РАЗРАБОТКА ВИДЕОУРОКОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ OPENSHOT VIDEO EDITOR
Раздел: Использование информационных сервисов и образовательных платформ в сфере профессионального и дополнительного образования
Журнал: ИС и цифровые сервисы в профессиональной деятельности педагогов
16 июня 2023 г.
Авторы: Сликишина Ирина Викентьевна , Рылова Валерия Вячеславовна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 373.5.016:514
В. В. Рылова, научный руководитель: И. В. Сликишина
V. V. Rylova, scientific supervisor: I. V. Slikishina
Рылова Валерия Вячеславовна, студентка 5 курса, КГПИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.
Научный руководитель: Сликишина Ирина Викентьевна, к. п. н., доцент, зав. кафедрой ИОТД, КГПИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.
Rylova Valeria Viacheslavovna, 5-year student Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.
Scientific supervisor: Slikishina Irina Vikentievna, PhD, Associate Professor, Head of the Department of IGTD, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.
РАЗРАБОТКА ВИДЕОУРОКОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ OPENSHOT VIDEO EDITOR
DEVELOPING VIDEO TUTORIALS USING THE OPENSHOT VIDEO EDITOR PROGRAM
Аннотация. Статья посвящена методическим аспектам разработки видеоуроков с использованием программы OpenShot Video Editor в процессе преподавания информатики. Авторы рассмотрели: этапы, структуру и процесс разработки видеоурока, а также его преимущества перед традиционной формой проведения занятий.
Annotation. The article is devoted to the prospects of developing video tutorials using the OpenShot Video Editor program in teaching computer science. The stages and structure of the video tutorial are considered, as well as its advantages.
Ключевые слова: разработка видеоуроков, методика обучения информатике.
Keywords: video tutorial development, OpenShot Video Editor, informatics.
Ускоренное внедрение цифровых технологий в социальную сферу, в том числе в образование, является одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года [3].
В настоящее время учителя часто применяют видеоуроки как средство обучения. Это связано с тем, что использование видеоуроков позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, а также обеспечивает возможности индивидуальной помощи каждому учащемуся при решении практических задач.
В качестве рабочего определения было взято понятие Д. А. Гатовской: «Видеоурок – это фрагмент урока, во время которого ученик получает ту или иную информацию посредством цифрового носителя, учится её воспринимать и адекватно применять на практике» [2].
Данный автор предлагает следующие типы видеоурока.
- Когда учащиеся смотрят обучающее видео от 5 до 15 мин, где сначала им рассказывается теория (правило, новый материал, возможно, вводится новая лексика по теме и др.), а затем приводятся примеры. В данном видеоролике можно привести элементарные задания, направленные на контроль усвоения увиденного и услышанного материала.
- Когда во время урока учащиеся смотрят небольшие видеоролики (фрагменты из мультфильмов, художественных и документальных фильмов, сериалов и научно-познавательных программ), которые носят познавательный характер (новый материал по теме, расширение материала, закрепление, повторение). После просмотра видео учащиеся выполняют чаще всего ряд коммуникативных заданий [2].
Анализ опыта использования педагогами видеоуроков показал, что данный метод позволяет решить следующие задачи:
- развивать образное мышление учащихся посредством подачи наглядной информации;
- развивать творческое мышление за счет использования динамических методов обработки и представления информации;
- выявить познавательный интерес, основанный на естественном влечении учащихся к информационным технологиям и новым технологиям;
- разрабатывать новые методы обучения, ориентированные на индивидуальные познавательные потребности личности, позволяющие каждому учащемуся усвоить учебную информацию.
Отдельные авторы приводят достаточно конкретные преимущества использования видеоуроков:
1. Экономия времени. Заранее подготовленный видеоролик позволяет экономить время урока, за счет чего повышается плотность урока.
2. Наглядность и интерактивность. Благодаря этому учащиеся активно работают на уроке. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
3. Формируются УУД у обучающихся, что очень важно в связи с переходом на ФГОС нового поколения.
4. Во внеурочное время создание учебного ролика (видеоурока) может быть итогом проекта, исследовательской работы и т. д. [1].
Однако мы считаем, что данный список неполный. К преимуществам видеоурока можно отнести также использование средств ускоренной и замедленной видеосъемки, средств видеомонтажа, эффективность видеоуроков при организации самостоятельной работы и многое другое.
Использование видеоуроков на занятиях действительно повышает интерес к изучению предмета, а значит с помощью видеоурока можно сделать процесс обучения более эффективным.
Для создания видеоуроков мы используем следующее оборудование:
- видеокамера (веб-камера);
- звукозаписывающее оборудование (микрофон);
- компьютер и программное обеспечение для монтажа видеозаписи.
При разработке видеоурока необходимо придерживаться следующих правил:
- разделить и уменьшить используемый материал;
- сосредоточиться на самых сложных вопросах;
- обеспечить учащемуся зрительный контакт.
При разработке видеоурока необходимо следовать основной структуре видеоурока и его этапам:
- вступительная часть (сообщение темы урока, обеспечение готовности учащихся к освоению предмета (мотивация, актуализация);
- основная часть (объяснение-изложение, сопровождаемое наглядным материалом, демонстрацией различных схем, моделей, карт, таблиц и т.д., пояснение, закрепление и систематизация);
- демонстрация практических примеров;
- заключительная часть.
OpenShot Video Editor – бесплатный видеоредактор с открытым исходным кодом для Windows, macOS, Linux и ChromeOS. Проект был начат в августе 2008 года Джонатаном Томасом с целью создания стабильного, бесплатного и удобного в использовании видеоредактора [4].
С помощью OpenShot Video Editor разрабатывают различные видеоролики, слайд-шоу. Использование учебных материалов, созданных в данной программе, даёт возможность повысить качество образовательного процесса и также заинтересовать учащихся в обучении.
В ходе данной научной работы был разработан видеоурок «Как пользоваться Openshot Video Editor» рассмотрим, как правильно пользоваться и создавать видеоуроки в данной программе.
1. Добавление файлов.
2. Нарезка видео и аудио.
3. Переходы и эффекты.
4. Редактирование звука.
5. Сохранение результатов.
Рассмотрим функции, которые может выполнять видеоредактор Openshot Video Editor [5].
1. Добавление файлов
Способ 1
Зайдите во вкладку «Файл» > «Импорт файлов».
Далее в проводнике отметьте нужный материал и нажмите «Открыть».
Способ 2
Более простым способом является перемещение всех файлов в окно программы (рис. 1).
Рисунок 1. Добавление файлов OpenShot Video Editor
Найдите нужные файлы в проводнике компьютера, выделите их и переместите в раздел «Файлы проекта».
2. Нарезка видео и аудио
Для того чтобы нарезать аудио или видео передвиньте ползунок на необходимую часть видео или аудио, где необходимо разделить фрагмент (рис. 2).
Рисунок 2. Нарезка аудио и видео в OpenShot Video Editor
Кликните на значок ножницы. После нажатия у вас появится инструмент с синей полоской. Наведите курсор на ползунок и щёлкните левой кнопкой мышки для нарезки фрагмента. После завершения не забудьте вновь нажать на значок ножницы, чтобы отключить данную функцию.
3. Переходы и эффекты
Перейдите во вкладку «Переходы» («Эффекты») (рис. 3).
Рисунок 3. Переходы OpenShot Video Editor
Выберите понравившийся переход или эффект и переместите его на дорожку. Отрегулируйте его размер. Проделать данную операцию нужно во всех местах, где нужны переходы и эффекты. Над переходом (эффектом) появится галочка, на которую надо нажать. В открывшемся меню выберите «Обратный переход» для сохранения перехода.
4. Редактирование звука
Чтобы отрегулировать громкость, нажмите на стрелку рядом с аудио и выберите нужный параметр (рис. 4).
Рисунок 4. Редактирование звука в OpenShot Video Editor
Вы можете уменьшить громкость звука до 90 процентов или менее на протяжении всего клипа или в конце клипа. Полезной функцией является затухание в конце видео. Чтобы использовать его, щелкните стрелку и перейдите «Громкость» > «Конец клипа» > «Затухание».
5. Сохранение результатов
Чтобы сохранить результат, следуйте инструкциям ниже:
1. Перейдите в «Файл» > «Выбрать профиль» (рис. 5).
Рисунок 5. Сохранение проекта в OpenShot Video Editor
2. Выберите качество и частоту кадров в секунду.
3. Вновь переходим в «Файл» > «Экспортировать видео». Указываем имя файла и место, куда он будет сохранён.
4. В разделе «Цель» выберите MP4 H.264 или AVI H.264.
5. Выберите нужное вам разрешение.
6. Нажмите «Экспортировать видео» (рис. 6).
Рисунок 6. Сохранение проекта в OpenShot Video Editor
Таким образом, анализ литературы и собственного практического опыта показывает, что педагог может создавать видеоуроки в соответствии с возрастом детей, уровнем их активности и самостоятельности. Использование программы OpenShot Video Editor делает учебный материал более наглядным, а значит, формирует у детей интерес к обучению, развивает различные умения, творческое мышление, учит анализировать, наблюдать, сравнивать и активизировать познавательную деятельность для использования теоретических знаний на практике.
Список литературы
- Давлетов, Р. Х. Использование видеоуроков на уроках математики в свете инновационных подходов условиях внедрения ФГОС нового поколения / Р. Х. Давлетов. – Текст : электронный. – URL : https://schoolfiles/net/2602123 (дата обращения : 23.03.2023).
- Гатовская, Д. А. Видеоурок – новый метод обучения / Д. А. Гатовская. – Текст : электронный // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – С. 126-127. – URL : https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7124/ (дата обращения : 11.10.2022).
- Российская Федерация. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения : 11.03.2023). – Текст : электронный.
- OpenShot Video Editor. – Текст : электронный. – URL : https://www.openshot.org/ru/ (дата обращения : 23.03.2023).
- JoyPlaner Как пользоваться OpenShot Video Editor / JoyPlaner. – Текст : электронный. – URL : https://losst.pro/kak-polzovatsya-openshot-video-editor (дата обращения : 23.03.2023).
© Рылова В. В., научный руководитель: Сликишина И. В., 2023