К ВОПРОСУ О ТРУДНОСТЯХ, ВОЗНИКАЮЩИХ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Раздел: Образование в цифровом обществе

Журнал: Материалы Международной научно-практической конференции «Цифровое общество: образование, экономика, технологии»

5 июля 2023 г.

Авторы: Горбаренко Екатерина Алексеевна

Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru

_______________________________________________________________________

УДК 371.3

Е. А. Горбаренко

E. A. Gorbarenko

Горбаренко Екатерина Алексеевна, старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Военный институт железнодорожных войск и военных сообщений Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А. В. Хрулева, г. Санкт-Петербург, Россия.

Gorbarenko Ekaterina Alekseevna, senior lecturer, foreign languages department, Military Institute (Railway troops and military communications) of the Military Logistics Academy, Saint Petersburg, Russia.

 

К ВОПРОСУ О ТРУДНОСТЯХ, ВОЗНИКАЮЩИХ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

TO THE QUESTION OF DIFFICULTIES ENCOUNTERED BY STUDENTS IN THE PROCESS OF BLENDED LEARNING

 

Аннотация. В статье рассматриваются наиболее распространенные трудности, с которыми столкнулись студенты в период дистанционного обучения, а также раскрываются способы преодоления этих трудностей.

Annotation. The article discusses the most common difficulties faced by students during blended learning, and also reveals ways to overcome these difficulties.

Ключевые слова: смешанное обучение, платформа для видеоконференций, онлайн занятие.

Keywords: blended learning, videoconferencing service, online class.

 

Глобальная пандемия коронавирусной инфекции внесла коррективы в привычный образ жизни общества, задев многие важные сферы, в том числе и образование. Из-за угрозы заражения вирусом, начиная с марта 2020 года, многие вузы России перешли на формат смешанного обучения, который сохраняется до сих пор. Профессорско-преподавательскому составу в срочном порядке пришлось адаптировать учебные программы в соответствии с онлайн форматом. Однако следует отметить, что не подготовленными к такой модели обучения оказались и студенты. Сегодня, анализируя недавний опыт перехода на новый формат, хотелось бы остановиться на трудностях, с которыми столкнулись студенты в ходе освоения учебной программы. Для сбора данных была опрошена и протестирована группа студентов. В опросе приняли участие 180 учащихся 1-3 курсов вузов Санкт-Петербурга.

Первое на что обращают внимание респонденты – трудность в адаптации к образовательной онлайн-среде сразу после традиционного обучения в аудитории. 75 % студентов отмечают, что не имея опыта принципиально нового для них взаимодействия на онлайн-платформах, требуется прилагать огромные усилия для отхода от традиционной классной системы и принятия нового формата. Высказывается мнение, что обучение в онлайн-классе и обучение в реальном классе имеет различные результаты. Виртуальный учебный процесс затрудняет восприятие сложных тем. Усложненная обратная связь приводит к возникновению недопонимания между преподавателем и студентами.

Более 25 % опрошенных сообщают, что они не имеют высокоскоростного интернет-соединения, которое необходимо для полноценного учебного процесса, а так же помещения для работы, в связи с тем, что проживают в студенческих общежитиях, где нет элементарных условий для адекватного освоения программы в режиме онлайн.

Особое внимание стоит обратить на скуку, которая неизбежно возникает в процессе онлайн-лекций, а иногда, и практических занятий. 80 % опрошенных студентов заявляют, что лекции онлайн сравнимы с прослушиванием образовательного подкаста. Отсутствие вовлеченности в учебный процесс, невозможность эмоционального контакта с преподавателем и однокурсниками зачастую делают учебный процесс малоэффективным. Каким бы богатым не был онлайн-мир студентам требуется физическое пространство, где они могут решать вопросы и практиковаться с реальным инструментарием [1]. Доказано, что лучший способ научиться чему-либо – это практика. Только практикуя что-то, можно усвоить и в дальнейшем вспомнить содержание и навыки, которые были изучены ранее. В большинстве случаев онлайн обучение фокусируется на теоретическом содержании, в результате чего студенты не получают возможность практиковаться, следовательно процесс обучения посредством интернета не реализует полный потенциал.

В 21 веке большинство студентов являются постоянными пользователями самых разнообразных информационных платформ с доступом к бесконечному количеству интерактивных образовательных ресурсов. Респонденты отмечают, что многие преподаватели теряются в новой для них интернет среде, из-за чего лекции становятся посредственными, сухими и неинтересными.

Последнее, что стоит отметить в контексте вопроса о сложностях смешенного обучения в вузе – это ненормированный учебный день, перегруженность и бесконечное пребывание за компьютером. Если раньше студенты имели возможность поехать в вуз, где они коммуницировали со сверстниками и преподавателями, то теперь весь учебный день проходит перед экраном монитора. Чрезмерная занятость привела к проблемам со здоровьем, 55 % молодых людей указали, что испытывали постоянное напряжение и чувство тревоги, 20 % пожаловались на нервные срывы в период обучения, 9 % сообщили об ухудшении зрения [2].

Мы считаем полученные результаты ценным материалом для анализа и проведения «работы над ошибками», которая необходима для улучшения качества образовательных услуг. Несомненно, смешанный формат обучения прочно войдет в практику высшей школы и для того, чтобы сделать его максимально полезным, необходимо скорректировать дальнейшую работу, принимая в расчет все ошибки и замечания студентов.

Являясь преподавателями кафедры иностранных языков, считаем целесообразным рассмотреть некоторые варианты работы на примере проведения практических языковых занятий.

Первое на что хотелось бы обратить внимание – это платформа для организации аудио и видео онлайн конференций. Попробовав на практике несколько платформ, мы пришли к выводу, что наилучшим вариантом является платформа Zoom. Данное пространство наиболее полно отвечает требованиям максимально продуктивного практического занятия. Самым главным преимуществом является надежность – всегда отличная аудио и видео связь с каждым участником. Во время проведения занятия удобно делиться экраном, причем есть возможность показывать только отдельные приложения (например, включать презентацию в PowerPoint, или транслировать информацию из браузера). Для образовательных целей настоящей находкой является доска, с набором цветных маркеров и кистей. На доске с помощью специальных инструментов удобно рисовать диаграммы, стрелки, таблички, что облегчает подачу и объяснение нового грамматического материала [4].

В чате можно писать задания для всей группы или отдельно для каждого. Студенты считают особенно полезной функцию записи занятия, что позволяет в дальнейшем просматривать материалы и останавливаться на наиболее сложных местах. С точки зрения преподавателей, неоценимым потенциалом для языковых пар, является опция деления студентов на комнаты. Развитие коммуникативных навыков - приоритетная задача языкового обучения в вузе. Поэтому особо важно не ограничиваться только фронтальным форматом работы, но и практиковать групповые, парные и индивидуальные формы – наличие специальных онлайн комнат помогает максимально приблизить формат занятия к аудиторному, где студенты могут общаться с одногруппниками, а преподаватель принимать участие в процессе и осуществлять над ним контроль.

Использование дополнительных приложений позволяет избежать скучных изматывающих занятий. Оживить пару, повысить мотивацию и вовлеченность в учебный процесс могут такие инструменты, как Voki – приложение, дающее возможность создать говорящих персонажей, Flipgrid – видео-платформа для дискуссий, где любой преподаватель может создать свой класс и выставить вопросы для ответов с помощью видео, Make Beliefs Comix – обожаемый студентами инструмент, позволяющий создавать комиксы, для обучения письму, анализу литературы, развития навыка повествования и др. В реалиях онлайн обучения, как уже говорилось выше, студенты перегружены большими объемами заданий. Вполне естественно, что основной упор делается на освоение специальных предметов. Поскольку иностранный язык входит в число дополнительных общеобразовательных дисциплин, студенты часто сталкиваются с соблазном отодвинуть его на второй план. Именно поэтому остро встает вопрос о мотивации к обучению. Основная задача преподавателя в этом случае заключается в постоянном вовлечении студента в процесс и отслеживание его прогресса, путем поощрения, акцентирования внимания даже на малейших успехах. Существенным является постоянная смена деятельности, обсуждение не только учебных моментов, но и трудностей, с которыми сталкиваются студенты в это непростое время. Отлично снимают напряжение творческие домашние задания [3].

Важным условием для поддержания мотивации студентов является постоянная обратная связь.

Подводя итоги, подчеркнем, что реалии дистанционного обучения имеют, как свои плюсы, так и минусы. Не исключено, что данный формат прочно войдет в практику преподавания иностранных языков в высшей школе. Однако насколько эффективным и удобным будет процесс обучения, зависит в равной степени от преподавателя и студента.

Список литературы

  1. Игнатенко, И. И. Некоторые особенности онлайн-обучения иностранному языку / И. И. Игнатенко // Наука и школа, 2019. – № 2. – С. 140-144. – Текст : непосредственный.
  2. Игнатенко, И. И. Онлайн-обучение аспектам иностранного языка / И. И. Игнатенко // Проблемы современного образования, 2019. – № 3. – С. 162-168. – Текст : непосредственный.
  3. Gilbert, S. D. How to be a successful online student / S. D. Gilbert. – New York: Professional Publishing, McGraw-Hill, 2000. – 266 p. – Текст : непосредственный.
  4. Zoom.us. – URL : https://zoom.us/ (дата обращения : 11.03.2023) – Текст : электронный.

                                                

© Горбаренко Е. А., 2023

PDF