ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел: Детско-взрослая событийность: стратегия, управление

Журнал: Материалы V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы современного образования: практика вуза и школы». Часть 1

25 февраля 2021 г.

Авторы: Царегородцева Елена Анатольевна

УДК 37.01

Е. А. Царегородцева

Е. А. Tsaregorodtseva

Царегородцева Елена Анатольевна, к. п. н., доцент, ФГБОУ ВО УрГПУ, г. Екатеринбург, Россия.

Tsaregorodtseva Elena Anatolyevna, сandidate of pedagogical sciences, associate professor, Ural state pedagogical University, Yekaterinburg, Russia.

 

ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

THE IMPORTANCE OF CHILD-PARENT ACTIVITIES IN THE EDUCATION OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

 

Аннотация. Детско-родительские мероприятия являются значимой частью воспитания младших школьников; рассматриваются как совокупность совместных усилий педагогов, родителей и обучающихся для удовлетворения разнообразных интересов в общении и взаимодействии.

Annotation. Parent-child activities are an important part of the education of primary school children; they are considered as a combination of joint efforts of teachers, parents and students to meet a variety of interests in communication and interaction.

Ключевые слова: детско-родительское мероприятие, совместный отдых и досуг.

Keywords: parent-child event, joint rest and leisure.

 

Целевые приоритеты в воспитании школьников обусловливают обновление содержания и форм взаимодействия педагогов с родителями в начальной школе. Примерная программа воспитания ориентирует на взаимодействие педагогов с родителями через создание событийно-насыщенной, личностно ориентированной совместной деятельности детей и взрослых (учителей, родителей). Поэтому в условиях начальной школы важно реализовать идею «событийности», как «создание детско-взрослых общностей, которые объединяют детей, родителей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами» [2].

К наиболее актуальными в начальной школе являются детско-родительские мероприятия, как активные формы совместного продуктивного взаимодействия и со-творчества педагогов и родителей, а также психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах развития и воспитания младших школьников, укрепления физического и психического здоровья обучающихся.

Мероприятия – это события, организуемые педагогами и/или кем-нибудь другим для младших школьников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них [1]. Мероприятие рассматриваем как условно обобщенное наименование организованного взаимодействия учеников, педагогов и родителей.

Детско-родительские мероприятия являются существенной воспитательной системы начальной школы и рассматриваются как совокупность воспитательных воздействий, подчинённых единой образовательной цели – позитивной социализации и индивидуализации, развития личности младших школьников.

Детско-родительские мероприятия важно рассматривать как проектируемые совместные действия взрослых и детей, которые проводятся для удовлетворения разнообразных интересов обучающихся во взаимодействии, общении, а также развитие взаимного заботливого, уважительного отношения членов семьи. Детско-родительские мероприятия организуются в течение всего года в дневное и вечернее время, в выходные и праздничные дни.

К отличительным особенностям детско-родительских мероприятий в начальной школе можно отнести:

  • совместное участие детей и родителей, педагогов в подготовке и проведении;
  • доминирование эмоционального содержания над информативным, т.е. обращение к совместным эмоциональным переживаниям социально-значимого события;
  • значительную роль выполняет практическая сторона взаимодействия, сотрудничества родителей и младших школьников (например, осуществляемая сообща творческая или познавательная деятельность, рассматривание книг или фотографий, их обсуждение, соревнования и т.д.);
  • формируется опыт совместного планирования и подготовки выступления;
  • превалирует воспитательное влияние взаимодействия, сотрудничества на эмоциональное сближение детей и взрослых, а также развитие взаимопонимания между ними, совместной заботы и детей, и взрослых.

Важно отметить, что взаимодействие взрослых и воспитанников, превратившаяся в со-бытие, то есть в совместное проживание действительности, способствуют обогащению представлений друг о друге, благоприятной атмосфере взаимопонимания, расширению у взрослых практики действенного выражения эмоций-чувств к своему ребенку [3].

Основными воспитательными задачами детско-родительских мероприятий являются:

  • объединение общими позитивными переживаниями детей и родителей;
  • демонстрацию родителям, учителями возможностей ребенка в общении; формирование умения ставить перед собой цели, проявлять инициативность и самостоятельность;
  • активное усвоение родителями эффективных приёмов взаимодействия для личностного развития детей.

При организации совместного продуктивного сотрудничества и сотворчества классного руководителя и родителей в воспитании и развитии детей, т.е. при проектировании данных мероприятий педагоги акцентируют внимание родителей на наиболее значимых темах в том или ином возрасте – интересных и полезных для личностного развития младшего школьника (например, тематика интеллектуально-познавательной, спортивно-оздоровительной, патриотической, творческой направленности).

При организации общих праздников, совместных театрализаций младшие школьники и родители становятся непосредственными участниками данных мероприятий. Общими силами родители, педагоги, воспитанники продумывают это совместное событие, разрабатывают микросценарий и оформление среды взаимодействия, придумывают и делают костюмы и т.д. Далее вместе осуществляют совместное действие, подводят итоги с планированием будущих детско-родительских мероприятий.

Детско-родительские мероприятия в воспитательном значении не менее важны для младших школьников. Они позволяют ребенку увидеть родителей в непривычной для многих активной, творческой, жизнелюбивой позиции. В совместных действиях ученики проживают с родителями социально значимые события жизни. Например, они вместе обсуждают историю своей жизни (рождение, рост, другие), историю своей семьи или личностно-значимые истории в жизни ребенка (фотоколлаж «Моя семья», «Семейные истории», «Традиции (праздники) семьи», семейные увлечения, «Папа, мама, я – дружная семья», рассказы о поездках, о конкурсах, об экскурсиях, о семейных чтениях, о том, где побывали, что увидали).

Эти мероприятия дают возможность участникам не только приобрести знания о чем-то, но и опыт совместного чувствования этих событий, которые в дальнейшем заставят их захотеть (или, наоборот, не захотеть) вновь окунуться в мир совместных эмоций, чувств, переживаний и действий. Также у школьников воспитывается ощущение гордости и сопричастности за своих родителей и свою семью.

В данных совместных мероприятиях обогащаются детско-родительские отношения, сохраняются доверительные отношения друг к другу. Например, во время подготовки родители рассказывают интересные истории своим детям; совместно обсуждают интересные книги, кинофильмы и многое другое. Во взаимодействии, со-участии младшие школьники, родители и педагоги осуществляют следующие формы: познавательные (поиск информации, опыты, эксперименты, детско-родительские проекты, создание выставки и т.д.); игровые (театрализация, сюжетно-ролевые и подвижные игры); коммуникативные (общение родителей с детьми и другими родителями, а также общение детей друг с другом).

Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях воспитывает интерес к совместному активному отдыху и продуктивному досугу: к прогулкам по лесному парку, катанию на коньках, лыжах или велосипеде, к совместным подвижным спортивным играм.

Формы активного досуга полагают установление неофициальных отношений между родителями и педагогами, а также более искренние взаимоотношения детей и родителей. К примеру – это дни выходного дня («Страницы выходного дня», семейная презентация более удачного и/или интересного мероприятия), праздники, соревнования, театрализованные представления («Театральная пятница»), концерты, семейные гостиные, защита семейных проектов («Семейные достопримечательности», «Родные, милые места»), выставки совместного семейного творчества (вернисажи), семейные посиделки.

Таким образом, в воспитательном значении детско-родительские мероприятия в начальной школе проявляются во взаимном проживании детьми и родителями, педагогами личностно-значимых со-бытий и участие, среди которых воспитывается интерес в со-участии и сотрудничестве, потребность к совместному активному досугу и отдыху, а также формируется опыт участия социально-значимых делах школы.

Список литературы

  1. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания: учебник для студ. учрежд. высш. проф. образования [Текст]. / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2012. – 415 с.
  2. Примерная программа воспитания на 2020-2025 гг. [Текст]. // одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). – Москва, 2020. – 35 с.
  3. Царегородцева Е. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями в вопросах формирования патриотических чувств у старших дошкольников [Текст]. // Государство, Общество и Церковь: образование и культура – как основа обеспечения национальной безопасности России : материалы науч.-практ. конф.; под науч. ред. О. В. Симагиной. – Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2017. – 342 с.

PDF