, Е. В. Зюбан, Е. О. Муслимова. // Вопросы образования, 2020. – № 1. – С. 123-160.
  3. Андреева, О. С. Кузнецкая экологическая тропа: прошлое, настоящее и будущее [Текст]. / О. С. Андреева. // Краеведение в современном мире : проблемы, достижения, перспективы : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 90-летию Новокузнецкого краеведческого музея. – Новокузнецк : Лотус-Пресс, 2017. – С. 117-123.

Теги: дети, туризм, социализация, children, tourism, socialization

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация