КОНЦЕПЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.2

29 декабря 2020 г.

Авторы: Магель Наталья Викторовна

УДК 747

Н. В. Магель

N. V. Magel

Магель Наталья Викторовна, преподаватель, ГПОУ Кузнецкий Техникум Сервиса и Дизайна им. В. А. Волкова, г. Новокузнецк, Россия.

Magel Natalia Viktorovna, teacher, Kuznetsk technical School of Service and Design named after Volkov V. A., Novokuznetsk, Russia.

 

КОНЦЕПЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ» В ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ

THE CONCEPT OF TECHNOLOGICAL EDUCATION AND THE SUBJECT AREA «TECHNOLOGY» IN BASIC GENERAL EDUCATION

 

Аннотация. Значение технологического образования – необходимый компонент общего образования, предоставляет обучающимся возможность применять на практике знания основ наук, осваивать общие принципы и конкретные навыки преобразующей деятельности человека, различные формы информационной и материальной культуры, а также создания новых продуктов и услуг – обеспечивает решение ключевых задач воспитания ПО «Технология», является организующим ядром вхождения в мир технологий, в том числе: материальных, информационных, коммуникационных, когнитивных и социальных происходит приобретение базовых навыков работы с современным технологичным оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся на деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности.

Abstract. The importance of technological education – a necessary component of General education that provides students with the opportunity to apply knowledge of the basics of science, master General principles and specific skills of transformative human activity, various forms of information and material culture, as well as the creation of new products and services – provides solutions to key educational tasks – SA «Technology» is the organizing core of entering the world of technology, including: material, information, communication, cognitive and social skills basic skills of working with modern technological equipment, mastering modern technologies, familiarizing with the world of professions, self-determination and orientation of students to work in various social spheres, ensuring continuity of students' transition from General education to secondary professional, higher education and employment.

Ключевые слова: концепция технологического образования, предметная область «Технология», декоративное искусство, декоративная композиция.

Keywords: concept of technological education, subject area «Technology», decorative art, decorative composition.

 

Большим потенциалом для развития творческих способностей обучающихся в современной школе обладает предметная область «Технология». Практика показывает, что именно в рамках технологического образования создаются благоприятные условия для активизации творческой деятельности школьников. По мнению Ю. Л. Хотунцева, технологическое образование является основополагающим средством достижения технологической культуры, которая выступает непременным условием любой созидательной деятельности. Процесс обучения на занятии характеризует: 1) четкость поставленных задач и вариативность решения; 2) сотворчество преподавателя и школьника; 3) диалогичность; 4) освоение традиций художественной культуры и импровизированный поиск личностно значимых смыслов.

Цель Концепции ПО «Технология»: создание условий для формирования технологической грамотности, критического и креативного мышления, глобальных компетенций, необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития Российской Федерации. Одна из задач Концепции под номером один – «Создание системы преемственного ТО на всех уровнях общего образования».

Приоритетные результаты освоения ПО «Технология»: знакомство с историей развития технологий, традиционных ремесел, современных перспективных технологий; освоение их важнейших базовых элементов.

После многочисленных обсуждений концепции на научно-практических конференциях, круглых столах, в деловых программах крупных мероприятий (например, на IV Национальном чемпионате WorldSkills Hi-Tech 2017) для общественного обсуждения на платформе «Преобразование» [4] была представлена вторая версия Концепции развития предметной области «Технология». Там же с 17 по 31 января 2018 г. один из пунктов положений концепции развития технологического образования школьников – расширение практик технологического образования и трудового воспитания личности обучающихся, в том числе за счет использования «социальных и профессиональных личностно-значимых и общественно-значимых практик, обеспечивающих получение начальных профессиональных навыков с учетом потребности экономики региона, в центрах молодежного инновационного творчества, центрах компетенций WorldSkills, детско-взрослых производствах, в поддержании школьной ИКТ-инфраструктуры и консультировании учителей, и в школьных компаниях, в том числе входящих в движение “Достижения молодых”» [4].

В среднем профессиональном образовании одной из обобщенных трудовых функций профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения», профессионального образования и дополнительного профессионального образования» является проведение профориентационных мероприятий со школьниками и их родителями (законными представителями), которая предполагает информирование и консультирование школьников и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения и профессионального выбора. Одна из задач по реализации концепции – поддержка и координация взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы технологического образования, с местным производством и бизнес-сообществом, в том числе в рамках профессиональной ориентации учащихся и развития их профессиональных компетенций.

Системы взглядов на понимание сущности содержания и методики организации образовательного процесса среднего профессионального и общего школьного образований сошлись на том, что школьники должны посещать уроки в техникуме. Называется это мероприятие – «Профессиональные пробы». Хочу рассказать о своем опыте передачи знаний и навыков на уроке для школьников – «Профессиональные пробы».

Прежде чем провести урок, нужно подготовить наглядно-демонстрационную экспозицию для школьников, чтобы провести им экскурсию и подготовить презентацию на компьютере, чтобы рассказать о профессии. Экспозиция состоит из гипсовых барельефов, гипсовых «пейсли», гипсовых форм. В подготовке наглядного материала помогают студенты техникума. На занятиях кружковой деятельности они выполняют элементы выставочной экспозиции. Наши студенты проходят все этапы проектного творчества, включая работу по подготовке экспонатов к выставке. На наш взгляд, важно использовать в педагогической деятельности такие формы, методы и средства обучения и воспитания, которые направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей студентов в соответствии с их склонностями. К ним относятся разнообразные формы внеаудиторной студенческой работы. Несмотря на тесную связь с аудиторной работой, внеаудиторная работа имеет свои отличия:

  • участие студентов во внеаудиторной работе добровольное, в аудиторной – обязательное;
  • внеаудиторные мероприятия должны иметь непринужденный характер;
  • разнообразные внеаудиторные мероприятия исключают контроль в виде оценок умений, навыков, знаний и единую программу;
  • внеаудиторная работа по сравнению с аудиторной предоставляет большие возможности для проявления самостоятельности студентов, их инициативности и творчества.

Творчество начинается с познания. Творческая деятельность, то есть созидание новых духовных ценностей, не может рассматриваться в отрыве от проблемы способностей студентов к деятельности. Главная задача преподавателя творческой специальности – развить художественно творческие способности студентов. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех студентов в силу их индивидуальных особенностей, но педагог с помощью дифференцированного подхода должен дать каждому студенту возможность активно проявить себя и испытать радость творческого труда. Кружковая деятельность предоставляет возможность реализации для данных качеств. Включение в повседневную жизнь людей декоративного искусства, наряду с дизайном и архитектурой эстетически обогащает ее, являясь источником эстетического воспитания. Студенты, выполняя задания по росписи гипсовых наглядностей для школьников, также получают эстетическое воспитание. Экспонаты представляют собой барельефы из гипса, гипсовые формы, украшения – «Пейсли», превращая их в декоративные украшения. Декоративный – суть по всей своей структуре совершенный, идеальный, красивый. Красота – это особая функция предмета. Следует отличать украшение формы как убранство предмета (орнамент – ornare), от украшения декоративной формой (dekorare) окружающего его пространства, как явления в духовно-содержательном смысле. Пространственная декоративно-графическая композиция в гипсе служит не только способом развития композиционного построения, но и методом формирования нестандартного мышления, развивающего творческое воображение и фантазию. Основные качества содержания декоративной композиции: – синтетическое мышление (неоднозначность образа); – преображение реального (обращение к мифу); – идеализацию (возвышенное и недостижимое совершенство).

Для росписи гипсовых форм студенты применяют три типа композиции [2, с. 92-93].

1 тип композиции – сюжетно-графическая композиция. Сюжетно-изобразительная (повествовательная) композиция лежит в основе реалистических художественных произведений. В ней участвуют реальные персонажи. Произведения требуют внимательного, вдумчивого рассмотрения и предполагает обобщение от частного к общему.

2 тип композиции – орнаментальная композиция. Стилизацию дополняет орнамент. Орнамент – это часть материальной культуры общества, поэтому обязательно включаем в роспись орнамент. Боковая часть изделия украшается орнаментом [1, c. 117]. Графические узоры были актуальны во все времена и имеют свою богатую историю. Орнаментальные композиции были изобретены на востоке по причине характера религии. В османской империи, в Анатолии, сохранились великолепные образцы. В Тунисе – области Африки, граничащей с востоком, до сих пор популярны тарелки, расписанные узорами. В Россию из Византии пришла традиция украшения стен интерьеров растительным орнаментом. Орнаменты в строгом смысле слова - красивые комбинации геометрических линий и фигур, а также форм растительного и животного мира, сфантазированных или неизмененных (роспись стен в домах Помпеи, мавританские арабески Альгамбры, гротески Рафаэлевых лож в Ватикане).

3 тип композиции – декоративно-тематическая композиция. Как правило дизайнерам приходится создавать декоративные композиции 3 тип композиции – декоративно-тематическая композиция. Как правило дизайнерам приходится создавать декоративные композиции. В этом случае в тематической композиции сюжетный рассказ подчиняется декоративным целям. Декоративность – способ преобразования среды, ее улучшения, декоративность красивее реального мира, и при этом она позволяет абстрагироваться от конкретного. Термин «Декоративное искусство» широк по охвату входящих в него понятий. В отличие от академической реалистической композиции, оперирующей предметным началом, декоративная композиция сочетает в себе предметные и беспредметные характеристики. Возвышенные и жизнерадостные формы из мира природы (цветок, дерево, птичка, бабочка, рыбка, радуга, облако, ветер, глаз рука, и т. д.) традиционно использовались в декоративной композиции художниками всего мира. Декоративная композиция требует применения стилизации и орнамента. Методом стилизации чаще всего была пластическая обработка реальной формы – геометризация или привнесение индивидуального пластического модуля, аналог приобретал декоративные характеристики. Очертания формы и ее детали, как правило, обобщались, упрощались, типизировались, облагораживались, получали более совершенное художественное звучание. Уровень стилизации исходной формы может быть разным. Можно заниматься стилизацией в пределах исходной предметности, сохраняя ассоциативную узнаваемость первоисточника. А можно, сохранив только формально композиционную структуру, на ее основе получить либо беспредметную композицию, либо другое предметное качество, создавая тем самым новый ассоциативный ряд. Применяются зооморфные и растительные стилизации. В народном искусстве всегда находила свое отражение родная природа. Дизайн диктует, каким будет формат, а искусство вписывает композицию в формат. Таковы законы взаимодействия искусства и дизайна в интерьерной среде. Графическая композиция в интерьере приобретает характер декоративно-графической композиции. Понятие «декоративный» (decorare) означает украшающий собой среду. Такая композиция обычно вписывается в какие-либо архитектурные формы или связывается с другими произведениями прикладного искусства, и, следовательно, сама является частью другой, большей композиции. Декоративное искусство во многом связано с художественной промышленностью и дизайном. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует окружающую человека материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало. Произведения декоративного искусства всегда соотносятся со средой, для которой они предназначены, и обычно составляют ансамбль. Интерьер украшается различной гипсовой лепниной в интерьере и архитектуре. Современные изделия декоративно-прикладного искусства создаются с учетом как народных традиций, так и с веяниями моды сегодняшнего дня [3, c. 89].

Подготовив наглядное пособие, переходим к уроку для школьников. Урок для школьников – это способ организации внеурочного учебного процесса, при котором преподавателю отводится роль партнера, направляющего поисковую, творческую деятельность обучающихся. Для этого нужно создать необходимые условия. Задачи данного проекта можно обобщить следующим образом:

Воспитательные:

  • воспитание аккуратности и бережного отношения к художественным материалам и инструментам;
  • формирование положительных качеств личности (ответственность, трудолюбие, пунктуальность);
  • воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду;
  • выработка интереса к данному промыслу и способа практического решения творческих задач.

Развивающие:

  • развитие креативности, творческого воображения, творческой активности, творческих способностей;
  • развитие эстетического вкуса и художественной потребности студента;
  • развитие координированной работы руки со зрительным восприятием;
  • развитие пространственного мышления, цветового восприятия.

Для реализации задач нужно:

  1. Создать исходную ситуацию, которая заинтересует обучающихся, положит начало их технологической деятельности.
  2. Увлечь обучающихся на более глубокое погружение в создании художественного образа, помочь им сильнее прочувствовать стилевые особенности создаваемого изделия, понять структуру выбранной композиции и соотнести ее с видом росписи.
  3. Стимулировать обучающихся к постановке как можно большего числа вопросов по проблеме, поиску ответов на поставленные вопросы.

Виды росписи различны: акриловая техника росписи, гуашевая техника росписи по гипсу. Школьники расписывают гипсовые формы.

В заключение хотелось бы отметить необратимость процессов модернизации технологического образования школьников как с точки зрения изменения (обогащения) содержания предметной области, так и с точки зрения комплексного использования ресурсов (материально-технических, кадровых, финансовых), что ставит перед субъектами РФ, органами местного самоуправления и образовательными организациями задачи по реализации концепции, включающие:

  • разработку и реализацию региональных программ (дорожных карт) по внедрению концепции на конкретной территории;
  • создание условий для эффективной реализации концепции в образовательных организациях (нормативно-правовых, кадровых, материально-технических, организационных и пр.);
  • организацию мониторинга реализации концепции в рамках региональной системы оценки качества образования;
  • поддержку и координацию взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы технологического образования, с местным производством и бизнес-сообществом, в том числе в рамках профессиональной ориентации учащихся и развития их профессиональных компетенций.

Список литературы

  1. Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: учебник для НПО [Текст]. / С. Е. Беляева. – Москва : Академия, 2011. – 208 с.
  2. Стародуб, К. И. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно стилизованному: учеб. пособие [Текст]. / К. И. Стародуб, Н. А. Евдокимова. – Ростов -на-Дону : Феникс, 2009. – 190 с.
  3. Устин, В. Б. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учеб. пособие [Текст]. / В. Б. Устин. – Москва : АСТ Астрель, 2005.
  4. Концепция развития предметной области «Технология» [Электронный ресурс]. // ПреОбразование Preobra.ru. – URL : https://www.preobra.ru/improject-1590 (дата посещения : 20.11.2020). – Режим доступа : свободный.

 

PDF