Электронный научный журнал

Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании

12+

БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА: ОПЫТ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДИСТАНЦИОННОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Автор: А. Г. Гуськова
Раздел: Современные педагогические и информационные технологии в образовательном процессе

УДК 379.8.093

А. Г. Гуськова

A. G. Guskova

Гуськова Алла Геннадьевна, учитель математики высшей категории, «Лицей № 40 при УлГУ», г. Ульяновск, Россия.

Guskova Alla Gennadyevna, teacher of mathematics of the highest category, «Lyceum No. 40 at Ulyanovsk State University», Ulyanovsk, Russia.

БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА: ОПЫТ УЧАСТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ДИСТАНЦИОННОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

BIG CHANGE: EXPERIENCE OF STUDENTS PARTICIPATION IN DISTANCE PROJECT ACTIVITIES

Аннотация. Дистанционное образование поменяло вектор работы учителей и педагогов, изменило условия образовательного процесса. Это затронуло все стороны школьной жизни, в том числе и организации проектной деятельности. В статье описывается опыт участия во Всероссийском конкурсе «Большая перемена», который позволил наставнику и школьнику выйти в полуфинал конкурса.

Abstract. Distance education has changed the vector of work of teachers and educators, has changed the conditions of the educational process. This affected all aspects of school life, including the organization of project activities. The article describes the experience of participation in the All-Russian competition «Big Break», which allowed the mentor and the student to reach the semifinals of the competition.

Ключевые слова: дистанционное обучение, проектная деятельность, творчество, кейсы, образовательная среда.

Keywords: distance learning, project activities, creativity, cases, educational environment.

 

Не стоит бояться перемен. Чаще они случаются именно в тот момент, когда они необходимы.

Конфуций.

Мы живем в непростое время, которое определяет успешность и качество дистанционного обучения, зависящее в свою очередь от эффективной организации и качества используемых материалов и педагогического руководства, мастерства преподавателей, участвующих в этом процессе. Современные информационные технологии предоставляют практически неограниченные возможности в размещении, хранении, обработке и доставке информации любого объема и содержания на любые расстояния. Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простые по уровню применяемых педагогических подходов образовательные курсы.

И одной из сторон дистанционного образования - является организация проектно-исследовательской деятельности учащихся, которая выходит на широкие просторы интернет-технологий и позволяет как школьникам, так и педагогам реализовать свои возможности, провести исследования и заглянуть в глубины непознанного пространства [3, 5].

Весной 2020 года стартовал исследовательский проект для школьников 8-11 классов «Большая перемена» это – конкурс для тех, кто готов меняться и менять мир. Здесь рулят не оценки, а способность нестандартно мыслить». Конкурс давал школьникам возможность проявить себя по нескольким направлениям: спорт, журналистика, экология, патриотическая тематика, экология и творчество.

Тематика мини-проектов была разнообразной, учащиеся могли выбрать по-своему усмотрению любое направление. «Сохраняй природу!» – здесь рассматривались вопросы биологии, экологии, охраны природы. Ребята рассказывали о проектах, раскрывающих проблемы борьбы с мусором, загрязнением окружающей среды.

Направление «Расскажи о главном!» позволяло ребятам проявить навыки блогеров, журналистов, рассказывая в репортажах о своих увлечениях, о родном крае, о жизни сверстников. Направление «Создавай будущее!» позволило учащимся проявиться увлеченность наукой, открывать новые возможности в технике, природе. Ребята делились открытиями в робототехнике, лингвистике и многих других. Направление «Делай добро» раскрыло возможности волонтерского движения школьников, их участие в мероприятиях в благотворительных делах оказания помощи старикам и детям. Направление «Твори!» – для творческих ребят, которые поют, рисуют, танцую, сочиняют стихи, рассказы. Направление «Будь здоров!» для спортивных ребят, увлекающихся различными видами спортивной гимнастики, фитнеса и спорта. Направление «Меняй мир вокруг!» для ребят занимающихся урбанистикой, которые хотят поменять город или село в котором живут, разрабатывают технопарки, экопарки и др. Для любителей путешествовать было направление «Познавай Россию!». Для тех, кто гордится своей Родиной, увлекается ее историей и традициями – направление «Помни!».

Этапы индивидуальных заданий ребята проходили самостоятельно. Работа наставника требовалась на этапе командной игры. Хорошая, продуманная организация командной игры, использование навыков проектной деятельности, позволило учащимся нашего лицея пройти в финал, который будет проходить очно. В качестве командного задания выбрали тему: «Цветовой синтезатор и его влияние на психологическое состояние испытуемых».

Каждая группа получала командное задание. «Как решить кейсовое задание?» [2]. Кейсовое задание – это практическая задача, которую нужно выполнить командой или в одиночку. Задание состоит из нескольких частей.

  1. Сначала проанализируй! Чтобы разобраться с кейсовым заданием, стоит понять, кто уже анализировал эту проблему и что они думают на этот счет. Обращай внимание на разные позиции! И опиши, как ты к ним относишься.
  2. Замысли! Предложи свою идею или концепцию решения кейса. Изобрази ее графически с помощью схемы, таблицы или модели.
  3. Продумай шаги! Как достичь цели и реализовать твою идею? Спланируй основные шаги и распиши, кто и чем будет заниматься.
  4. Собери команду! Команда имеет 2 контура: внутренний и внешний. Ты можешь решать кейсовое задание самостоятельно или пригласить в команду от 1 до 5 участников (школьников 8-10 классов) и одного педагога-наставника. Расскажи, кто в какой роли работает и каким вы видите основной результат. Внешний контур – это те эксперты, с которыми вы поговорили, чтобы обеспечить экспертизу своего проекта. Может быть, с директором школы? Или с профессором в вузе? А может, ты написал ученому или взял интервью у всемирно известного эксперта?
  5. Покажи, что получается! Выполняй каждую часть задания на отдельных слайдах и расскажи нам максимально подробно о том, что получается. Даже если это не итоговый результат. Нам интересно посмотреть, что удалось сделать за отведенное для решения время!
  6. Что осталось за кадром? Если ты хочешь поделиться с нами и показать, как происходила работа, присылай фото с яркими моментами рабочего процесса – фото видеоконференций, неформальные фото твоей разработки, или видео. Этот раздел не оценивается, но поможет чуть лучше понять тебя и твою команду [2].

Наставник в данном проекте направляет работу команды, помогает ученику-командиру команды организовывать мозговые штурмы, проявлять способности вести команду за собой. На протяжении двух недель, учащиеся изучали литературу, узнавали: как цвет влияет на эмоции человека, составляли чек-листы на каждый этап работы, проводили встречи в зум-конференциях. Возможность использовать дистанционные встречи, активно обсуждать промежуточные результаты, интенсивность таких встреч – все это помогло ребятам правильно организовать свою работу, взаимодействовать с наставником.

Проект «Цветовой синтезатор и его влияние на психологическое состояние испытуемых». Воздействие различных цветов на психологию и физическое состояние известно с древнейших времен. В наши дни психофизиологическое воздействие цвета хорошо исследовано учеными. Терапией цветом, или хромотерапией, занимаются разделы физиотерапии и психологии. Каждый цвет имеет определенное влияние и эффект на человека. Красный цвет стимулирует нервную систему, обладает антидепрессивным действием, борется с апатией и хронической усталостью.

Оранжевый цвет способствует уменьшению усталости, депрессии, снимает ощущение тревоги и страха. Желтый цвет улучшает кратковременную память, способствует концентрации. Оказывает антидепрессивное действие.

Зеленый цвет оказывает успокаивающее действие. Повышает умственную и физическую работоспособность. Голубой цвет хорошо успокаивает, помогает при стрессах и эмоциональных перегрузках, способствует засыпанию.

Синий цвет вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает психоэмоциональное напряжение, улучшает работоспособность. Фиолетовый цвет / сиреневый обладает сильным тормозящим эффектом, снижает мышечную активность, хорошо расслабляет.

Белый цвет обладает безграничной силой, подталкивает к действиям и одновременно с этим дарит чувство свежести. Также белый цвет всегда помогает быть в тонусе, с помощью него у человека возрастают сила и воля.

Все эти цвета присутствуют в видеорядах. Предложенные цвето-звуковые ряды – прекрасное дополнение к медитациям, это хороший релаксант. Их можно использовать для восстановления сна, преодоления страхов [4].

Такой опыт работы в дистанционной проектной работе показал наглядно, как можно в короткие сроки получить хорошие результаты. Возможность поучаствовать в большом Всероссийском конкурсе вызвала у учащихся интерес к проектной деятельности. В процессе работы над исследованием были привлечены учащиеся разного возраста, взрослые и педагоги лицея. Работа наставником в подобном проекте – это интересный профессиональный опыт, возможность проявить себя в новых условиях.

Цель конкурса «Большая перемена» – дать возможность каждому подростку проявить себя, найти свои сильные стороны, которые нередко сложно разглядеть с помощью традиционных инструментов, таких как оценка успеваемости или олимпиады. Организаторами конкурса «Большая перемена» выступают АНО «Россия – страна возможностей», «Роспатриотцентр», проект «Проектория» и Российское движение школьников. Партнеры «Большой перемены» – Сбербанк, Mail.ru Group («ВКонтакте»). Конкурс проходит при поддержке министерства просвещения и Федерального агентства по делам молодежи.

«Очень важно понимать, что каждый ребёнок талантлив, вопрос в том, чтобы открыть возможность реализовать свой талант. Конкурс делает именно это. «Большая перемена» – это не олимпиада по физике или химии, где только знания предмета помогут стать победителем, здесь также важно творчество. Возможности проявить себя безграничны так же, как и таланты каждого из вас. И вынужденные сложности, которые сейчас есть, – это уникальная возможность за время вынужденных каникул получить миллион на развитие», – подчеркнул Сергей Кириенко [1].

Дистанционное обучение помогло педагогам и учащимся примерить на себя иные роли, познать себя, применить свои знания в нестандартных ситуациях. Учащиеся нашего лицея вышли в финал «Большой перемены». Это очень важный конкурс в их жизни.

Список литературы

  1. Министерство просвещения РФ. Проект «Большая перемена» [Электронный ресурс]. – URL : https://edu.gov.ru/ (дата обращения : 06.09.2020).
  2. Большая перемена в Контакте [Электронный ресурс]. – URL : https://vk.com/bpcontest (дата обращения : 06.09.2020).
  3. Михалёва, Г. В. Особенности дистанционного обучения в системе образования [Электронный ресурс]. / Г. В. Михалёва, Т. В. Ромашова. – Текст : непосредственный. // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). – Т. 0. – Уфа : Лето, 2014. – С. 39-41. – URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5613/ (дата обращения : 13.09.2020).
  4. Черкасенко, О. С. Влияние настроения и цветовой гаммы на процесс обучения [Электронный ресурс]. / О. С. Черкасенко. – URL : https://elib.bsu.by/bitstream/ (дата обращения :13.09.2020).
  5. Шаповалов, М. И. Дистанционное обучение и проектная деятельность. Материалы вебинара. Российский учебник [Электронный ресурс]. / М. И. Шаповалов. – URL : https://rosuchebnik.ru/material/distantsionnoe-obuchenie-i-proektnaya-deyatelnost/ (дата обращения : 06.09.2020).

Теги: дистанционное обучение, проектная деятельность, творчество, кейсы, образовательная среда, distance learning, project activities, creativity, cases, educational environment

Оставить комментарий







Авторизация
E-mail

Пароль  


Регистрация