Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

ПРИМЕНЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Авторы: О. А. Кравцова, С. В. Соколов
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования

УДК 37.047

О. А. Кравцова, С. В. Соколов

O. A. Kravtsova, S. V. Sokolov

Кравцова Ольга Александровна, кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и общетехнических дисциплин, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Соколов Сергей Валерьевич, магистрант кафедры ИОТД, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Kravtsova Olga Alexandrovna, candidate of technical Sciences, associate Professor of Department of computer science and General technical disciplines, NFI KemSU, Novokuznetsk, Russia.

Sokolov Sergey Valerievich, master's student of the Department of computer science and General technical disciplines, NFI KemSU, Novokuznetsk, Russia.

ПРИМЕНЕНИЕ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

APPLICATION OF CLUSTER INTERACTION IN PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация. Кластерная система представляет собой систему особого вида, в которой все элемента в той или иной степени улучшают работу системы в целом, а выход одного из элементов не приводит к полному разрушению кластера. Кластерные системы обладают высокой производительностью, устойчивостью к внешним воздействиям и при этом они могут легко модернизироваться именно эти характеристики позволяют решить обширный круг зада, в частности в профессиональном образовании.

Abstract. A cluster system is a special type of system in which all elements improve the operation of the system as a whole to some extent, and the output of one of the elements does not lead to the complete destruction of the cluster. Cluster systems have high performance, resistance to external influences, and at the same time they can be easily upgraded.these characteristics allow us to solve a wide range of tasks, in particular in professional education.

Ключевые слова: кластерное взаимодействие, профессиональное образование, ранняя профориентация.

Keywords: cluster interaction, professional education, early career guidance.

В настоящий момент в профессиональном образовании сложилась устойчивая тенденция, заключающаяся в слабой востребованности технических специальностей и профессий, в то же время на протяжении нескольких последних десятилетий наибольшую популярность имеют специальности юридического, экономического, IT, дизайнерского направлений. Учитывая данный факт, наблюдается острая нехватка выпускников СПО именно технических направлений, что приводит к острому не доукомплектованию специалистами промышленных предприятий области. Для решения проблемы непопулярности технических направлений обучения необходимо начинать профориентацию на ранних стадиях обучения детей, а именно в старшем возрасте дошкольного обучения.

Для масштабного решения вопроса ранней профориентаций необходимо создание некой структуры кластерного взаимодействия, в существовании которой заинтересованы несколько профессиональных образовательных организаций, испытывающих нехватку абитуриентов на технические специальности и профессии [1, 2].

Целью создания кластера является популяризация интереса к техническим специальностям и профессиям, востребованным у социального партнера специальностям металлургической и горнодобывающей промышленностей с показателями конкурсного отбора выше 1,2 человека на место.

Разработанная модель кластерного взаимодействия (рис. 1) предполагает интеграцию образовательных организаций трех уровней: профессиональных образовательных организаций, средние образовательные школы и дошкольные образовательные учреждения. ГПОУ КМТ выступает инициатором и организатором кластера по Портфелю проектов.

Образование кластера обеспечит взаимную компенсацию недостатков ресурсов, усиление преимуществ и удовлетворение запросов и потребностей социальных партнеров и участников кластера. Особенностью модели является сочетание возможностей сетевого взаимодействия, в том числе сетевого межведомственного взаимодействия, с возможностями социального партнерства.

К основным задачам кластерного взаимодействия относятся:

  • создание эффективной системы взаимодействия профессиональных образовательных организаций, выпускающих специалистов по специальностям металлургической и горнодобывающей промышленностей;
  • реализация эффективных и взаимовыгодных совместных программ, содействие реализации проектов в сфере профориентации, основанных на объединении информационных, финансовых, технологических, и иных ресурсов образовательных организаций.

Для создания эффективного кластерного взаимодействия планируется использование ресурсов субъектов кластерного взаимодействия по группам: профессиональные образовательные организации, средние образовательные школы и дошкольные образовательные учреждения Кузбасса, общественные организации социальные партнеры. Кластер является открытой системой для возможности включения в ее состав потенциальных участников в соответствии с Регламентом сетевого взаимодействия на основе кластерного подхода.

Процедура создания кластера будет отвечать двум условиям:

  • во-первых, она должна привлечь региональной и местной власти, которые, имея свои интересы в ходе развития территорий, обладают достаточными рычагами (правовыми, финансовыми, административными) для влияния на ситуацию в регионе;
  • во-вторых, к процессу работы над созданием кластера должна быть подключена общественность в лице представителей предприятий (социальных партнеров), общественных организаций и т.д.

В качестве показателей проекта, к которым мы стремимся к 2025 году, мы выделяем следующие:

  • 1000 абитуриентов, выбравших специальность или профессию в трех профессиональных образовательных организациях, участвующих в проекте;
  • 50 проведенных мероприятий в год в «Кузнице профессий»;
  • 2500 участников в мероприятиях «Кузнице профессий» в год.

Проект Центр «Кузница профессий» построен на взаимодействии трех профессиональных образовательных организациях, осуществляющих на своей базе специалистов для промышленных предприятий металлургической и горнодобывающей промышленности.

На базе центра «Кузница профессий» планируется проводить серию мероприятий: знакомство со специальностями для детей дошкольного и младшего школьного возраста в игровой форме (например, в Minecraft; мастер-классы; профпробы; экскурсия на предприятие), на которых абитуриенты увидят реальные условия работы этих предприятий.

В результате проводимых мероприятий будут достигнуты следующие эффекты:

  • популяризация специальностей и профессий металлургической и горнодобывающей промышленностей;
  • рынок труда Кузбасса получит нужных ему специалистов;
  • профессиональные образовательные организации получат тесное взаимодействие;
  • абитуриенты осознанно выберут специальность для обучения.

Вывод. Создавая данный проект и объединяя усилия – СПО, участвующие в проекте охватывают большее количество образовательных организаций иного ровня обучения и совместно популяризируют рабочие специальности металлургической и горнодобывающей промышленностей, которые является ведущими в Кузбассе.

Список литературы

  1. Мельниченко, Л. Н. Технология разработки программы развития профессиональной образовательной организации на основе проектного управления [Текст]. / Л. Н. Мельниченко, Т. Н. Шалкина. – М. : ГИНФО, 2018. – 100 с.
  2. Конотопов, П. Ю. Реализация кластерного подхода в системе профессионального образования : доп. материал к лекции [Текст]. / П. Ю. Конотопов, Н. В. Куликова. – ГИНФО, 2019.

Теги: кластерное взаимодействие, профессиональное образование, ранняя профориентация, cluster interaction, professional education, early career guidance

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация