РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS У ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования

Журнал: Материалы XV Международной научно-практической конференции. Ч.2

29 декабря 2020 г.

Авторы: Кравцова Ольга Александровна

УДК 37.03

О. А. Кравцова

OA. Kravtsova

Кравцова Ольга Александровна, кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и общетехнических дисциплин, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Kravtsova Olga Alexandrovna, candidate of technical Sciences, associate Professor of Department of computer science and General technical disciplines, NFI KemSU, Novokuznetsk, Russia.

 

 

РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS У ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DEVELOPMENT OF SOFT SKILLS FOR STUDENTS IN THE PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM

 

Аннотация. В настоящий момент происходит изменение тенденции предпочтения навыков, востребованных на рынке труда. Наряду с профессиональными навыками приветствуются творческое мышление, умение договариваться с собеседником, способность работать в коллективе, и т. д., именно эти умения и являются Soft skills – гибкие навыки. Это набор неспециализированных, но очень важных для работы навыков, которые помогают успешно влиться коллектив, позволяют более стремительно развиваться карьерному росту, повышают производительность труда и являются надпрофессиональными навыками, то есть не имеют связи с профессиональной сферой деятельности.

Abstract. At the moment, there is a change in the trend of preference for skills that are in demand in the labor market. Along with professional skills, creative thinking, the ability to negotiate with the interlocutor, the ability to work in a team, and so on are welcome. these skills are Soft skills-flexible skills. This is a set of non-specialized, but very important skills that help you successfully join a team, allow you to develop your career more rapidly, increase labor productivity, and are supra-professional skills, that is, they are not related to the professional sphere of activity.

Ключевые слова: гибкие навыки, надпрофессиональные навыки, 3D моделирование.

Keywords: flexible skills, professional skills, 3D modeling.

 

В последнее время становится все более актуален вопрос приобретения выпускниками профессиональных образовательных организаций не только профессиональные навыков, но и дополнительных знаний и умений, так называемых soft skills – гибкие навыки.

Профессиональные навыки являются узко применимыми, то есть при смене сферы деятельности человеку необходимо пройти переобучение для овладения новыми профессиональными навыками, а Soft skills будут полезны и необходимы всегда, единственно при смене деятельности может потребоваться их расширение, а не полная замена [2]. Именно поэтому эти навыки получили отражение в стандартах ФГОС.

Soft skills – гибкие или мягкие навыки – это личные качества, позволяющие осуществлять эффективное взаимодействовать с другими людьми [1]. К подобным навыкам относится: управление личным развитием, умение работать в команде, умение грамотно распределять свое время, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения и т.д.

Спрос на гибкие навыки диктует необходимость их развития у обучающихся в период их обучения, именно на решения данной задачи и направлен проект – коворкинг центр «Кузница идей».

Цель проекта «Кузница идей» – развитие надпрофессиональных компетенций у студентов работе над авторскими проектами в области 3D моделирования, что повысит конкурентоспособность студентов на рынке труда. Коворкинг центр реализуется на базе Кузнецкого металлургического техникума в тесном взаимодействии с другими базовыми образовательными организациями Социального партнера.

Разработанные 3D модели поступают в центр «Кузница профессий» и Учебный центр работодателя, где используются как наглядные пособия при проведении различных мероприятий.

Показатели проекта:

  • число студентов, вовлеченных в деятельность коворкинг-центра (студенты техникума-площадки);
  • число студентов, вовлеченных в деятельность коворкинг-центра (иных ПОО);
  • студенческие проекты для центра профориентации «Кузница профессий»;
  • авторские студенческое проекты для образовательного процесса.

На рисунке 1 представлена структура взаимодействия коворкинг-центра. Эффекты от проекта:

  • регион получит специалистов со знанием 3D моделирования;
  • центра «Кузница профессий» получит наглядные пособия в виде 3D моделей технологических агрегатов и процессов;
  • студенты получат надпрофессиональные компетенции: умение работать в команде, разрабатывать и реализовывать собственные проекты и т.д.

Развития напрофессиональных навыков в центре «Кузница идей» проходит следующим образом:

  • развитие в процессе работы над очередным проектом (3D модели), на этом этапе происходит поиск оптимальных путей решения, поставленной задачи. Необходимо помнить, что нужно обязательно соблюдайте баланс между развитием профессиональные и надпрофессиональных навыков. Поэтому студенты в Центре занимаются разработкой 3D моделей технологических объектов и технологических профессор управления на предприятиях металлургической и горнодобывающей отраслей, так как именно в рамках этих отраслей происходит формирование их профессиональных навыков.
  • студенты сами выбирают область 3D моделирования, самостоятельно формируют команду для работы над очередным проектом, это позволяет им прогнозировать перечень конкретных навыков, которые будут приобретены в процессе работы. Для того чтобы сделать это наиболее эффективно студентам необходимо четко оценивать свой уровень владения конкретными навыками перед тем, как точно сказать, что ему это интересно.

Выработка и закрепление каждого навыка осуществляется в рамках не одного проекта, а как минимум 2-3 проектов. Если руководитель проекта (педагог) замечает, что навык сформирован не полностью, то студенту предлагается реализовать еще 2-3 проекта в том же направлении.

Вывод: реализация представленного проекта позволит расширить перечень компетенций, освоенных обучающимися в период обучения в ПОО; повысить качества организации внеурочной занятости студентов, уровня подготовки выпускников по надпрофессиональным компетенциям.

Список литературы

  1. Soft skills: гибкость, а не мягкость [Электронный ресурс]. // Newtonet. – URL : https://newtonew.com/opinion/soft-skills-gibkost-a-ne-myagkost.
  2. Машков, Александр Soft skills: что это и зачем [Электронный ресурс]. / А. Машков. // Weeek. – URL : https://weeek.net/ru/blog/glavnyie-ghibkiie-navyki.

 

PDF