Выпуск №3(90)

Материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы», Часть 2

8 апреля 2024 г.

Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

В статье представлены результаты исследования вопроса обеспечения продуктивного взаимодействия в сфере управления МКД. Предложены пути решения вопроса о повышении уровня знаний и компетенций старших домов в целях совершенствования процесса управления МКД и повышения уровня его эффективности. // The article presents the results of a study on the issue of ensuring productive interaction in the field of management of the MCD. The ways of solving the issue of increasing the level of knowledge and competencies of senior houses in order to improve the management process of the ICM and increase its effectiveness are proposed.

Авторы: Е. В. Белова

Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

В настоящем исследовании анализируется опыт обращения к социально-когнитивному подходу Э. Лангер применительно к повышению самостоятельности студентов в рамках дисциплин для студентов бакалавриата, изучающих менеджмент. Студентам было предложено вести журнал наблюдений, в котором они вначале каждого занятия фиксировали намерение на семинар, а в конце – благодарность одногруппникам за поддержку в его воплощении. Теоретическую базу исследования составила теория социального капитала и понятие локус контроля; методологическую – социально-когнитивный подход к осознанному обучению Э. Лангер; для анализа данных использовался метод рефлексивного тематического анализа. // The present study analyses the application of E. Langer's social cognitive approach for enhancing students’ autonomy of bachelor students, studying managerial disciplines. The students were asked to work on learning diary in which they recorded their intention for the seminar at the beginning of each class and at the end – their gratitude to someone among classmates for their support in its realization. The theoretical basis of the study was the theory of social capital and the concept of locus of control; the methodological basis was the social-cognitive approach to mindful learning by E. Langer; the method of reflective thematic analysis was used to analyze the narrative dataset.

Авторы: А. К. Бордунос, н. В. Волкова

Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

В статье рассматриваются меры, принимаемые в области академической самостоятельности высших учебных заведений на всех уровнях управления. Кроме того, изучен зарубежный опыт распределения полномочий в администрировании, на основе которого рекомендовано усилить роль факультетов, как наиболее заинтересованного звена в системе управления высшим образовательным   учреждением. // The article examines the measures taken in the field of academic independence of higher education institutions at all levels of government. In addition, the foreign experience of the distribution of powers in administration has been studied, on the basis of which it is recommended to strengthen the role of faculties as the most interested link in the management system of a higher educational institution.

Авторы: Л. А. Кадирова, Н. В. Аргунова

Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

Статья посвящена проблемам изучения иностранного языка студентами экономических направлений подготовки, особенностям в подходах к изучению второго языка и формированию лексического навыка у обучающихся. Выявлены основные причины проблем в изучении иностранного языка, предложены механизмы по их снижению. // The article is devoted to the problems of learning a foreign language by students of economics majors, features in approaches to learning a second language and the formation of lexical skills among students. The main causes of problems in learning a foreign language have been identified, and mechanisms to reduce them have been proposed.

Авторы: Ю. М. Митьковец, С. М. Юрков

Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

В данной статье исследуется инклюзивное обучение на уроках иностранного языка для детей с ограниченными возможностями здоровья. Основное внимание уделяется характеристике детей с ОВЗ, классификации и принципам инклюзивного образования. Также исследуются методики обучения английскому языку для детей с ОВЗ, их особенности и практическая реализация подходов к обучению. // This article examines inclusive learning in foreign language lessons for children with disabilities. The main attention is paid to the characteristics of children with disabilities, classification and principles of inclusive education. The methods of teaching English to children with disabilities, their features and the practical implementation of learning approaches are also being investigated.

Авторы: А. М. Прима, А. В. Рудичева

Раздел: Актуальные вопросы образования в области экономики и управления

Проблемы и перспективы дополнительного образования

В статье рассматривается значимость дополнительного образования в контексте социально-экономических изменений современного общества. Основное внимание уделяется взаимодействию между основным и дополнительным образованием, их взаимозависимости и роли в формировании непрерывно образованного человека. Акцентированы ключевые характеристики дополнительного образования (институциональность, возрастные особенности аудитории, личностная ориентированность и др.), а также стратегии развития этого вида образования в ответ на текущие и проектируемые потребности общества и экономики. Особое внимание уделено дополнительному образованию взрослых и его значению для социальных аспектов жизнедеятельности человека. Подчеркивается важность аддитивности и комплементарности в дополнительном образовании, а также перечисляются современные методические подходы к обучению взрослых. // The article examines the importance of additional education in the context of socio-economic changes in modern society. The main attention is paid to the interaction between basic and additional education, their interdependence and role in the formation of a continuously educated person. The key characteristics of additional education (institutionalization, age characteristics of the audience, personal orientation, etc.), as well as strategies for the development of this type of education in response to the current and projected needs of society and the economy, are emphasized. Particular attention is paid to additional education for adults and its importance for the social aspects of human life. The importance of additivity and complementarity in additional education is emphasized, and modern methodological approaches to adult education are listed.

Авторы: М. Г. Покровская

Раздел: Проблемы и перспективы дополнительного образования

Процесс реализации дополнительного профессионального образования в подготовке преподавателя к воспитательной деятельности рассматривается в статье как система педагогических воздействий и ресурсно-технологического обеспечения, эффективность реализации которой возможно в условиях комплексного и целостного внедрения личностно- и практико-ориентированного обучения, а также стимулирования и обогащения способности обучающихся к саморефлексии. // The process of implementing additional professional education in preparing a teacher for educational activities is considered in the article as a system of pedagogical influences and resource and technological support, the effectiveness of which is possible in the conditions of a comprehensive and holistic implementation of personality- and practice-oriented training, as well as stimulation and enrichment of students’ ability to self-reflection.

Авторы: Ж. Б. Ратегова

Раздел: Проблемы и перспективы дополнительного образования

Центр «Точка роста» становится важным инфраструктурным, материально-техническим и методическим ресурсом, запускающим процесс модернизации системы дополнительного образования в сельской местности. Он создаёт условия для повышения доступности и качества дополнительного образования для сельских школьников на основе современных технологий, интеграции основного и дополнительного образования, социального партнерства. // The Growth Center becomes an important infrastructure, material, technical and methodological resource that launches the process of modernizing the system of additional education in rural areas. It creates conditions for improving the availability and quality of additional education for rural schoolchildren based on modern technologies, integrating basic and additional education, social partnerships.

Авторы: И. А. Самсонникова

Раздел: Проблемы и перспективы дополнительного образования

В статье доступно и просто, на основании многолетнего опыта руководства курсовыми и выпускными работами в системе среднего специального и высшего образования, описано и объяснено как педагогам дополнительного образования, опираясь на название исследовательской работы, грамотно составить её план (содержание), определиться с целью и задачами. // The article, in an accessible and simple manner, based on many years of experience in managing coursework and graduation papers in the system of secondary specialized and higher education, describes and explains how teachers of additional education, based on the title of the research work, can competently draw up a plan (content), determine its purpose and objectives.

Авторы: Е. В. Гринберг

Раздел: Проблемы и перспективы дополнительного образования

В данной статье рассматривается значение и характеристики экологических конкурсов, приводятся примеры современных конкурсных мероприятий в этой сфере и оценивается их воспитательный потенциал. Также рассматриваются традиции и инновационные подходы в организации экологических конкурсов для учащихся. // In this article, the significance and characteristics of environmental competitions created by modern competitive events in this area, their educational potential is assessed. Also consider traditions and innovative approaches when organizing environmental competitions for students.

Авторы: Е. В. Дмитриева

Раздел: Проблемы и перспективы дополнительного образования

Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Статья посвящена проблеме организации и осуществления модульного обучения студентов вузов по дисциплине «Инженерная графика». Приводится структура модульной программы обучения студентов инженерной графике, методическое обеспечение в виде учебных элементов и особенности организации и осуществления учебной деятельности студентов в рамках предлагаемой модульной технологии. Приводится описание результатов экспериментальной апробации. // The article is devoted to the problem of organizing and implementing modular training for university students in the discipline «Engineering graphics». The structure of the modular training program for students in engineering graphics, methodological support in the form of educational elements and features of the organization and implementation of educational activities of students within the framework of the proposed modular technology are presented. The results of the experimental approbation are described.

Авторы: Д. Г. Мирошин, Н. Н. Мичурова, Н. С. Мичуров

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС в начальной школе

В статье представлен опыт привлечения младших школьников к проектной деятельности. Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности обучающихся, протекающей в форме экспериментальных действий. Проектная деятельность создает условия, позволяющие каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. // The article presents the experience of involving younger students in project activities. This work is aimed at developing the search and cognitive activity of students, proceeding in the form of experimental actions. Project activity creates conditions that allow each child to realize their cognitive activity.

Авторы: Н. В. Пищенюк, С. В. Цымбал, И. Д. Еремина

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Статья посвящена использованию тестовой технологии в обучении учащихся начальной школы, видам тестов входящего, промежуточного и итогового контроля, требованиям и правилам к их составлению. // The article is devoted to the use of test technology in teaching primary school students, types of tests for incoming, intermediate and final control, requirements and rules for their preparation.

Авторы: О. В. Фурина, Е. Г. Путина, Т. С. Климова

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

В данной статье рассказывается о патриотическом воспитании школьников посредством иностранного языка. Авторами описываются основные средства, которые применяет учитель на уроках немецкого и английского языков с целью развития коммуникативной и межкультурной компетенции и формирования у учеников чувства гордости за свою страну. // This article talks about the patriotic education of schoolchildren through a foreign language. The authors describe the main tools that the teacher uses in English and German lessons in order to develop communicative and intercultural competence for their country.

Авторы: В. В. Верещагина, Н. В. Михеева

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

В статье рассматриваются некоторые подходы к формированию естественнонаучного мышления современных школьников на основе интеграции различных предметных знаний. // The article discusses some approaches to the formation of natural science thinking of modern schoolchildren based on the integration of various subject knowledge.

Авторы: А. А. Васильев, Н. И. Кошкина

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

Использование новых образовательных технологий не только актуализирует учебный процесс, но и подготавливает студентов к современным требованиям общества и рынка труда. Применение новых образовательных технологий обусловлено факторами: повышение мотивации и заинтересованности учащихся, глубокое понимание материала, развитие практических навыков, подготовка к цифровому обществу и т.д. // Using of new educational technologies not only updates the educational process, but also prepares students for modern requirements of society and the labor market. The use of new educational technologies is determined by such factors as increasing the motivation and interest of students, deep understanding of the material, development of practical skills, preparation for the digital society, etc.

Авторы: А. Н. Лоза

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

Статья посвящена современным педагогическим технологиям образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС СПО на уроках информатики. Приводится пример задания с применением интерактивных технологий – «Фабрика кроссвордов». Предлагаются данные относительно эффективности различных методов обучения на схеме «Пирамида обучения». // The article is devoted to modern pedagogical technologies of educational activities in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard for Secondary Professional Education in computer science lessons. An example of a task using interactive technologies is given – «Crossword Factory». Evidence is offered regarding the effectiveness of various teaching methods in the Learning Pyramid diagram.

Авторы: С. Ю. Матишевская

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

Тема, затронутая в статье, касается последовательности работы над проектом. Подробно расписаны все этапы выполнения учащимися учебного проекта. Также рассматриваются вопросы формирования универсальных учебных действий, обучающихся на каждом этапе выполнения проектного изделия. // The topic covered in the article concerns the sequence of work on the project. All stages of the implementation of the educational project by students are described in detail. The issues of the formation of universal educational actions for students at each stage of the project product are also considered.

Авторы: С. В. Махова

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

Современный подход к организации учебного занятия по математике требует применение эффективных технологий. В статье представлена математическая задача нахождения наибольшего значения с помощью производной с использованием технологии ТОГИС. // The modern approach to the organization of an educational lesson in mathematics requires the use of effective technologies. The lesson should be entertaining and active. The article presents the mathematical problem of finding the largest value using a derivative using TOGIS technology.

Авторы: Е. Б. Мачкарина

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

Статья посвящена вопросу формирования технологического мышления школьников в процессе обучения на уроках истории. Рассмотрены особенности интеграции учебного материала по физике и истории по формированию инженерного мышления, представлены образцы заданий для формирования данного вида мышления у школьников. // The article is devoted to the formation of technological thinking of schoolchildren in the process of learning in history lessons. The features of the integration of educational material in physics and history for the formation of engineering thinking are considered, and samples of tasks for the formation of this type of thinking among schoolch.

Авторы: А. А. Васильев, Н. Н. Михайлова

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

Развитие современных технологий формирует потребность в инженерных кадрах всех отраслей отечественного рынка труда. Возникает необходимость переориентирования образования на инженерное образование в целом, и в общеобразовательных учреждениях в частности. Создание модели обучения по развитию инженерного подхода у обучающихся общеобразовательных учреждений является приоритетом современного педагогического общества. Рассмотрен и обоснован целевой блок модели обучения по развитию инженерного подхода у обучающихся общеобразовательных учреждений, сформирован социальный заказ, учитывающий в себе все современные требования к проведению занятий в общеобразовательных учреждениях посредством функциональной грамотности. // The development of modern technologies creates the need for engineering personnel in all sectors of the domestic labor market. There is a need to reorient education towards engineering education in general, and in general education institutions in particular. The creation of a training model for the development of an engineering approach for students of general education institutions is a priority of the modern pedagogical society. The article considers and substantiates the spruce block of the training model for the development of an engineering approach for students of general education institutions, a social order has been formed that takes into account all modern requirements for conducting classes in general education institutions through functional literacy.

Авторы: А. А. Нерода

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

В данной статье представлены результаты работы со школьниками среднего звена лицея, обобщен опыт применения учителями-филологами проектной деятельности в преподавании как родного, так и иностранного языков. // This article presents the results of work with middle-level students of the lyceum, it summarizes the experience of using project activities by teachers of philology in teaching both native and foreign languages.

Авторы: Н. В. Петрова, И. И. Гончарова

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

В статье рассматриваются вопросы об использовании различных методов моделирования на внеурочных занятиях центра естественнонаучной направленности «Точка роста», которые позволяют представить и увидеть своими глазами устройство микроорганизмов, строение органов растений, животных и человека. // The article discusses the use of various modeling methods in extracurricular activities at the center of natural sciences «Growth Point», which allow you to imagine and see with your own eyes the structure of microorganisms, the structure of organs of plants, animals and humans.

Авторы: Н. В. Пушкарева

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

В статье поднята проблема современных методов обучения русскому языку. Автор привлекает внимание к существу этих методов, определяет преимущества и особенности их в практике обучения русскому языку; выяснено диалогическую особенность их, а также, способность обеспечить условия для гармоничного развития языковой личности. // The article raises the problem of modern methods of teaching the Russian language. The author draws attention to the essence of these methods, determines their advantages and features in the practice of teaching the Russian language; their dialogical feature has been clarified, as well as their ability to provide conditions for the harmonious development of a linguistic personality.

Авторы: Д. А. Теряева

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

Актуализируется проблема формирования информационно-математической компетентности студентов техникумов методом проектов на основе кейс-заданий. Уточнено понятие информационно-математической компетентности как совокупности компетенций студентов в системе СПО. Представлен опыт организации групповой проектной работы студентов Новокузнецкого техникума строительных технологий и сферы обслуживания на основе кейс-задания по теме «Статистика». // The problem of formation of information and mathematical competence of students of technical schools by the method of projects based on case tasks is actualized. The concept of information and mathematical competence as a set of competencies of students in the SPO system is clarified. The experience of organizing group project work of students of Novokuznetsk Technical School of Construction Technologies and service sector on the basis of a case assignment on the topic «Statistics» is presented.

Авторы: К. В. Читайло

Раздел: Современные педагогические технологии организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС по предметным областям

Социокультурное самоопределение личности

В статье рассматривается исследование особенностей профессионального выгорания педагогов в среднем профессиональном образовании, раскрываются особенности самоактуализации, ценностей, смысложизненных ориентаций и аспектов самоотношения педагогов с разными уровнями выраженности аспектов профессионального выгорания. Профессиональное выгорание является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога. Поэтому решение данной проблемы требует ее изучения с целью дальнейшей профилактики и коррекции. // The article considers the study of the characteristics of professional burnout of secondary vocational education teachers. It reveals the features of self-actualization, values, life orientations and aspects of self-attitude of teachers with different levels of expression of aspects of professional burnout. Professional burnout is one of the most common barriers to professionalism, creativity and self-realization of a teacher. Therefore, solving this problem requires its study for the purpose of further prevention and correction.

Авторы: А. И. Балмагамбетова

Раздел: Социокультурное самоопределение личности

В статье представлена авторская методика диагностики качества профориентационной работы образовательного учреждения. Методика отличается лаконичностью и информативностью. Работа анкеты показана на основе выборки в 152 респондента. Для каждого вопроса, в качестве примера, даётся подробная интерпретация полученных данных. // The article presents the author's methodology for diagnosing the quality of career guidance work of an educational institution. The technique is concise and informative. The performance of the questionnaire is shown based on a sample of 152 respondents. For each question, a detailed interpretation of the data obtained is given.

Авторы: А. Л. Зарубин

Раздел: Социокультурное самоопределение личности

В статье автором поднимается проблема формирования политической и правовой культуры обучающихся, гражданской позиции, осознанию себя частью государства. Предлагаются формы организации работы направленные на формирование гражданской и культурной идентичности обучающихся на уроках обществознания. Обращается внимание на необходимость проведения межпредметных связей обществознания и истории как взаимосвязанных и важных предметов направленных на решение проблем, обозначенных в данной статье. // In the article, the author raises the problem of forming the political and legal culture of students, their civic position, and awareness of themselves as part of the state. The forms of organization of work aimed at the formation of civil and cultural identity of students in social studies lessons are proposed. Attention is drawn to the need for interdisciplinary links between social studies and history as interrelated and important subjects aimed at solving the problems identified in this article.

Авторы: М. В. Семиколенов

Раздел: Социокультурное самоопределение личности