Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Авторы: Л. Н. Бакланенко, Е. Л. Кляпец, Е. Н. Михед
Раздел: Федеральные образовательные стандарты и оценка качества профессионального образования студентов и технологического обучения школьников

УДК 371.39

Л. Н. Бакланенко, Е. Л. Кляпец, Е. Н. Михед

L. N. Baklanenko, E. L. Kliapets, E. N. Mihed

Бакланенко Людмила Николаевна, кандидат технических наук, доцент, УО МГПУ им. И.П.Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Кляпец Елена Леонидовна, г. Мозырь, Республика Беларусь.

Михед Елена Николаевна, заместитель директора по учебной работе ГУО «Мозырская гимназия имени Я. Купалы», г. Мозырь, Республика Беларусь.

Baklanenko Lyudmila Nikolaevna, candidate of technical Sciences, Аssociate Professor, MSPU named after I.P. Shamyakin, Mozyr, Republic of Belarus.

Kliapets Elena Leonidovna, Mozyr, Republic of Belarus.

Mihed Elena Nikolaevna, Deputy Director for academic Affairs Of the state educational institution «Mozyr gymnasium named After ya. Kupala», Mozyr, Republic of Belarus.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

APPLICATION OF TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL TASKS IN INDUSTRIAL TRAINING LESSONS AS ONE OF THE WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация. В статье рассматривается вопрос эффективности использования учебных технических и технологических заданий как дидактических средств в процессе производственного обучения.

Abstract. The article deals with the issue of the effectiveness of using educational technical and technological tasks as didactic tools in the process of industrial training.

Ключевые слова: производственное обучение, задания, практические задачи, профессиональная подготовка, общеобразовательные предметы, общетехнические предметы, познавательно-практическая деятельность, творческая самостоятельность.

Keywords: ausbildung, aufgaben, praktische aufgaben, ausbildung, allgemeinbildende fächer, allgemeine technische fächer, kognitive und praktische tätigkeit, kreative selbständigkeit.

 

Выпускник должен сочетать широкую общеобразовательную, общетехническую и специальную теоретическую подготовку с профмастерством, быстро адаптироваться на производстве, уверенно выполнять работы в соответствии с полученным разрядом, обладать возможностями для роста квалификации, высокой профессиональной мобильностью, позволяющей осваивать новую технику и технологию.

Профессиональное мастерство, соответствующее требованиям, предъявляемым к рабочему высокой квалификации, формируется у обучающихся, прежде всего в процессе производственного обучения.

Производственное обучение – это педагогически правильная организованная, научно обоснованная система, обеспечивающая успешное формирование у будущих рабочих основ профессионального мастерства – совокупности сенсорных, двигательных и интеллектуальных компонентов деятельности и определенных качеств личности, необходимых для успешного планирования, осуществления и регулирования трудового процесса и дальнейшего роста квалификации [1].

На занятиях производственного обучения проводится большая творческая работа, направленная на систематическое совершенствование профессиональной подготовки молодых специалистов.

Изучение и анализ работы свидетельствует о том, что формирование и развитие творческого подхода к решению конкретных практических задач наиболее успешно осуществляются в случае использования в учебном процессе учебных технических и технологических задач.

Учебные технические и технологические задачи – это разнообразие по содержанию и объему виды самостоятельной учебной работы, выполняемой обучающимися по указанию преподавателя, которые раскрывают различные стороны техники, технологии и характер определенной производственной деятельности рабочего и требует для выполнения синтеза общеобразовательных и специальных навыков и умений. Учебные технические и технологические задания должны является неотъемлемой частью процесса обучения, они одно из важнейших средств его активизации.

В результате единства внешних и внутренних сторон учебной деятельности у обучающихся формируются знания, умения и навыки. Например, при использовании заданий в процессе изучения нового материала активизируется познавательная деятельность обучающихся, что помогает им лучше усвоить программу материала.

На практике учебные производственно-технические задания наиболее широко используются для проверки знаний обучающихся.

При текущей проверке с целью установления степени усвоения учащимися знаний, полученных на одном или нескольких ближайших уроках, используется наряду с устным опросом или беседой, карточки с заданием по данной теме. Использование таких заданий дает возможность одновременно проконтролировать степень усвоения материала. При выборочном опросе с использованием карточки с заданием желательно применять взаимозаменение: один учащийся отвечает, а другой следит за правильностью ответа и при необходимости дополняет и уточняет его.

Как показывает педагогический опыт работы, учебные технические и технологические задания редко выступают как самостоятельный объект учебной деятельности обучающихся. Их целесообразнее всего включать в изучаемый программный материал в качестве составной части. Будучи включенными в учебный материал, задание расширяют функции. Обогащенные с помощью заданий учебный материал становится не только объектом познания и действия, но и средством стимулирования познавательно-практической деятельности обучающихся.

Содержание заданий должно соответствовать структуре и логике программы производственного обучения и их выполнение, способствовать повторению, закреплению и совершенствованию учебного теоретического материала, практических навыков.

Кроме того, они должны иметь как можно большую практическую направленность; содержание заданий должно опережать практические ситуации тактичные для трудовой деятельности по определенному профилю обучения.

В содержание задания необходимо включать элементы знаний, которые способствуют реализации межпредметных связей между производственным обучением и общеобразовательными предметами.

Задания должны содержать научно обоснованные факты и понятия на уровне современных достижений науки и техники, а приводимые в них примеры (числовые и графические) умения, способствовать углублению теоретических знаний. Задания следует формулировать с использованием как словесной, так и графической формой изложения учебной информации. Анализировать и выполнять задания должно с привлечением и использованием знаний и умений, полученных учащимися по общеобразовательным предметам.

Задание должны быть рассчитаны на разный уровень подготовки обучающихся и учитывать индивидуальные особенности их.

Разработка заданий с учетом отмеченных требований, как и всякий вид деятельности, осуществляется в определенной последовательности, которая может быть следующей [2].

  1. Проанализировать содержание ряда общеобразовательных предметов и содержание производственного обучения обучающихся.
  2. Установить законы и понятия, раскрывающие сущность наиболее типичных технологических процессов принципы работы оборудования и инструментов. Их эксплуатации, планирования, принципы организации и контроля за практической деятельностью обучающихся применительно к конкретному профилю обучения.
  3. Проанализировать и выделить главное в деятельности рабочего определенной профессии.
  4. В формулировке задания должны найти отражение все компоненты. Сочетание компонентов обеспечивает взаимосвязь основ наук и общетехнических, производственного и специального знания, навыков и умений при раскрытии сущности производственных, физических и химических явлений.
  5. Составление комплексных заданий, выполняющих учебные производственно-технические задания различных типов имеет место лишь в тех случаях, когда необходимо проверить знания и умения, обучающихся по определенной теме или разделу программы.

Классификация учебных технических и технологических заданий по определенным видам осуществляется в соответствии с конкретными учебными целями. Главная среди этих целей обучение обучающихся определенного профиля планирование своей практической деятельности.

Необходимыми элементами умения планировать свою работу является умение читать чертежи, работать с технико-технологической документацией, инструкциями. Планирование технологического процесса требует от обучающихся также уметь разбираться в устройстве и принципе действия обслуживаемого оборудования и рассчитывать его характеристики.

Развитию и формированию перечисленных умений способствуют применение заданий на: построение изображений; чтение рабочего чертежа и определение по нему необходимых требований к изделию и работе; анализ и чтение кинематических схем; отыскание в справочниках и инструкциях ответов на различные вопросы, связанные с технологическим планированием.

Существенную роль в технологическом процессе играет выполнение соответствующих расчетов.

Особую ценность представляют задания, требующие активной мыслительной деятельности обучающихся и проявления самостоятельности, т. к. способствуют усвоению знаний, формированию навыков и умений, развитию у обучающихся инициативы, настойчивости, интереса к обучению. Учащиеся приобретают навыки организации учебно-производственного процесса, умение выбирать наиболее целесообразные средства достижения поставленных целей. Такими заданиями являются комплексные задания, которые используются в учебном процессе в качестве обобщающих в конце изучения раздела или темы, программы. Эти задания требуют от обучающихся спланировать выполнение определенного задания в целях, произвести необходимый подбор и расчеты применяемых средств операций и трудовых действий. Все эти задания имеют как репродуктивный, так и продуктивный характер.

Репродуктивные задания рассчитаны на воспроизведение ранее изученного материала, а главное опорой на мобилизацию памяти и внимание, продуктивные на анализ проблемной ситуации и поиска путей выхода из нее.

Эффективность использования рассматриваемых учебных технических и технологических заданий как дидактических средств в процессе осуществления взаимосвязи производственного обучения и общеобразовательных предметов зависит не только от их содержания и структуры, но и от методики использования в учебном процессе.

Задания целесообразно использовать на различных этапах урока и с различными учебными целями: подготовка обучающихся к изучению нового программного материала; закрепление и углубление приобретенных знаний; самостоятельное приобретение знаний, контроль за работой обучающихся со стороны мастера и самоконтроль со стороны самих обучающихся, подготовка обучающихся к выполнению практического задания.

Какие конкретно задания следует использовать на том или ином этапе урока, это во многом определяется уровнем теоретической и практической подготовки обучающихся. Преподавателю предоставляется возможность самому определить нужные задания, в наибольшей степени соответствующие дидактический цели данного урока или его этапа и особенностям обучающихся данной группы. На занятиях задания редко выступают как самостоятельный объект учебной деятельности обучающихся. Они включаются в учебный программный материал как составная его часть. Будучи включенными в учебный материал, задания расширяют его дидактические функции. Обогащенный с помощью заданий учебный материал становится не только объектом познания и действия, но и средством стимулирования познавательно-практической деятельности обучающихся, активизации их мышления и развития творческой самостоятельности.

Задания, используемые перед изучением запланированного на данный урок программного материала, возбуждают интерес к этому материалу, вызывают потребность в его усвоении. В процессе изучения нового материала применение заданий активизирует познавательную деятельность обучающихся, помогает им лучше усвоить программный материал. Задания, поставленные перед учащимися в процессе выполнения практических работ, позволяют усилить взаимосвязь различных форм обучения, способствуют единству требований к ним, развивают самостоятельность и творческую активность, способствуют расширению и углублению знаний, полученных в процессе теоретических занятий. Задания могут быть использованы и для индивидуальной работы, особенно в тех случаях, когда уровень подготовки обучающихся в группе неодинаков, а также в процессе с целью систематического контроля степени учебного материала.

Таким образом, применение технических и технологических задач в учебном процессе является средством стимулирования познавательно-практической деятельности обучающихся, активизации их мышления и развития творческой самостоятельности, способствуют усвоению знаний формированию навыков и умений развитию у обучающихся инициативы, настойчивости, интереса к обучению.

Список литературы

  1. Калицкий, Э. М. Педагогика профессионального образования [Текст]. / Э. М. Калицкий, А. Х. Шкляр и др.; Авт.-сост. Ю. И. Кричевский. – Минск : РИПО, 2003. – 374 с.
  2. Канаш, М. И. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках производственного обучения: метод. рекомендации (в помощь мастеру производственного обучения) [Текст]. / М. И. Канаш. – Минск : РИПО, 2002. – 38 с.: ил.

Теги: производственное обучение, задания, профессиональная подготовка, общеобразовательные предметы, общетехнические предметы, познавательно-практическая деятельность, творческая самостоятельность

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация