ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ ПОЗДНЕЙ ОСЕНЬЮ

Раздел: Состояние и перспективы развития неформального и информального образования в России и за рубежом

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.1

9 декабря 2020 г.

Авторы: Коновалова Нина Геннадьевна , Гилев Максим Леонидович , Коновалова Анна Владимировна

УДК 37.013.32

Н.Г. Коновалова, М.Л. Гилев, А.В. Коновалова

N.G. Konovalova, M.L. Gilev, A.V. Konovalova

Коновалова Нина Геннадьевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры и спорта, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.
Гилев Максим Леонидович, учитель географии и ОБЖ, Лицей № 104, г. Новокузнецк, Россия.
Коновалова Анна Владимировна, врач психиатр, Новокузнецкая клиническая психиатрическая больница № 12, г. Новокузнецк, Россия.

Konovalova Nina Gennadievna, Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Physical Culture and Sports of the Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.
Gilev Maxim Leonidovich, geography and life safety teacher, Lyceum 104, Novokuznetsk, Russia.
Konovalova Anna Vladimirovna, psychiatrist, Novokuznetsk clinical psychiatric hospital No. 12, Novokuznetsk, Russia.

 

ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ ПОЗДНЕЙ ОСЕНЬЮ

FIELD SURVIVAL SCHOOL LATE AUTUMN

 

Аннотация. Представлен опыт школы выживания для подростков в полевых условиях в конце октября. Ребята самостоятельно, под наблюдением педагогов и врачей, организовали однодневный поход с оборудованием лагеря, приготовлением горячего питания и отработки навыков оказания первой помощи в виде деловой игры. Взрослые помогали подготовить мероприятие - выбрали маршрут, обеспечили недостающим оборудованием; наблюдали за обустройством лагеря, участвовали в обсуждении каждого этапа деловой игры, провели педагогическое наблюдение за проявлением личностных и метапредметных результатов обучения.

Abstract. An experience of teenagers’ forest survival school at the end of October in Siberia is presented. Pupils organized a one-day trip on their own under teachers and doctors supervision with camp setting, cooking hot meals and practicing first aid skills like a business game. Adults helped to prepare the event by choosing the route, providing missing equipment; observation the arrangement of camp, participation in each stage of the business game discussion. Pedagogical observation of the personal and metasubject learning outcomes was undertaken.

Ключевые слова: подростки, первая помощь, личностные результаты, метапредметные результаты.

Keywords: teenagers, first aid, personal results, metasubject results.

 

Современное образование выводит в число первоочередных задач, наряду с получением академических знаний, умение применять эти знания в самых неожиданных и нестандартных ситуациях. Понятно, что в классе подобные ситуации можно моделировать лишь виртуально, что, конечно, формирует личность, готовит ребят к поиску нестандартных решений, но не формирует практических навыков.

Между тем, федеральные образовательные стандарты общего и общего полного среднего образования на первое место выводят личностные результаты, такие как, воспитание чувства ответственности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах; формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми; формирование ценности здорового, безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной деятельности.

Метапредметные результаты в числе прочих включают: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, контролировать деятельность в процессе достижения результата, корректировать действия в соответствии с ситуацией; умение оценивать свои возможности решения задач; умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать в группе. Не все эти результаты могут быть получены в процессе аудиторных занятий.

Испытания в условиях суровой сибирской природы позволяют школьникам пережить «настоящие приключения», а педагогам – оценить умение подростков использовать академические знания и бытовые навыки для решения практических задач; сформированность личностных качеств и метапредметных результатов обучения.

Цель данной работы: поделиться опытом организации и проведения школы выживания в полевых условиях для школьников.

Материал и методы. Исследование проведено в однодневном походе в район водораздела рек Подобас и Игаза в Новокузнецком районе, который состоялся 28 октября 2018 г. Все участники являлись членами Военно-патриотического объединения «Воевода» (ВПО), действующего при лицее № 104 г. Новокузнецка: два преподавателя географии, биологии, ОБЖ, два врача; 12 учащихся 6-11 классов лицея № 104.

Цель мероприятия: подготовка школьников к многодневным зимним походам [1]. Руководство ВПО предполагало решить четыре группы задач: ознакомительные: знакомство с дикой природой поздней осенью; образовательные: навыки постановки лагеря, обращения с огнем, приготовления пищи на костре, оказания первой помощи в лесу поздней осенью; оздоровительные: закаливание, тренировка физической и холодовой выносливости; воспитательные: развитие навыков командной работы, чувства ответственности, взаимопомощи, бережного отношения к природе.

В день проведения мероприятия температура воздуха держалась в пределах   -5 – -10 оС, имелся снежный покров глубиной 15-20 см. Ручьи и реки еще не замерзли.

Подготовка мероприятия. Накануне на теоретическом занятии ВПО ребята предположили, с какими сложностями могут встретиться в лесу поздней осенью; продумали необходимое снаряжение и амуницию; спланировали меню с учетом калорийного коэффициента продуктов и необходимости приготовления пищи на костре; распределили, кто что возьмет; попросили преподавателей взять недостающее снаряжение.

Взрослые: обеспечили недостающее снаряжение, выбрали район и маршрут похода; продумали задания, которые будут выполнять ребята.

Проведение мероприятия. На место начала маршрута подростки в сопровождении взрослых прибыли на электричке. Пешим порядком прошли 6 км и выбрали поляну для стоянки.

Школа выживания включала оборудование стоянки, разведение костра, кипячение чая, в середине дня – приготовление горячего обеда, перед отбытием – уборку поляны с приведением её в первозданное состояние.

После оборудования лагеря, разведения костра, кипячения чая и горячего завтрака начали готовиться к игре по отработке навыков оказания первой помощи. Группа школьников разделилась на 2 команды. Определили регламент и правила. Решили играть 8 раундов, чтобы команды по 4 раза выступили в роли пострадавших и в роли спасателей.

Команда пострадавших загадывала травму, которую «получил» один из них. «Пострадавший» старательно изображал наличие задуманной травмы: принимал вынужденное положение, рассказывал легенду получения травмы, отвечал на вопросы спасателей, имитировал симптомы: боль, нетерпимую боль, ограничение подвижности.

Команда спасателей могла задавать вопросы и делать простые тесты. Им надлежало понять, что случилось, оказать первую помощь и провести транспортировку пострадавшего от места стоянки до тропинки и обратно.

По условиям игры разрешалось получать: вывихи и переломы костей конечностей, переломы костей поясов (ключицы и таза), перелом позвоночника без повреждения спинного мозга, ранения головы, получать внутренние кровотечения, кровотечения в просвет бронхов, желудочно-кишечного тракта.

Запрещалось: получать отравления, получать наружные кровотечения, давать аллергические реакции, получать одну и ту же травму дважды.

В процессе игры «травмированный» подросток демонстрировал все признаки повреждения: вынужденное положение; боль в покое и/или при попытке движения, при осевой нагрузке на позвоночник, конечность; невозможность движений в определенных суставах из-за боли. Раны на открытых частях тела рисовали губной помадой.

Члены команды спасателей определяли место и характер травмы, решали, чем могут помочь, оказывали помощь.

Пострадавший «замерзал», если помощь долго не приходила, «страдал», если ему нечаянно делали больно: при перемещении шевелили пострадавшую часть тела.

Оценка качества оказания помощи. После каждого раунда следовал разбор ситуации (консилиум) с членами обеих команд, педагогами и врачами. В команде пострадавших оценивали: правдоподобность ситуации; качество представления полученного повреждения. В команде спасателей оценивали: информативность задаваемых вопросов; фокус внимания при осмотре; бережность и точность при проведении ручного обследования; правильность выбора и безболезненность оказания первой помощи; правильность перекладывания и транспортировки пострадавшего; экономичность трудозатрат «спасателей».

Члены обеих команд предлагали варианты альтернативных способов оказания первой помощи в сложившейся ситуации. Ребята сравнивали предложенные варианты и выбирали наиболее быстрый, щадящий, эффективный способ оказания помощи в предложенном случае. Если не удавалось прийти к единому мнению, проверяли каждый способ на практике.

По итогам обсуждения команда спасателей получала дополнительные баллы за быстрое оказание помощи, правильное использование щадящих приемов, экономичный и атравматичный способ транспортировки пострадавшего, креатив в поиске средств. Снимали баллы за причинение дополнительных травм при оказании первой помощи, перекладывании, транспортировке.

Проведение игры. В качестве пострадавших ребята загадывали травмы: глаза (наткнулся на сучок), рваные раны лица (упал на кучу хвороста), перелом костей предплечья (оперся на кисть при падении) ключицы (при падении на бок), растяжение связок голеностопного и коленного суставов (оступился, поскользнулся, запнулся за ветку и упал), переломом позвоночника и таза (полез на дерево и упал).

«Спасатели» смогли правильно определить место и характер повреждения, оказать первую помощь, хотя иногда было задано много лишних вопросов; к «пострадавшему» применены травмоопасные методы обследования, избыточные по силе и объему движений.

Школьники потренировались в наложении повязок на голову, в том числе, на глаз; иммобилизации конечностей, наложении повязки при переломе ключицы, перекладывании и транспортировке пострадавших с переломом шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника, переломом таза.

Транспортную иммобилизацию и транспортировку «пострадавших» проводили при помощи подручных средств.

Подведение итогов проходило параллельно с приготовлением обеда. По общему решению ребят, в этой игре победила дружба.

Результаты педагогического наблюдения. На всех этапах похода ребята проявляли взаимовыручку, готовность участвовать не только в игре, но и в выполнении хозяйственных работ. Для костра выбрали безопасное место, собирали только сухие ветки. Сиденья вокруг костра оборудовали из поваленных деревьев (бурелома). Мусор складывали в специально выделенный для этого пакет, который при возвращении забрали с собой. Костер потушили, закидав снегом.

В постановке диагноза, выборе методов обследования, средств помощи участвовала вся команда спасателей. Обсуждение диагноза и выбор методов оказания помощи проходили живо, команда «пострадавших» нередко норовила вмешаться, подсказывать и поправлять «спасателей». Ребята проявили недюжинную смекалку в выборе способа транспортировки пострадавшего: они сделали носилки из жердей и веревки (рис. 1), придумали транспортировку пострадавшего волоком на куске полиэтилена. Последний способ оказался самым экономичным в плане трудозатрат, но не очень понравился «пострадавшим», поскольку, путешествуя на полиэтилене по тонкому слою снега, они пересчитали телом все корни, ветки и кочки, по которым проехали.

Таким образом, подростки на практике продемонстрировали личностные результаты: чувство ответственности; бережное, уважительное отношение к человеку и к природе; умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми; экологически ориентированную деятельность.

Из метапредметных результатов ребята показали умение сотрудничать, соотносить свои действия с планируемыми результатами и корректировать их с учетом ситуации; предлагать нестандартные решения задач.

Заключение. Любой выход на местность, будь то поход выходного дня или экскурсия, требует от каждого её участника собранности, организованности и повышенного внимания к себе и окружающим, так как в полевых условиях подростки могут оказаться один на один с любой нештатной ситуацией, связанной с необходимостью оказания первой доврачебной помощи.

Поэтому деловые игры на природе, в условиях, приближенных к реальным, учат технике выполнения манипуляций, воспитывают в подростках готовность прийти на помощь, уверенность в своих силах, устраняют страх и нерешительность.

Список литературы

  1. Коновалова, Н. Г. Практикум по отработке навыков оказания первой помощи. Видеоинструктажи, средства и приемы, методика обучения в мультимедийном приложении [Текст]. / Н. Г. Коновалова, Ю. П. Иванов, М. Л. Гилев. – Волгоград : Учитель, 2017. – 107 с.
PDF