ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СКРИНКАСТИНГА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Раздел: Применение информационно-коммуникационных технологий в системах среднего профессионального и высшего образования

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.2

29 декабря 2020 г.

Авторы: Дробахина Анастасия Николаевна

УДК 004

АН. Дробахина

A. N. Drobakhina

Дробахина Анастасия Николаевна, к. п. н., доцент кафедры информатики и общетехнических дисциплин, ФГБОУ ВО НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Drobakhina Anastasia Nikolaevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, GBOU VO NFI KemSU, Novokuznetsk, Russia.

 

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СКРИНКАСТИНГА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

APPLICATION OF SCREENCASTING TECHNOLOGY IN THE LEARNING PROCESS

 

Аннотация. В статье описывается технология скринкастинга, перечисляются программы, позволяющие создавать скринкасты, а так же перечисляются достоинства применения данной технологии в обучении.

Abstract. The article describes the screencasting technology, lists programs that allow you to create screencasts, and also lists the advantages of using this technology in teaching.

Ключевые слова: скринкастинг, обучение.

Keywords: screencasting, teaching.

 

Современный этап развития методик преподавания предметов тесно связан с применением новых информационных технологий, ведь, как справедливо отмечает М. Ю. Вахушева, их «определенный потенциал … открывает дополнительные возможности для повышения качества, эффективности образовательного процесса и его результатов на всех уровнях образования» [1].

Одной из технологий, применяемой в процессе обучения, является технология скринкастинга [3].

Суть данной технологии заключается в записи (как правило, – с комментариями автора) с помощью специальных программ всех действий, которые происходят на экране.

Полученное видео называется скринкастом. Скринкаст содержит текст, аудиосопровождение, запись перемещения курсора мыши.

Для создания скинкастов используются различное программное обеспечение: Adobe Captivate, Camtasia Studio, HyperCam, BB FlashBack, Bandicam, UVScreenCamera, Экранная Камера, а также программы с бесплатной лицензией: Jing, CamStudio, Webinaria, Wink, UltraVNC Screen Recorder, Windows Media Encoder, BB FlashBack Express, Krut и др. [2]. Популярными являются и Интернет-сервисы, которые позволяют осуществлять стринкастинг в прямом вещании. Наиболее популярными из них являются Screenr, Screencast-O-Matic, ScreenToaster [7].

Первоначально технология скринкастинга применялась для создания обучающего видео о возможностях программного или программно-аппаратного обеспечения, для демонстрации компьютерных проблем и методов их решения, поскольку технология позволяет максимально подробно воспроизвести все операции, которые необходимо освоить пользователю [8], и использовалась для организации обучения дисциплинам, связанным с информатикой и информационным технологиям.

В настоящее время к данной технологии обращаются специалисты различных предметных областей – преподаватели математики, физики, технологии, иностранных языков, коррекционные педагоги и др. И это не случайно: с помощью данной технологии можно создать не только видео с теоретическим материалом, но и подготовить инструкции для выполнения практических заданий, подготовки к контрольной работе и т.д.; скринкаст можно применять в качестве дополнительного презентационного материала как во время аудиторных занятий, так и во время самостоятельной внеаудиторной работы.

С. Н. Михайлов, анализируя возможности скринкастинга, отмечает, что для учебно-методической поддержки отдельных занятий или учебного курса с помощью данной технологии можно создавать:

  • видеопрезентации;
  • видеоинструкции;
  • мастер-классы;
  • видеоуроки;
  • видеоквесты [6].

Какими же достоинствами обладает технология скринкастинга?

При просмотре скринкаста одновременно задействуются зрительный, слуховой и моторный каналы восприятия информации, что положительно влияет на усвоение учебного содержания. Одновременно обучающийся может повторно просматривать видео, акцентируя свое внимание на наиболее сложных моментах, изучать материал в индивидуальном темпе.

Кроме того, педагоги отмечают, что студентами скринкаст воспринимается как более современная, инновационная, в целом привлекательная форма представления учебного материала, что положительно влияет на мотивацию обучающихся [4].

Нельзя не согласиться с мнением, что учебный материал, подготовленный с помощью технологии скринкастинга, носит структурированный, последовательный, целостный, законченный характер [5], что влияет на системность получаемых знаний.

В заключение отметим, что эффективная организация познавательной деятельности обучающихся – одна из ключевых задач современного образования, и технология скринкастинга обладает для решения этой задачи большим потенциалом.

Список литературы

  1. Вахрушева, М. Ю. Технологии скринкастинга в образовательном процессе [Текст]. / М. Ю. Вахрушева. // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016, Т. 1. – С. 124-127.
  2. Видеркер, М. А. Применение технологии скринкастинга в разработке электронных учебных пособий [Текст]. / М. А. Видеркер, О. А. Заживнова, В. В. Романов. // Образовательные технологии и общество, № 1. – 2013. – С. 429-439.
  3. Дробахина, А. Н. Современные технологии подготовки образовательного видео [Текст]. / А. Н. Дробахина // Национальная конференция «Актуальные вопросы современной науки: теоретические и практические аспекты, 24 сентября 2020 г.» – Новокузнецк : НФИ КемГУ, 2020 – С. 51-54.
  4. Жабина, Л. В. Использование скринкастов в работе преподавателя иностранного языка и в проектной работе студентов вузов по направлению «Реклама и связи с общественностью» [Текст] / Л. В. Жабина, А. Ю. Сувирова // Общество: социология, психология, педагогика, 2019. – № 3. 2019. – С. 129-133.
  5. Исимбаева, Г. Б. Скринкастинг как современное средство контроля результатов самостоятельной работы студентов по информатике [Текст]. / Г. Б. Исимбаева. // Вестник научных конференций, 2019. – № 9-3 (49). – С. 17-19.
  6. Михайлов, С. Н. Технологии разработки учебного скринкаста [Текст]. / С. Н. Михайлов. // Научное мнение, 2015. – № 6-2. – С. 106-110.
  7. Никитин, П. В. Возможности технологии стринкастинг при обучении будущих учителей информатики программированию [Текст]. / П. В. Никитин, В. Г. Васильев. // Вестник Марийского государственного университета, 2015. – № 3 (18). – С. 32-36.
  8. Широков, Д. В. Дидактические особенности, классификация и правовые вопросы разработки и распространения видеоуроков [Текст]. / Д. В. Широков. // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2014. – № 2. – С. 108-116.

 

PDF