ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА УСТНОЙ ИСТОРИИ В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Раздел: Практика и проекты в области устной истории на базе российских университетов, музеев, школ, краеведческих организаций, центров устной истории
Журнал: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «УСТНАЯ ИСТОРИЯ В РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
28 ноября 2022 г.
Авторы: Беднякова Мария Алексеевна , Юмашева Татьяна Александровна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 930.2
М. А. Беднякова, Т. А. Юмашева
M. A. Bednyakova, T. A. Yumasheva
Беднякова Мария Алексеевна, студентка 5 курса, Балашовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», г. Балашов, Россия.
Юмашева Татьяна Александровна, к. п. н., доцент, Балашовский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», г. Балашов, Россия.
Bednyakova Maria Alekseevna, 5th year student, Balashov Institute (branch) of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky», Balashov, Russia.
Yumasheva Tatiana Alexandorovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Balashov Institute (branch) of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Saratov National Research State University named after N. G. Chernyshevsky», Balashov, Russia.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА УСТНОЙ ИСТОРИИ В РАМКАХ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
THE USE OF ORAL HISTORY METHODS IN THE FRAMEWORK OF PROBLEM-BASED LEARNING TECHNOLOGY
Аннотация. Статья посвящена теме применения приемов работы устной истории на уроках истории, а также работе преподавателя с обучающимися и их родителями в рамках учебной дисциплины.
Annotation. The article is devoted to the topic of using oral history techniques in history lessons, as well as the teacher's work with students and their parents within the framework of the discipline.
Ключевые слова: устная история, проблемное обучение, современная история России, интервью, обучающиеся, родители.
Keywords: oral history, problem-based learning, modern history of Russia, interviews, students, parents.
Одним из главных недостатков современного исторического школьного образования является отсутствие деятельного подхода к изучению истории и недостаток активных методов обучения. И для того чтобы преодолеть существенный разрыв между усвоением исторических знаний и их применением в повседневной жизни современного общества желательно в процессе преподавания истории использовать концепт устной истории. Методы устной истории можно использовать на уроках в рамках технологии проблемного обучения. Проблемное обучение, которое заключается в организации педагогом деятельности учащихся по решению учебных проблем и самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых знаний хорошо подходит для реализации приемов устной работе в учебной организации. Под устной историей понимается научная дисциплина, обладающая собственным методом исследования – интервью, с помощью которого осуществляется фиксирование субъективного знания отдельной человеческой личности об эпохе, в которой жил человек. Это направление основано на записи (как правило, с применением аудио- и видеотехники) устного рассказа очевидцев тех или иных событий, воспоминаний на заданную тему [2].
Для контекста проблемного обучения характерно то, что информация не преподноситься ученикам в готовом виде. Задача проблемного обучения заключается в стимулировании самостоятельной поисковой работой обучающихся и такую задачу может решить использование метода устной истории. В своей работе «Устная история» Татьяна Кирилловна Щеглова пишет: «устная история способствует историческому познанию, а не усвоению учениками «готовых» знаний о прошлом. Акцент педагогических усилий переносится на формирование умения добывать, обрабатывать, систематизировать и анализировать информацию»[4, С. 3].
В виде направления исторической науки устная история крайне мало используется в условиях школьного исторического образования. Устная история применяется в школе, но лишь на уровне встречи с ветеранами или деятелями культуры, но такие встречи не носят системного характера и не направлены на развитие таких компетенций школьников как критический анализ, вычленение фактов и мнений, разбор противоречий и т.д.
Устная история как направление в школьном историческом образовании имеет определенные преимущества, делающие его перспективным и увлекательным занятием для детей. Относительно других сфер исторической дисциплины, устная история даже на уровне школы, улицы или населенного пункта имеет свою информационную ценность. Помимо этого устная история носит прикладной характер, что в свою очередь еще сильнее может заинтересовать учащихся. Устную историю можно использовать как в качестве приема работы на уроке, так и в качестве внеучебной деятельности в форме исторического кружка или даже учебного проекта. Устная история позволит сделать школьный урок истории более реалистичным за счет работы с материалом, которые затрагивает социальную историю и историю повседневности.
Скажем сразу, что одним из недостатков устной истории является ее субъективный характер, однако это может послужить лучшим пониманием изучаемого периода для детей. Тот плюрализм мнений, которые они могут услышать на уроках от своих сверстников скорее является достоинством, чем недостатком. Подобная субъективность крайне ярко отражает ту сложную и порой запутанную сторону исторической науки, но такой подход не позволит детям делить мир на плохое и хорошее или на черное или белое. На таких уроках эффективнее будет закладываться толерантное отношение к людям, придерживающихся разных мнений, вероятность формирования поликультурного общества также будет выше. Е. К. Лейбова пишет, что «редкое использование устных исторических источников в современной школьной практике обучения истории объясняется несколькими причинами. Во-первых, особенностями развития самой исторической науки: многовековым авторитетом письменной традиции, ориентацией историков на предпочтительное использование письменных источников при реконструкции прошлого. Во-вторых, процесс сбора устных исторических свидетельств требует значительных затрат времени и дополнительной внеурочной работы учителя и учащихся» [1, с. 134].
Ключевой характеристикой в работе с устной историей является выражение представлений человека по конкретной теме. В первую очередь нас интересует период с 1990 по настоящее время как еще свежих и крайне значимых событий в судьбе нашей страны. Данный исторический период не просто актуален в виду своего недавнего времени, но важен и актуален, прежде всего тем, что является таким промежутком времени, которое общество в целом еще не успело отрефлексировать. И благодаря тому, что события и впечатления от них еще относительно свежи в памяти, это следует обсуждать и фиксировать, в том числе и благодаря методам устной истории.
По мнению Т. К. Щегловой, в исследованиях по проблемам новейшей истории возросла востребованность в устной истории. В данной работе будет рассматриваться устная история в виде приема работы на уроке в 11 классе. Использование устной истории позволит показать все разнообразие методов, подходов и приемов работы с историей как материалом для работы, которой порой так не хватает на уроках по истории [3, С. 9].
Основой практически каждого урока истории является учебник, касательно которого строится занятие. Конечно, учебник позволяет эффективно и быстро подготовить занятие и с такой же легкостью проверить полученные знания благодаря заданиям, которые в них указаны, однако куда более интересно будет на последние занятия по истории отказаться от учебника и предложить одиннадцатиклассникам самим динамично влиться в повествование урока. На таком уроке будет, меняться позиция ученика с пассивного получателя информации на активного. На уроки, посвящённые истории современной России, обучающие должны самостоятельно собрать информацию от своих родителей или родственников, при этом делая упор не только на политическую сторону периода, но и на бытовую.
На учителя возлагается большая организаторская работа. Учителю нужно организовать систему опорных уроков, обеспечивающих поэтапное овладение старшеклассниками комплексом приемов учебно-познавательной деятельности с устными источниками. Сложно для такой объемной работы найти время в учебном процессе, но для подобных случаев существуют резервные часы, которые можно использовать для опорных уроков.
Перед сбором информации преподавателю необходимо рассказать о двух группах умений, которыми ученики должны овладеть: умение создавать исторический источник и умение изучать устные исторические свидетельства ( не только письменные, но при возможности видео- и аудиоматериалы). Вместе с этим педагог должен подготовить детей к проведению интервью, а именно должен помочь составить вопросы, которые будут адресованы респонденту, а также обратить внимание детей на мимику, громкость голоса и т.д. респондента. Но на этапе интервью работа еще не заканчивается. Крайне важна и работа с собранным материалом это расшифровка, комментарии и в некоторых случаях даже интерпретация.
Вопросы для интервью можно разделить на группы: по темам, по годам, по сферам жизни и т.д. Примерный перечень вопросов может выглядеть следующим образом:
- Как Вы думаете, с чего начался распад СССР?
- Расскажите, пожалуйста, как Вы запомнили такое событие как августовский путч?
- Скажите: где Вы родились и выросли?
- Сколько Вам было лет на момент 1991 г.?
- О чем Вы подумали, когда узнали о том, что Ельцин станет президентом России?
- Говорят, что на самом деле в выборах 1996 года выиграл Зюганов, а не Ельцин. Что Вы думаете по этому поводу?
- Можно ли считать шоковую терапию провальной? Или наоборот удачной?
- Как Вы считаете, почему в 1990-х гг. стали возникать «финансовые пирамиды»?
- Чем Ваше девство отличалось от детства ваших родителей?
- Принимали ли Вы участие во всенародном голосовании в 1993 г. по Конституции РФ и выборах 1990 г.?
- Что можно сказать о культурной жизни 1990-ых гг.?
- Как в Вашем городе/селе относились к политическим реформам конца 90-ых – начала 2000-ых?
- Какие фильмы, книги и музыка были популярны в годы Вашей юности?
- Как на бытовом уровне сказались реформы шоковой терапии?
- Следили ли вы за политикой в то время за политикой? и т.д.
После сбора и обработки информации можно переходить к самому уроку. Хоть на таких уроках большая часть времени будет отведена ученикам, но роль учителя на таком занятии будет заключаться в пояснении, обобщении и выделению ключевых моментов. Это необходимо для того, чтобы обучающиеся смогли увидеть цельную и взаимосвязанную картину событий. Конечно, рассказать всю информацию и обсудить ее невозможно за один урок и поэтому необходимо организовать серию таких уроков. На занятиях могут присутствовать родители или близкие, которых опрашивали дети. Очень важно выводить на диалог всех присутствующих для обмена мнений и к концу занятия зафиксировать полученные итоги. Чрезвычайно интересно будет отслеживать индивидуальные образы и представления исторических событий в сознании их очевидцев, а для молодых людей это будет значить, что история, это не просто изучение прошлого через источниковедческую базу, а жизнь каждого человека, которая насыщена крупными и мелкими историческими событиями, которые могут даже находится на периферии жизни, но все таки сильно влиять на нее. Все это позволит расширить кругозор школьников, а так же познакомить их с альтернативными точками зрения на одинаковые исторические события, а их родителям переосмыслить те прожитые события и посмотреть на них под другим углом. Участие родителей в подобном учебно-воспитательном процессе лишний раз позволит им увидеть учебную деятельность их детей, понаблюдать, как проходят уроки в школе и в какой атмосфере учатся их дети. Вместе с этим такая форма работы предоставит возможность поработать родителям вместе с их детьми над общей задачей, тем самым лишний раз, укрепив связь двух поколений.
Список литературы
- Лейбова, Е. К. Живая история ХХ века : устные источники в обучении истории [Текст]. / Е. К. Лейбова. // Вестник Новосибирского Государственного Университета. Серия: история, филология. – Вып. 51 / 2006. – С. 134-138.
- Теория и методология истории : учебник и практикум для академического бакалавриата [Электронный ресурс]. / А. И. Филюшкин [и др.] ; под редакцией А. И. Филюшкина. – Москва : Издательство Юрайт, 2016. – 323 с. – Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL : https://urait.ru/index.php/bcode/388885 (дата обращения : 10.09.2022).
- Щеглова, Т. К. Устная история в российском историографическом пространстве 1990-2010-х годов: вызовы, достижения и риски [Текст]. / Т. К. Щеглова. // Исторический курьер. – Вып. 5 / 2020. – С. 8-22.
- Щеглова, Т. К. Устная история: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст]. / Т. К. Щеглова. – Барнаул : АлтГПА, 2011. – 363 с.