ТЕСТОВЫЕ И ВИДЕОСЮЖЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: Проблемы и перспективы современного физико-математического образования
Журнал: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов
29 июня 2018 г.
Авторы: Шинкевич Елена Олеговна
УДК 372.3
Е. О. Шинкевич
E. O. Shinkevich
Шинкевич Елена Олеговна, студентка 5 курса, группы ФИа-13-1 ФМиТЭФ, НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.
Научный руководитель: Васильев Алексей Алексеевич, старший преподаватель кафедры МФиМО, НФИ КемГУ, учитель физики, МБ НОУ «Лицей №111», г. Новокузнецк.
Shinkevich Elena Olegovna, 5-th year student, group FIA-13-1 Physical-mathematical and technological-economical faculty, Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University, Novokuznetsk.
Scientific adviser: Vasiliev Alexey Alekseevich, senior lecturer, Novokuznetsk Institute (branch) of Kemerovo State University, the physics teacher, MB NOU «Lyceum № 111», Novokuznetsk.
ТЕСТОВЫЕ И ВИДЕОСЮЖЕТНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
TEST AND VIDEO TASKS AS MEANS OF FORMATION OF READINESS OF FUTURE TEACHERS OF PHYSICS TO PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY
Аннотация. В статье рассматривается возможность применения авторских заданий для формирования готовности будущих учителей физики к профессиональной педагогической деятельности.
Annotation. The article discusses the possibility of using the author's tasks to form the readiness of future teachers of physics for professional teaching.
Ключевые слова: методика обучения физике, тест, профессионально-педагогическая готовность.
Keywords: methods of teaching physics, test, professional and pedagogical readiness.
Учитель – личность, которая по содержанию профессиональной деятельности должна обладать совокупностью качеств, доступной не многим: он должен уметь проектировать учебный процесс, сочетать различные подходы к технологии обучения, использовать инновационные системы обучения, осуществлять педагогическую рефлексию, решать творческие проблемные задачи профессионально-педагогической деятельности [2].
В условиях быстрого развития науки, модернизации мира, постоянно увеличиваются требования, предъявляемые к преподавателям. В высшем образовательном учреждении, осуществляющим подготовку будущих учителей, должны быть созданы все условия, чтобы по окончанию вуза выпускник был способен решать все многообразие профессиональных задач.
Для подготовки такого компетентного выпускника необходимо осуществлять систематический контроль, позволяющий определить готовность студентов, будущих учителей физики к теоретической и практической деятельности.
Исходя из этого, был разработан ряд контрольных мероприятий с применением тестовых заданий и видеосюжетов.
Целью дисциплины «Методика обучения физике» является формирование у студентов знаний о содержании и организации учебно-воспитательного процесса по физике в учреждениях среднего общего (полного) образования в рамках современных образовательных технологий, овладения практическими навыками преподавания физики в современной школе [1].
Нами рассмотрены и проанализированы примеры содержания проверки в курсе «Методика обучения физике», на основании чего решено остановится на таких формах, как тесты и задания, основанные на видеосюжетах.
Тест – это современный, мобильный, очень эффективный, демократичный и широко распространенный метод проверки знаний, умений, навыков, качеств личности. Тест вместе с тем – эта особая система заданий и вопросов, на которые должен ответить учащийся.
Педагогические тесты – средство контроля знаний и умений, притом средство прогрессивное.
Под тестом понимается форма контроля знаний обучающихся, обеспечивающая объективную и унифицированную проверку знаний, основанную на предъявлении большого числа заданий, требующих либо дачи краткого ответа, либо выбора ответа из числа данных.
Нами разработаны тестовые задания по нескольким разделам к курсу «Методика обучения физике» (общие вопросы). Они включают в себя три раздела, каждый из которых содержит в себе пять вариантов, в свою очередь состоящих из десяти тестовых заданий различного типа, а именно:
- ответы вида верно/неверно;
- выбора одного правильного ответа из множества предложенных (в нашем случае их 4);
- выбор нескольких правильных ответов из множества предложенных;
- установление соответствия;
- задания с пропусками (на установление логической последовательности).
В качестве примера рассмотрим один из вариантов теста.
- Верно ли утверждение: «История дидактики и частичных методов показала, что методы обучения физике зависят от цели обучения и содержания образования»?
1. да; 2. нет.
- Верно ли утверждение: «Метод обучения есть категория социальная, так как он зависит от социального заказа общества образовательному учреждению»?
1. да; 2. нет.
- Для ориентации в многообразии методов и методических приемов необходимо их …
1. систематизация; 2. расшифровка; 3. учет; 4. детализация.
- Деталь метода, как частное понятие является:
1. видом деятельности; 2. методическим приемом; 3. принципом работы; 4. дидактической задачей.
- Результаты обучения зависят от:
1. правильного определения целей; 2. содержания образования; 3. методов; 4. оценок учащегося.
- История дидактики и частных методик показала, что методы обучения зависят от:
1. целей обучения; 2. истории создания; 3. содержания образования; 4. достижений науки.
- Установите в соответствие (табл. 1).
Таблица 1
1. Объяснительно иллюстрационный |
1. Сущность метода заключается в организации учителем поисковой, творческой деятельности обучающихся для решения новых проблем и проблемных знаний. |
2. Репродуктивный |
2. Метод, при котором учитель организует участие школьников в выполнение отдельных шагов поиска решения проблем. |
3. Эвристический |
3. Учитель передает учащимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. |
4. Исследовательский |
4. Метод, использующийся для формирования умений и навыков школьников, способствующий воспроизведению знаний и их применение по образцу или в несколько измененных, но опознаваемых ситуациях. |
- Установите соответствие (табл. 2).
Таблица 2
1. Рассказ |
1. принято называть «вопрос-ответный» метод обучения |
2. Объяснение |
2. характеризуется большей длительностью изложения учебного материала; она ставит своей целью обобщенное раскрытие сравнительно большого по объему материала. |
3. Лекция |
3. это такое изложение учебного материала, при котором учитель анализирует, обосновывает, доказывает, а не просто излагает новую информацию, как при рассказе. |
4. Беседа |
4. последовательное изложение фактического материала, относящегося к изучаемой теме. |
- Метод обучения «представляет собой систему целенаправленных действий учителя организующих … и … деятельность обучающихся, обеспечивающую усвоение им содержания образования и тем самым достижения цели обучения.
1. обязательную, систематическую; 2. познавательную, практическую; 3. актуальную, индивидуальную; 4. обязательную, познавательную.
- … называют методы, в которых главным … знаний является слово.
1. словесными, источником; 2. абстрактными, примером; 3. индивидуальными, примером; 4. графическим, источником.
Также разработаны бланки заданий в виде экспресс диагностики к видеосюжетам с фрагментами различных этапов урока: изучение нового материала, индивидуальная проверка знаний, фронтальный опрос учащихся, решение задач, задание домашней работы, подведение итогов урока, демонстрация эксперимента, лабораторная работа.
Что касается видеосюжетов. Применение видеосюжетов – это средство наглядности, повышение интереса студентов к предмету, а так же увеличение качества приобретаемых знаний. Применение видеосюжетов в учебном процессе дает возможность преподавателю успешно управлять учебной деятельностью обучающихся и обеспечивает более высокий уровень преподавания, а также является результативным контролирующим средством.
В ходе работы с видеосюжетами студенту необходимо охарактеризовать урок согласно предложенным схемам, критериям, озвучить фрагмент и т. д. Приведём пример схемы характеристики фрагмента урока, представленного в видеосюжете.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Охарактеризуйте:
- место урока в системе уроков по теме или подтеме;
- цели и задачи, поставленные перед учащимися, назовите их;
- тип урока;
- соответствие хода урока его содержанию и целям;
- структурные звенья урока;
- готовность класса к уроку;
- соответствие подобранного материала учителем задачам, решаемым на различных этапах урока;
- содержание урока;
- связывает ли учитель теорию с практикой обучения, каким образом;
- связь новый материал с раннее пройденным, приведите примеры;
- раскрытие ли практической значимости изучаемого на уроке материала;
- средства и методы обучения, использованные учителем при изучении нового материала, назовите их;
- что было достигнуто за урок;
- профессиональную деятельность учителя;
- основные педагогические принципы, использованные учителем на уроке;
- приемы акцентирования внимания учеников.
2. Оцените урок (табл. 3).
Таблица 3
Анализ урока
№ |
Подведение итога урока |
1 |
2 |
3 |
1 |
Психологическая атмосфера класса |
|
|
|
2 |
Реализация поставленных целей |
|
|
|
3 |
Сосредоточенность класса |
|
|
|
4 |
Умение учеников анализировать, сопоставлять, делать выводы |
|
|
|
5 |
Достижение взаимосвязи в формировании знаний, умений и навыков учащихся |
|
|
|
6 |
Работа учащихся на уроке: активность, работоспособность, мера их занятости, внимание, отношение к делу, ответственность, самостоятельность и др. |
|
|
|
Список литературы
- Васильев, А. А. Акмеологический подход к формированию готовности будущего учителя к профессиональной деятельности [Текст] / А. А. Васильев // Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования: материалы VII-й Всероссийской научно-практической конференции: в 10 ч., Ч. 10.; отв. Ред. Д. Ф. Ильясов. – М. : Челябинск: изд-во «Образование». – 2008. – С. 47-50.
- Никифорова, Г. П. Передовой опыт учителей физики [Электронный ресурс] / Г. П. Никифорова. – Режим доступа : http://www.ginmac.kubannet.ru/index.files/ Page13177.htm (дата обращения 20.03.2018)