ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КОЛЛЕДЖА: НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Раздел: Образование в цифровом обществе
Журнал: Материалы Международной научно-практической конференции «Цифровое общество: образование, экономика, технологии»
5 июля 2023 г.
Авторы: Максименко Наталья Васильевна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. http://infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 377.1
Н. В. Максименко
N. V. Maksimenko
Максименко Наталья Васильевна, заместитель директора по учебной работе, ГПОУ «Новокузнецкий педагогический колледж», г. Новокузнецк, Россия.
Maksimenko Natalia Vasilyevna, Deputy Director for Academic Affairs, Novokuznetsk Pedagogical College, Novokuznetsk, Russia.
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КОЛЛЕДЖА: НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF COLLEGE: NORMATIVE AND METHODOLOGICAL ASPECT
Аннотация. Активное внедрение информационных технологий и цифровизация различных сфер деятельности общества неотвратимо влечет за собой необходимость модернизации системы образования. Процессы информатизации внедряются в образовательную среду, постепенно меняя ее структуру. В статье представлен анализ научных исследований и нормативных документов, касающихся понятия цифровой образовательной среды. В результате проведенного исследования введено понятие цифровой образовательной среды педагогического колледжа как основы формирования цифровых компетенций будущих педагогов.
Annotation. The active introduction of information technologies and the digitalization of various areas of society inevitably entails the need to modernize the education system. Informatization processes are being introduced into the educational environment, gradually changing its structure. The article presents an analysis of scientific research and regulatory documents related to the concept of a digital educational environment. As a result of the study, the concept of the digital educational environment of a pedagogical college was introduced as the basis for the formation of digital competencies of future teachers.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, информатизация образования, цифровизация.
Keywords: digital educational environment, informatization of education, digitalization.
В современном мире цифровые технологии стали неотъемлемой частью жизни человека. Цифровизация – это один из глобальных трендов развития человечества, который оказывает влияние не на одну сферу жизни, а на все одновременно. Процессы цифровизации в первую очередь способствуют развитию цифровой экономики. В условиях интенсивного развития цифровой экономики, как в европейских странах, так и в России, возникает необходимость изменения системы подготовки профессиональных педагогических кадров.
Реализуемые в Российской Федерации с 2019 г. национальная программа «Цифровая экономика» и Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» призваны решить глобальные задачи – от создания современной IT-инфраструктуры до обучения цифровым навыкам. Национальная программа «Цифровая экономика» создана для обеспечения подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики, создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе отечественных разработок. Посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений происходит преобразование приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая образование. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
Таким образом, требование создания цифровой образовательной среды в образовательных учреждениях и совершенствование системы подготовки кадров закреплено на государственном уровне. Формируемые при этом компетенции обучающихся должны отвечать потребностям современного общества, обеспечивая возможность реализации профессиональной деятельности в условиях цифровой экономики.
Формирование цифровой образовательной среды в профессиональной образовательной организации – насущная необходимость, поскольку она несет особую миссию, которая заключается в подготовке всесторонне развитого выпускника, обладающего необходимым набором компетенций, в том числе цифровых, и готового к работе в информационном обществе.
Целью данного исследования – определение понятия «цифровая образовательная среда» на основе анализа данного понятия в зарубежном и отечественном научном пространстве.
Современная цифровая образовательная среда представляет собой часть информационного пространства, разделённого по различным отраслям и направлениям: экономика, управление, политика, производственный сектор, здравоохранение, образование и др. При этом первичным к ней понятием является «образовательная среда» как сочетание сложившихся или намеренно созданных педагогических условий развития личности [8]. Для определения понятия «цифровая образовательная среда» первоначально был проведен анализ существующих определений самой образовательной среды. По результатам проведенного теоретического анализа на современном этапе развития российского образования можно выделить следующие понятия и модели образовательной среды: эколого-личностная – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, обеспечивающая комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (В. А. Ясвин, 2013), коммуникативно-ориентированная – форма сотрудничества (коммуникативного взаимодействия), создающая особые виды общности между обучающимися и обучаемыми, а также между самими обучающимися; «сложившаяся полиструктурная система прямых и косвенных воспитательно-обучающих воздействий, реализующих явно или неявно представленные педагогические установки учителей, характеризующие цели, задачи, методы, средства и формы образовательного процесса в данной школе» (В. В. Рубцов, 2008), антрополого-психологическая – динамическое системное образование, являющееся результатом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося (В. И. Слободчиков, 1995), а также модель образовательной среды в рамках экопсихологического подхода – система педагогических и психологических условий и влияний, создающих возможность, с одной стороны, для раскрытия еще не проявившихся (потенциальных) интересов и способностей, с другой стороны, для развития уже проявившихся способностей и личности учащихся, в соответствии с присущими каждому индивиду природными задатками и требованиями возрастной социализации (В. И. Панов, 2007). Приведённые исследователи дают понятие с учетом влияния на обучение и воспитание особенностей самого обучающегося, факторов внешней среды и характера их воздействия на участников образовательного процесса.
Установления понятийное соответствие цифровой и нецифровой образовательной среды, можно утверждать, что цифровая образовательная среда является одной из частей общей образовательной среды.
В федеральном проекте «Цифровая образовательная среда» дано следующее определение: цифровая образовательная среда (ЦОС) – это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса. Авторы проекта декларируют основные принципы создания цифровых образовательных сред, где обучающийся становится субъектом образовательного процесса, максимально самостоятельно влияя на свое развитие. Слово «открытая» означает возможность и право пользователей использовать разные информационные системы в составе цифровой образовательной среды, заменять их или добавлять новые.
Анализируя отечественную и зарубежную научную литературу, можно выделить некоторые подходы к определению понятия «цифровая образовательная среда». Например: В. Г. Лапин определяет её, как совокупность ресурсов, обеспечивающих учебный процесс и процесс управления профессиональной образовательной организацией [6], В. П. Горемыкин – совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения учебного процесса [5, с. 4], О. Ф. Природова, А. В. Данилова, А. Н. Моргун отмечают, что ЦОС является частью мирового информационного пространства и должна обеспечивать возможностью доступа к мировым образовательным ресурсам [7]. Исследователь О. Н. Шилова в своем определении понятия «цифровая образовательная среда» особое значение придает педагогическим отношениям между участниками образовательного процесса, который осуществляется посредством цифровых технологий [9]. Рассмотрение цифровой образовательной среды как совокупности определенным образом организованных ресурсов (включая методическое, технологическое, техническое обеспечение), реализуемых в цифровом формате и используемых для обучения и управления образовательным процессом, представлено в работах А. О. Бианкиной (2017) и М. Е. Вайндорф-Сысоевой, М. Л. Субочевой (2018) [3; 4]. M. G. Dolence этот термин относит ко всем цифровым ресурсам (компьютерам, программному обеспечению, хранилищу и системам), используемым для управления учебным учреждением, поддержки или управления обучением, их появление и принятие во многом связано с обучением, а не с технологиями, хотя технологические разработки играют важную роль в их развитии [1], а J. Suhonen определяет, как технические решения для поддержки учебно-методической и информационной деятельности [2]. Таким образом, образовательная среда все более приобретает признаки цифровизации и тем самым интегрирует ценностные, мотивационные, эмоциональные и рефлексивные механизмы формирования субъекта обучения. Поэтому многие авторы рассматривает цифровую образовательную среду как результат трансформации образования в процессе информатизации.
Сопоставляя вышеизложенные точки зрения относительно понимания сущности «цифровой образовательной среды», можно сделать вывод о том, что исследователи, представляют её как многоуровневую и многофункциональную дидактическую систему, включающей в себя совокупность информационных, цифровых и образовательных ресурсов, технологий их применения, обеспечивающих эффективное усвоение обучающимися образовательных программ независимо от места жительства с учетом их возможностей и потребностей.
При проведении анализа научных исследований было выявлено противоречие, состоящее в том, что частные методические аспекты изучения цифровой образовательной среды (изучение технологий и средств обеспечения образовательного процесса в условиях цифровой образовательной среды, особенности подготовки преподавателей, осуществляющих обучение в условиях цифровой образовательной среды, оценка эффективности применения цифровых образовательных технологий в преподавании отдельных дисциплин и т.д.) существенно преобладают над общеметодологическими (понятие, концепция организации и функционирования цифровой образовательной среды как части образовательной среды в целом, критерии и технологии оценки эффективности функционирования цифровой образовательной среды и др.).
В заключении введём собственное определение понятия «цифровая образовательная среда» – это подсистема образовательной среды, совокупность специально организованных педагогических условий обучения, воспитания и развития личности, реализуемых на основе цифровых технологий. В этом определении мы опираемся на понятие – «образовательная среда» и отмечаем отличие – совокупность специально организованных педагогических условий, реализуемых на основе цифровых технологий.
В настоящее время нами ведётся разработка новых подходов к организации взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе возможностей цифровой образовательной среды педагогического колледжа для формирования цифровых компетенций будущих педагогов. Это задача представляется нам чрезвычайно актуальной и социально-значимой, стоящей перед средним профессиональным педагогическим образованием, т. к. выпускник педагогического колледжа, обладающий цифровыми компетенциями, будет соответствовать современным требованиям информационного общества.
Список литературы
- Dolence, M. G. Digital Learning Environments / M. G. Dolence. – Текст : электронный. – URL : https://mgdolence.com/services/academic-services/digital-learning-environments (дата обращения : 01.05.2023).
- Suhonen, J. A formative development method for digital learning environments in sparse learning communities, Academic Dissertation, University of Joensuu. / J. Suhonen. – Текст : электронный. – URL : http://epublications.uef.fi/pub/urn_isbn_952-458-663-0/urn_isbn_952-458-663-0.pdf (дата обращения : 01.05.2023).
- Бианкина, А. О. Цифровые технологии и их роль в современной экономике / А. О. Бианкина // Экономика и социум: современные модели развития, 2017. – № 16. – С. 15-25. – Текст : непосредственный.
- Вайндорф-Сысоева, М. Е. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению / М. Е. Вайндорф-Сысоева, М. Л. Субочева // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика, 2018. – № 3. – С. 25-36. – Текст : непосредственный.
- Горемыкин, В. П. Военное образование: цель – на развитие / В. П. Горемыкин // Вестн. воен. образования, 2017. – № 1. – С. 4-13. – Текст : непосредственный.
- Лапин, В. Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании / В. Г. Лапин // Инновационное развитие профессионального образования, 2019. – № 1 (21). – С. 55-59. – Текст : непосредственный.
- Природова, О. Ф. Структура цифровой образовательной среды: нормативно-правовые и методические аспекты / О. Ф. Природова, А. В. Данилова, А. Н. Моргун // Педагогика и психология образования, 2020. – № 1. – С. 9-30. – DOI: 10.31862/2500-297Х-2020-1-9-30. – Текст : непосредственный.
- Тарасов, С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология / С. В. Тарасов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2011. – № 1/6. – С. 133-138. – Текст : непосредственный.
- Шилова, О. Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд / О. Н. Шилова // Современные проблемы образования и повышения квалификации педагогических кадров, 2020. – № 2 (63). – С. 36-41. – Текст : непосредственный.
© Максименко Н. В., 2023