ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ COVID-19

Раздел: Состояние и перспективы развития неформального и информального образования в России и за рубежом

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.1

9 декабря 2020 г.

Авторы: Визило Татьяна Леонидовна , Федосеева Ирина Фаисовна

УДК 378.147.88

Л. Т. Визило, Ф. И. Федосеева

T. L. Vizilo, I. F. Fedoseeva

Визило Татьяна Леонидовна, д. мед. н., профессор, ФГБОУ ВО Кемеровский государственный медицинский университет, Кемерово, Россия.
Федосеева Ирина Фаисовна, к. мед. н., доцент, ФГБОУ ВО Кемеровский государственный медицинский университет, Кемерово, Россия.

Vizilo Tatiana Leonidovna, M.D., Ph.D., Professor, Kemerovo State Medical University, Kemerovo, Russia.
Fedoseeva Irina Faisovna, M.D., Assistant Professor, Kemerovo State Medical University, Kemerovo, Russia.

 

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ВО ВРЕМЯ ЭПИДЕМИИ COVID-19

FEATURES OF DISTANCE TEACHING OF CLINICAL DISCIPLINE AT THE MEDICAL UNIVERSITY DURING THE COVID-19 EPIDEMIC

 

Аннотация. В статье освещаются трудности преподавания клинических дисциплин в условиях временного дистанционного обучения, связанного с распространением новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации. Авторы отмечают, что удаленный доступ ограничивает возможности практической контактной работы, но вполне применим в экстремальной ситуации.

Abstract. The article highlights the difficulties of teaching clinical disciplines in the temporary сonditions of online learning associated with the spread of novel coronavirus infection in the Russian Federation. The authors confirm that remote access can solve many of the problems associated with practical contact work, but it should be applied in an emergency.

Ключевые слова: высшее образование, дистанционные образовательные технологии, коронавирусная инфекция.

Keywords: higher education, online learning technologies, coronavirus infection.

 

Пандемия COVID-19, объявленная Всемирной организацией здравоохранения 11 марта 2020 года, оказала глобальное влияние на сферу высшего образования. Правительства стран по всему миру приняли решение о временном закрытии учебных заведений в попытке сдержать распространение коронавирусной инфекции. Профессорско-педагогическому составу высших учебных заведений необходимо было в кратчайшие сроки адаптировать учебно-методический материал к дистанционной форме обучения [1]. На клинических кафедрах медицинских ВУЗов при проведении практических занятий в дистанционном режиме неизбежно возникали сложности с формированием у студентов навыков коммуникации с пациентами.

Развитие у студентов профессиональных коммуникативных навыков общения с пациентами, в том числе имеющими ограниченные физические возможности и нарушения речи, является важной и неотъемлемой частью учебного процесса на кафедре неврологии, нейрохирургии, медицинской генетики и медицинской реабилитации. Коммуникативные навыки являются одной из важнейших составляющих успешной деятельности врача невролога; это основа, на которой базируется клиническое ведение пациента: сбор жалоб и анамнеза, планирования обследования, выбор возможных вариантов лечения и осложнений, особенностей тактики ведения [2, 3]. Со стороны пациента установление доверительных отношений между ним и врачом увеличивает эффективность лечения, повышает комплайенс и удовлетворенность результатом лечения. Со стороны врача установленный с пациентом контакт снижает количество ошибок, неверных диагнозов, гипердиагностики. Кроме того, коммуникативные навыки являются необходимыми и при общении с коллегами, младшим медицинским персоналом и родственниками пациентов.

Преподавателю клинической кафедры медицинского ВУЗа нужно не только научить студента диагностике и лечению, сформировать у него клиническое мышление, но также привить ему стремление к соблюдению этических норм общения с коллегами, умение профессионально грамотно общаться с больным и его близкими, то есть, соблюдать, профессиональную этику и деонтологию. Врач может обладать великолепными знаниями о принципах взаимодействия с пациентом, но при этом совершенно не владеть навыками коммуникации. Работа врача очень сложна и многокомпонентна, врач решает несколько задач одновременно: клиническую задачу (сопоставить данные анамнеза и осмотра, сформулировать диагноз, составить план обследования и лечения), заполнение документации. Среди всего этого взаимодействие с пациентом может легко выпасть из фокуса внимания врача.

Современная аккредитационная модель оказания медицинской помощи, базирующаяся на Калгари-Кембриджской модели медицинской консультации, подразумевает консультативную основу взаимодействия с пациентом, принятие его точки зрения, эмпатию и т.д. [4].

Научить студента культуре общения с пациентом одними лекциями невозможно. Важное значение имеют навыки, выработанные на практических занятиях в процессе курации больных в клинике [5]. Преподаватель является первым объектом наблюдения студентов - студенты взаимодействуют с больным, подражая мимике, жестам, позе и стилю поведения преподавателя, чью работу они наблюдают. На занятиях оцениваются имеющиеся у студента практические навыки, его отношение к выбору методов исследования больного.

Врач должен уметь мотивировать пациента на преодоление болезни, убеждения пациента необходимости приверженности к лечению [6]. Задача врача состоит в том, чтобы снять страх, а не вселять новый неудачным поведением или необдуманным советом. Именно поэтому врач должен обладать высоким уровнем коммуникативного контроля.

Не только в больничной палате, но и на клинических конференциях преподаватель своим примером учит, как вести себя при обсуждении вопросов диагностики и лечения - спорить аргументированно, этично, на научной основе, оставаясь на позициях объективности и сдержанности, соблюдая законы полемики. Вторым важным аспектом является умение научить студента использованию принципов этики и деонтологии. Преподаватель максимально тактично комментирует возможные неправильные действия медицинского персонала. Его авторитет у медицинского персонала, коллег по работе порождает у студента желание подражать ему, учиться у него.

Важным приемом обучения являются и беседы на деонтологические темы, когда преподаватель делится богатым врачебным опытом, рассказывает о победах и промахах, тщательно анализирует свои и чужие ошибки. Это обеспечивает формирование доверительных отношений между преподавателем и студентом.

Выработка клинических навыков у врача – важная самостоятельная задача профессионального образования. Основам общения с больным необходимо учить в медицинском вузе, чтобы затем врач в процессе самостоятельного общения с пациентами, людьми с различными психологическими характеристиками, разного возраста, уровня образования, социальной и профессиональной принадлежности, мог совершенствовать свои умения и навыки, адаптируя их к условиям своей профессиональной деятельности.

В условиях пандемии значительно возросла роль дистанционных образовательных технологий при обучении студентов медицинских вузов, но существующий уровень цифровых технологий не позволяет в полной мере восполнить возможности очного обучения будущих врачей, особенно в части формирования профессиональных практических навыков. При дистанционном обучении возникают сложности в развитии у студентов профессиональных коммуникативных навыков общения с пациентами. Затруднение вызывает освоение определенных практических навыков, необходимых в профессии врача невролога, таких как проведение неврологического осмотра пациента, мануальных диагностических исследований (например, исследование болевой, температурной, вибрационной чувствительности), ряда лечебных манипуляций и т.д., которые студент не может качественно освоить, даже с использованием современных тренажёров. То же относится к приобретению будущими медиками навыков очного общения и физикального обследования пациентов. Значимым недостатком является нехватка живого общения с преподавателями и своими однокурсниками, умения учиться и работать в командах, более высокие требования к самодисциплине, из технических проблем – необходимость иметь компьютерное оборудование, выход в Интернет, определённый уровень компьютерной грамотности в отношении конкретных программных приложений, а также сбои связи и неспособность некоторых сайтов выдерживать нагрузку при большом числе посещений.

В настоящее время в интернете достаточно много учебных пособий и другого материала, позволяющего работать самостоятельно и получать необходимую информацию по той или иной дисциплине. Однако студенты отмечают, что только непосредственное общение с преподавателем помогает им понять и систематизировать этот большой поток информации, научиться закреплять и применять знания на практике.

Эффективность любого обучения, вне зависимости от того, в какой форме проводится – дистанционной или очной, зависит от нескольких критериев: мотивации, необходимого объема качественного учебного материала для изучения и последующего контроля. В случае соблюдения этих названных критериев студент может получать максимальный результат от дистанционного обучения.

Список литературы

  1. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL : https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1064 (дата обращения : 30.04.2020). – Режим доступа : свободный.
  2. Коваленко, А. В. Практика по неврологии: учебно-методическое пособие [Текст]. / А. В. Коваленко, И. Ф. Федосеева, В. А. Семенов, Т. Л. Визило. – Кемерово, 2020. – 42 c.
  3. Коваленко, А. В. Освоение практических навыков по детской неврологии: учебно-методическое пособие [Текст]. / А. В. Коваленко, И. Ф. Федосеева, В. А. Семенов, Т. Л. Визило. – Кемерово, 2020. – 94 с.
  4. Сонькина, А. А. Навыки профессионального общения в работе врача [Текст]. / А. А. Сонькина. // ОРГЗДРАВ : новости, мнения, обучение. – 2015. – № 1. – С. 101-107.
  5. Субботин, А. В. Академическая история болезни как форма самостоятельной работы студентов медицинского университета [Текст]. / А. В. Субботин, В. А. Семенов, И. Ф. Федосеева, Д. А. Этенко. // Технологии организации самостоятельной работы обучающихся. Материалы VIII Межрегиональной научно-методической конференции: сборник трудов, 2016. – С. 149-151.
  6. Визило, Т. Л. Вопросы первичной профилактики инсульта у взрослых и детей [Текст]. / Т. Л. Визило, Т. В. Попонникова, И. Ф. Федосеева. // Лечащий врач, 2019. – № 10. – С. 30-35.
PDF