РАЗРАБОТКА ОНЛАЙН-КУРСА «БРЕНДИНГ И РЕБРЕНДИНГ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)

Раздел: Использование информационных сервисов и образовательных платформ в сфере профессионального и дополнительного образования

Журнал: ИС и цифровые сервисы в профессиональной деятельности педагогов

16 июня 2023 г.

Авторы: Сликишина Ирина Викентьевна , Мищирекова Дарья Сергеевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 377.1

Д. С. Мищирекова, научный руководитель: И. В. Сликишина

D. S. Michshirekova, scientific supervisor: I. V. Slikishina

Мищирекова Дарья Сергеевна, студентка 4 курса ФИМЭ, КГПИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Научный руководитель: Сликишина Ирина Викентьевна, к. п. н., доцент, зав. кафедрой ИОТД, КГПИ КемГУ, г. Новокузнецк, Россия.

Michshirekova Daria Sergeevna, 4-year student, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

Scientific supervisor: Slikishina Irina Vikentievna, PhD, Associate Professor, Head of the Department of IGTD, Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University, Novokuznetsk, Russia.

 

РАЗРАБОТКА ОНЛАЙН-КУРСА «БРЕНДИНГ И РЕБРЕНДИНГ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 54.02.01 ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)

DEVELOPMENT OF THE ONLINE COURSE «BRANDING AND REBRANDING» FOR STUDENTS OF THE SPECIALTY 54.02.01 DESIGN (BY INDUSTRY)

 

Аннотация. В статье рассматривается онлайн-курс как способ обучения студентов СПО, регламент разработки онлайн-курсов. Приводится пример комбинированной формы обучения на примере специальности СПО 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

Annotation. The article considers an online course as a way of teaching students of secondary vocational education, regulations for the development of online courses. An example of a combined form of education is given on the example of the specialty SPO 54.02.01 Design (by industry).

Ключевые слова: дистанционная форма обучения, комбинированная форма обучения, дизайн, онлайн-курс, среднее профессиональное образование.

Keywords: distance learning, combined learning, design, online course, secondary vocational education.

 

Брендинг и ребрендинг являются важными компонентами современного бизнеса, и дизайнеры должны быть знакомы с ними, чтобы эффективно работать в команде маркетинга и создавать продукты и услуги, которые соответствуют требованиям рынка и целевой аудитории. А умение правильно продвигать свой бренд – востребованный навык для специалистов в области дизайна. Однако, недостаток квалифицированных преподавателей и актуальных образовательных программ часто делает сложным получение подобных знаний.

Онлайн-курс может быть полезным инструментом для студентов СПО, так как он позволяет им учиться гибко и эффективно, выбирая наиболее удобное для себя время и темп обучения. Поэтому целью нашей работы является разработка онлайн-курса «Брендинг и ребрендинг» для студентов СПО по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

В этой статье мы рассмотрим онлайн-курс как средство обучения студентов СПО, проанализируем процесс и регламент создания онлайн-курсов.

Данный курс станет важным шагом в развитии профессиональных навыков студентов и в подготовке к работе в современной индустрии дизайна и маркетинга.

Для начала нужно дать определение дистанционному обучению. Г. Ю. Протодьяконова дает такую трактовку дистанционному обучению: «Дистанционное обучение – это набор технологий, позволяющих учащимся усвоить основную часть изучаемой информации, способствующий интерактивный контакт между учащимися и преподавателями в процессе обучения, а также позволяющих учащимся выполнять самостоятельную работу не только для того, чтобы изучить материал для последующего изучения» [3, с. 100]. Так же Ричард Гаррис дает определение: «Дистанционное обучение – это форма обучения, которая предоставляет студентам доступ к учебному материалу, используя информационные и коммуникационные технологии, что позволяет им изучать материал в любом месте и в любое время» [5, с. 120].

Выбор определённой формы обучения будет сделан на примере направления СПО 54.02.01 Дизайн. В ФГОС 54.02.01 Дизайн (по отраслям) прописано, что «при реализации образовательной программы образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии» [1, с. 2]. Это означает, что данная программа может подстроиться под дистанционную форму обучения или смешанную. Преподаватель может использовать при подготовке к уроку такие технические средства, как презентации, вебинары, онлайн-курсы, заранее выложенные на образовательные платформы.

В одной из профессиональных компетенций есть информация о том, что студенты должны выполнять экспериментальные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете или материале в соответствии с техническим заданием (описанием) [1, с. 3]. Для проверки данной компетенции студенты должны пройти практику, по окончании которой обучающиеся проходят обязательную аттестацию в виде экзамена. Сам экзамен проходит без наличия телефонов и доступа к интернету. Таким образом проходит проверка профессиональных знаний.

Именно для практических уроков в СПО необходимо использовать очную форму обучения, так как именно здесь преподаватель в реальном времени может проконтролировать студента и помочь с возникшей проблемой. Если практика будет проходит дистанционно, не исключено недопонимание со стороны студента, что в будущем может отразиться на успешности выполнения заданий.

К. С. Осьмина в своем труде пишет, что «смешение различных средств массовой информации, различных способов доставки знаний и различных стратегий обучения не является новым подходом. Возможности современных технологий могут сделать смешанный подход более простым и более значимым для учащихся. Смешанное обучение ставит учащихся в центр учебного процесса, побуждая их быть более независимыми, а также помогает преподавателям в их жизненно важной роли медиации процесса обучения» [2, с. 224]. Невозможно не согласиться с данной точкой зрения: необходимо рассматривать комбинированный подход, который объединяет преимущества обеих форм обучения. Например, теоретический материал удобнее усваивать дистанционно, а практическая часть программы должна проходить уже в присутствии преподавателя, в классе.

Создание онлайн-курса – это многокомпонентный процесс, который требует учета ряда факторов, чтобы обеспечить эффективное обучение студентов. Поэтому перед началом разработки своего онлайн-курса для студентов СПО необходимо изучить особенности планирования дистанционных онлайн-курсов.

На основе плана разработки онлайн-курсов Г. Ю. Протодьяконовой [3, с. 101] мы составили свои этапы разработки дистанционных курсов:

1)  определение целей и задач курса, определение продолжительности курса в соответствии с учебным планом СПО;

2)  выбор методики дистанционного обучения с учетом особенностей целевой группы, технического обеспечения слушателя, целей курса;

3)  поиск теоретического материала, разделение на модули, структуризация учебного материала;

4)  подбор списка литературы и гиперссылок на ресурсы интернет;

5)  подготовка медиа фрагментов. разработка рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда, согласно требованиям эргономики; компоновка модулей каждого раздела курса с эргономической точки зрения;

6)  проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи. подбор тестов, задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, чтобы студенты могли проверить свой прогресс и убедиться в том, что они понимают материал;

7)  дизайн и навигация: создание удобного и интуитивно понятного дизайна и навигации для курса;

8)  размещение материалов курса в интернете.

Создание онлайн-курса может показаться сложным и трудоемким процессом, но следуя вышеперечисленным этапам, вполне возможно грамотно разработать дистанционную программу для обучения студентов.

По регламенту в содержание онлайн-курса входят такие элементы, как теоретические и практические материалы, методические рекомендации по изучению курса, контрольно-измерительные материалы. Однако наш онлайн-курс будет только частью программы, поэтому состоит только из двух элементов – теоретических материалов и практической части, где студенты смогут применить приобретенные знания.

Для анализа и изучения регламента мы взяли регламент разработки онлайн-курса в Омском государственном техническом университете [4].

В аннотации курса необходимо указать название, цели и ожидаемые результаты обучения, список ключевых тем курса, учебные материалы (лекции, практические задания). Также следует указать целевую аудитории, для которой разрабатывается курс. Далее указываются сведения о компетенциях, формируемых в результате изучения курса, согласно учебному плану и рабочей программе дисциплины. И обязательно, в результате освоения курса описываются требования к целевым дескрипторам курса (знать, уметь, владеть), которые студент получит после изучения курса.

Следование регламенту при создании онлайн курса важно по нескольким причинам. Регламенты обычно разработаны на основе опыта и экспертизы, и помогают обеспечить хорошее качество обучения. Следование регламенту может помочь гарантировать, что содержание курса понятно, информативно, логично структурировано, также более эффективна передача знаний студентам. Регламенты помогают установить стандарты и ожидания в отношении качества курса. Это позволяет ученикам и преподавателям понимать, что ожидать от курса, и обеспечивает одинаковый уровень обучения для всех студентов.

Также регламенты могут помочь обеспечить контроль качества и оценку эффективности курса. Они служат основой для оценки успеха курса и его улучшения в будущем.

Список литературы

  1. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) от 23 ноября 2020 г. N 658 : приказ М-ва просвещения Рос. Федерации от 23.11.2020 N 658. – Текст : непосредственный.
  2. Осьмина, К. С. Blended learning: интеграция дистанционного и очного обучения / К. С. Осьмина // Журнал «Проблемы современного педагогического образования», 2022. – № 74-3. – С. 221-224. – Текст : непосредственный.
  3. Протодьякова, М. С. Разработка онлайн-курса в образовательном портале / М. С. Протодьякова // «CHRONOS»: мультидисциплинарные науки, 2022. – Том 6. – № 3 (65). – С. 100-101. – Текст : непосредственный.
  4. Регламент разработки онлайн-курса / разработчик: Омский государственный технический университет ; под ред. В.С. Антоновой. – Электрон. текстовые дан. – Омск : [б.и.], 2022. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см. – Название с диска.
  5. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. – «ОЛМА-ПРЕСС». – Изд. 4-е, перераб. и доп. – М., 2002. – 246 с. – Текст : непосредственный.

                                                

© Мищирекова Д. С., научный руководитель: Сликишина И. В., 2023

PDF