РОЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СО СТУДЕНТАМИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Состояние и перспективы развития неформального и информального образования в России и за рубежом

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.1

9 декабря 2020 г.

Авторы: Кропотова Людмила Юрьевна

УДК 159.9

Л. Ю. Кропотова

LY. Kropotova

Кропотова Людмила Юрьевна, психолог, координатор методического объединения психологов соц. защиты г. Новокузнецка, МКУ СРЦН «Уютный дом», отделение психолого-педагогической помощи, г. Новокузнецк, Россия.

Kropotova Lyudmila Yuryevna, psychologist, coordinator method association psychologists social protection Novokuznetsk, «Uyutny dom», psychological and educational assistance division, Novokuznetsk, Russia.

 

РОЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СО СТУДЕНТАМИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ROLE OF PREVENTION SECONDARY ADDICTIVE BEHAVIOUR VOCATIONAL EDUCATION STUDENT

 

Аннотация. Важное значение в работе по проблеме зависимости отводят профилактике. Профилактическая работа со студентами среднего профессионального образования по теме аддиктивного поведения это разработка профилактических сообщений, докладов, лекций-бесед, занятий направленных на информирование о проблеме, ее острой социальной значимости для молодежи и сложностях возникающих у них в разных социальных группах.

Abstract. Prevention is important in the work on the problem of addiction. Preventive work with students of secondary vocational education in the topic of addictive behavior is the development of preventive messages, reports, lectures, conversations, classes aimed at informing about the problem, its acute social significance for young people and the difficulties they face in different social groups.

Ключевые слова: профилактика, среднее профессиональное образование, профилактика зависимости, психологическое консультирование, аддиктивное поведение, работа со студентами.

Keywords: prevention, secondary vocational education, prevention of addiction, psychological counselling, addictive behaviour, working with students.

 

За последнее десятилетие проблема зависимости в нашей стране превратилась в одну из острейших и болезненных социальных проблем.

Отвечая на вопрос, почему люди начинают употреблять и становятся зависимыми, можно ответить следующее:

  • наркотик остается доступным, распространение его нелегально;
  • среда и ближайшее окружение (друзья, родственники) человека иногда не видят в этом ничего противоестественного;
  • отсутствует возможность отказать, недостаточно ресурсов на отстаивание своих границ и мнения;
  • сознание вытесняет и отрицает сигналы об опасности, такое игнорирование происходит, так как биохимическое действие веществ сходно с обычными процессами в мозге.

На сегодняшний день прослеживаются следующие тенденции в проблеме зависимости:

  • «омоложение» группы употребляющих вещества (наркотик, алкоголь), возраст впервые употребивших становится младше;
  • отсутствует метод и способ для диагностики группы детей и подростков, которые задумываются об употреблении и ищут информацию об этом.

Важное значение в работе по проблеме зависимости отводят профилактике. Разработка профилактических сообщений, докладов, лекций-бесед, занятий направленных на определенную группу людей: педагогический коллектив, родители, студенты. Информационный материал должен отличаться содержанием и формой представления.

Роль профилактики в наше работе – это поэтапный и длительный процесс по созданию условий для формирования личностных качеств человека.

Процесс профилактики призван способствовать:

  • обеспечению безопасной и поддерживающей среды профилактики;
  • доступу к информации и ее доступность;
  • помощь в приобретении жизненных навыков и умений.

Наиболее эффективными способами являются:

  • консультирование специалистами;
  • специализированные службы помощи.

Профилактика объединяете такие науки, как психология, педагогика, социология, медицина, информационные технологии. Такое сочетание дает возможность для обеспечения и поддержания уровня здоровья у людей (психологического, физического, ментального).

Важно понимать, что ни одна из профилактических программ не способна нивелировать проблему употребления ПАВ. Существование психоактивных веществ и наличие доступности к ним, ведет к тому, что всегда будет присутствовать группа потребителей. Поэтому проблема наркомании есть и будет, пока есть возможность у людей в их получении.

Профилактическая работа строится на понимании основных моментов:

  • причины употребления ПАВ – внутренние психологические проблемы человека, употребление это внешнее проявление проблемы;
  • перспективы в работе с зависимым, зависят от мотивации и вовлеченности самого человека и ближайшего окружения (близкие, семья), а также квалифицированной помощи специалистов (психологи, медики и др.);
  • приоритеты в профилактической работе – более эффективной является работа в области первичной профилактики [1, с. 26].

Рекомендации для проведения занятий по профилактике ПАВ с родителями и студентами

В данной статье представлен опыт профилактической работы со студентами средне профессионального образования, родителями. Темы лекций-бесед «Профилактика употребления ПАВ». По данной теме использовались разные формы работы: лекции-беседы на классных часах с родителями, лекции-беседы со студентами техникума. Время проведения данной работы чаще приходилось на период адаптации первых курсов в первом семестре и во втором семестре для родителей на «Родительском часе» (мероприятие, где участвуют разные специалисты для межведомственного взаимодействия). На данном мероприятии есть возможность отвечать на интересующие вопросы родителей разным специалистам: инспекторы ПДН (работники отдела профилактики правонарушений несовершеннолетних), специалисты центра «Социум», специалисты центра по профилактике и борьбе со СПИД, психолог отделения психолого педагогической помощи МКУ СРЦН «Уютный дом», также администрация техникума, общественные деятели и представители ФСКН России.

В работе в направлении профилактики аддиктивного поведения материал должен отличаться содержанием и формой представления в зависимости от того с кем ведется профилактическая работа. Например, для студентов главное, что они должны подчеркнуть из бесед и занятий по профилактике, так это негативное представление о личном будущем в случае употребления ПАВ. Для родителей и педагогов важно подчеркнуть в лекциях и беседах – признаки, симптомы употребления ПАВ, а также методы психолого-педагогического воздействия и организации взаимодействия в учреждении со студентами и их семьями, студентами и педагогами.

Психологу в беседе не следует обсуждать свойства и качества ПАВ или способы употребления. Рекомендовано, чтобы в качестве ведущего был человек, имеющий личный опыт работы с зависимыми (социальный работник, врач психотерапевт, клинический психолог). Необходимо, чтобы материал преподносил слушателям специалист в данной области, так как слушатели могут задавать вопросы и необходимо ориентироваться в теме, чтобы ответить. Не следует давать оценок поступкам и действия людей употребляющих, а также не морализировать в теме употребления ПАВ, так как проблема наркомании чрезвычайно многообразна.

Родители – непростая, но заинтересованная в приобретение информационных знаний группа слушателей, не каждый родитель способен отнести лично к себе, к своему ребенку, всю степень опасности наркомании и важность изучения этой проблемы. Необходимо в беседе:

  • активизировать внимание к острой проблеме;
  • привести примеры случаев полной неосведомленности родителей о зависимости даже благополучных семей и их детей;
  • привести пример из практики, из которого родители могут понять, что приобретение информационных знаний о ПАВ имеет практическую направленность.

Форма занятий с родителями может быть лекция-беседа. Лекции с родителями должен проводить человек, имеющий достаточный опыт публичных мероприятий и выступлений (численность группы может быть большая). Время занятия не должно превышать 1 часа, чаще в вечернее время. Слушатели могут делать записи, по завершению изложения материала приветствуются вопросы и обсуждение.

Работа по профилактике может вестись на разных возрастных этапах и ее цель будет одна: информирование людей для понимания проблемы, что она есть в наше время, ведь понимание помогает работать с отрицанием, как защитой и дает видение реальной ситуации. Знания на уровне информации: основные понятия, стадии зависимости, причины и риски употребления, далее профилактическая работа нацелена на информирование, где есть помощь и специалисты, которые могут работать, если есть запрос от человека, т.е. клиента на решение проблемы употребления и зависимого поведения.

Роль психолога на данных встречах – информировать о проблеме и ее актуальности, донести информацию, что такое зависимость, ее признаках, причинах, роли социума, семейной системы. Главное обратить внимание родителей на общение и поведение их детей, что может сигнализировать о зависимом поведении и мышлении.

Освещается и проблема созависимых семей, где сложности в принятии у одного близкого зависимости. Отрицание проблемы – нежелание видеть ситуацию, которая может привести к плачевным последствиям. Данный способ защиты есть как у близких созависимых, так и самого зависимого, который отрицает свою зависимую часть и пагубное употребление.

Отрицание – это защита семьи от болезненных переживаний и сложных чувств, таких как стыд, вина, страх, может привести к усугублению проблемы зависимости, замыканию семейной системы. Страх и стыд, приводит семейную систему к дисфункции. Отрицание снижает возможности получения помощи и ведет к прогрессированию болезни у близкого и снижению медицинских и реабилитационных мероприятий. У зависимого снижается толерантность к веществу, также и у созависимого снижается толерантность к происходящему. То, что раньше вызывало тревогу и страх, может по истечению времени уже восприниматься иначе и порог терпения может возрасти и привести к депрессивным состояниям, суицидальным мыслям, психосоматике и др.

В профилактической работе с родителями важно подойти не только к понятиям, что такое зависимость и ее причинам, но рассказать, как семьи реагируют на появление данной проблемы, как они могут себя чувствовать, и что чаще такие семьи не делают или делают не правильно. Важно донести мысль, что в данной проблеме нужна помощь специалистов, которые знают способы и методы работы с созависимой семьей и способы мотивации для родственников и самих зависимых.

Необходимо рассказать и наглядно, продемонстрировать стадии прогрессирования зависимости, чтобы, если есть зависимость у одного члена семьи, можно было сориентироваться и определить, как развивается болезнь сейчас и на какой стадии зависимости употребляющий человек.

Шесть стадий развития любой зависимости: начало употребления, экспериментирование, групповое употребление, привычное употребление, чрезмерное употребление, болезненное пристрастие. Развитие зависимости может проходить очень стремительно. За помощью обращаются чаще, находясь на последних стадиях развития зависимости.

В работе с родителями необходимо давать информацию и о помощи, если это необходимо, поэтому даются координаты специалистов и учреждений, где ведется профилактическая и медицинская, консультативная помощь. Это приводит к мысли, что помощь есть и необходима квалифицированная и специальная работа с семьей, что они могут обращаться к специалистам на разных этапах и стадиях прогрессирования зависимости.

С 2014 года и по 2020 год ведется работа по данному направлению и со студентами техникума. Лекции-беседы, где они могут задать вопросы, психологу прослушав информацию о роли профилактике в злоупотреблении ПАВ. Такая форма работы это диалог студента и специалиста, некая возможность напрямую спросить, интересующее в этой теме. Задачи, как для специалиста практика, которые стоят в направлениях профилактики со студентами: информирование о проблеме, ее острой социальной значимости для молодежи и сложностях возникающих у них в разных социальных группах. Также где может произойти первичное употребление или рискованное поведение. Ситуации, когда происходит знакомство с ПАВ: любопытство – побудительный мотив, потребность поддержать группу сверстников. Важно проговорить и о последствиях злоупотреблением ПАВ для жизни и окружения, отношений и здоровья в будущем.

Типичные вопросы и реакции студентов могут быть провокативные, демонстративные и игнорирующие, но это первичная реакция, когда информация только услышана, и ее необходимо как-то встретить. Появление выше перечисленных реакций, только доказывает наличие такой защиты, как отрицание. Далее могут последовать вопросы и обращение к личности специалиста и его жизненном опыте употребления. Мы должны понимать, что это способ пре контакта и возможность для работы с отрицанием, ведь такое реагирование есть и на индивидуальных и семейных консультациях. Границы, которые необходимо обозначать в такой беседе это еще один способ не «размывать» понимание проблемы, а брать в работу, еще и то, что происходит сейчас со студентами и пояснять эти реакции, как реакции отрицания и наличия проблемы, что собственно и происходит сейчас с ними. Важно работать со студентом именно беря актуальный момент, вопросы и реакции слушателей для более глубокого понимания и осознавания их процессов.

Еще один способ в профилактике злоупотребления ПАВ – это не только информирование по проблеме, но и работа с реакциями и чувствами здесь и сейчас, после услышанного студентами. Обращая на это внимание и проговаривание специалистом, дает практический опыт в работе. Такие чувства и реакции, как смех, «хихиканье», оживление, появление движений и активности в теле, «закатывание» глаз, выкрикивание фраз и демонстрация не интереса к беседе и услышанному, также посторонние разговоры, это хороший показатель отрицания и избегания. Поэтому живой диалог иногда не предсказуем и важно «переводить» студенту, что его реакции и чувства помогут ему понять самого себя: кто он, чем он занят в свободное время, задумывается ли он о том, что делает и к чему это может провести. Мимолетное увлечение ПАВ может обернуться трагедией, о чем человек и не подразумевает.

Список литературы

  1. Солдатова, С. В. Профилактика злоупотребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях: Методическое пособие [Текст]. / С. В. Солдатова. – МГОГИ, 2010. – 126 с.
PDF