ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Раздел: Федеральные образовательные стандарты и оценка качества профессионального образования студентов и технологического обучения школьников

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.1

9 декабря 2020 г.

Авторы: Макеренкова Инесса Анатольевна , Баранова Яна Дмитриевна

УДК 378.14

И. А. Макеренкова, Я. Д. Баранова

I. A. Makerenkova, J. D. Baranova

Макеренкова Инесса Анатольевна, старший преподаватель, УО Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.
Баранова Яна Дмитриевна, студентка 4 курса технолого-биологического факультета, УО Мозырский государственный педагогический университет им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Makerenkova Inessa Anatolyevna, senior lecturer, I. P. Shamyakin Mozyr state pedagogical University, Mozyr, Republic of Belarus.
Yana Baranova, 4th year student of the faculty of technology and biology, I. P. Shamyakin Mozyr state pedagogical University, Mozyr, Republic of Belarus.

 

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ

IMPROVING THE QUALITY OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT EDUCATIONAL WORK IN TECHNOLOGY CLASSES

 

Аннотация. В статье рассматривается вопросы организации самостоятельной работы студентов на занятиях по дисциплине специального цикла. Характеризуются аспекты активизации самостоятельной работы, а также изучается влияние экотехнологий на современный дизайн одежды. Особое внимание уделяется  выбору оптимальных конструктивных и технолого-экономических решений. Предлагаемая организация учебного процесса с использованием исследовательской деятельности студентов, позволяет оптимизировать учебный процесс, делая его более познавательным и творческим.

Abstract. The article deals with the organization of independent work of students in the classroom on the discipline of a special cycle. Aspects of self-employment activation are characterized, and the influence of eco-technologies on modern fashion design is studied. Special attention is paid to the choice of optimal design and technological and economic solutions. The proposed organization of the educational process using research activities of students, allows you to optimize the educational process, making it more informative and creative.

Ключевые слова: самостоятельная работа, исследовательская деятельность, художественно-эстетические навыки, активизация учебного процесса.

Keywords: independent work, research activities, artistic and aesthetic skills, activation of the educational process.

 

Экономические и социокультурные изменения, происходящие в настоящее время в системе высшего образования Республики Беларусь, реформирование высшего образования выдвигает на первый план проблемы качества образования: подготовки конкурентоспособных специалистов, способных в быстро меняющихся условиях рынка труда самостоятельно приобретать и совершенствовать свои знания на протяжении всей жизни. Новые стратегические ориентиры в развитии экономики, интеграционные преобразования различных областей знания кардинально меняют требования к образованию, что предполагает поиск соответствующих подходов к содержанию профессионального образования [1].

Современный этап развития образования диктует необходимость вовлечения учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, поскольку при этом у них происходит формирование способностей самостоятельного анализа и применения знаний, планирования действий,  осуществление самоанализа и самооценки.

Представляя собой особую, высшую форму учебной деятельности, самостоятельная работа обуславливается индивидуально-психологическими и личностными особенностями обучающегося как её субъекта. К таким психологическим детерминантам прежде всего относится саморегуляция. В целях развития саморегуляции у студентов прежде всего должна быть сформирована целостная система представлений о своих возможностях и умениях их реализации, в том числе о возможностях целееобразования и целеудержания. Необходимо не только понимать предложенные преподавателем цели, но и формировать их самому, удерживать до реализации. Саморегуляция обучающегося предполагает умение программировать самостоятельную деятельность, т.е. применительно к условиям соответствующей цели деятельности осуществлять выбор способа преобразования заданных условий, отбор средств для этого преобразования, определение последовательности действий [2].

Нами было предпринято исследование, касающееся поиска путей активизации самостоятельной работы студентов, а также изучение влияния экотехнологий на современный дизайн одежды. 

На занятиях по художественному проектированию одежды студентам было предложено разработать комплект модели женской одежды с использованием элементов экодизайна.  Причем при разработке комплекта особое внимание должно быть уделено выбору оптимальных конструктивных и композиционных решений, анализу творчества современных дизайнеров одежды, использованию инновационных технологий.

Дизайн современной одежды предлагает в настоящее время одежду,  обувь и аксессуары, которым присущи свойства, расширяющие их функциональность, технологические параметры и экологическую составляющую изделий, а с другой стороны, стимулирующие рост и развитие самих инноваций, включая в сферу своих интересов использование уже существующих технологий и экспериментируя с уже известными.

Как показывает анализ отечественных и зарубежных коллекций одежды, мода отражает социальные процессы жизни общества, в частности, актуальным брендом становится новая эко-тенденция в дизайне одежды. В настоящее время возвращается мода на более натуральные ткани: такие как лен, холопок и шелк.

Таким образом, для того, чтобы более ярко подчеркнуть тему экологии и вторичной переработки сырья, были выбраны контрастные экологически-зелёный и роскошный золотой и голубой оттенки. Они  намеренно создают диссонанс с яркими, почти пластиковыми, искусственными цветами. Даже каждое отдельное изделие несёт в себе некую противоречивость, учитывая достаточно широкий спектр тканей комплекта.

Процесс моделирования одежды предлагает организацию ансамбля костюма по принципу подчинения и выделения композиционного центра. В этом случае, каждая из частей ансамбля призвана выгодно оттенять, подчеркивать, создавать «рамку», направлять взгляд зрителя на «деталь», несущую эмоциональную нагрузку в ансамбле.

В последнее время заметна популяризация молодежных комплектов и аксессуаров к одежде с использованием экодизайна. Безусловно, стиль костюма в первую очередь рассматривают как систему художественно-выразительных средств, позволяющих ставить и решать задачи, результатом которых является конструирование новых знаний.

В результате проведенной студентами самостоятельной работы по разработке модели одежды с использованием элементов экодизайна был изготовлен комплект молодежной одежды, состоящий из блузы и брюк, дополненный аксессуарами в виде сумки и декоративной шляпки. Комплект изготовлен из тканей-компаньонов, дополненных ручной росписью по мотивам народных костюмов, который гармонично вписывается в гардероб каждой девушки и сочетается с историческими традициями Беларуси (рис. 1).

На проектируемое изделие был разработан эскиз, конструкция, технология изготовления (табл. 1), стилизованные узоры росписи. Причем при разработке конструкции и технологической последовательности изготовления изделия особое внимание было уделено  выбору оптимальных конструктивных и технолого-экономических решений. Все это способствует, с одной стороны, унификации технологического процесса, а с другой стороны – помогает облегчить освоение технологии другими потребителями в ходе самостоятельного изготовления изделий.

Анализ проведённой работы позволил сделать выводы о том, что в процессе выполнения задания у студентов развивается творческое мышление, формируются художественно-эстетические умения, что способствует активизации познавательной исследовательской самостоятельной деятельности.

Список литературы

  1. Жук, О. Л. Педагогические основы самостоятельной работы студентов [Текст]. / О. Л. Жук [и др.]; под общ. ред. О. Л. Жук. – Минск : РИВШ, 2005. – 112 с.
  2. Пидкасистый, П. И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов [Текст]. / П. И. Пидкасистый. – 2-е изд. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 144 с.
PDF