ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ШКОЛА – ВУЗ» КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ В КОД-КЛАССАХ
Раздел: Научно-методические достижения в сфере технологической подготовки школьников и студентов
Журнал: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»
29 января 2024 г.
Авторы: Гуськова Алла Геннадьевна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 1 (88). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 373.553
А. Г. Гуськова
A. G. Guskova
Гуськова Алла Геннадьевна, учитель математики высшей категории, Лицей № 40 при Ульяновском государственном университете, г. Ульяновск, Россия.
Guskova Alla Gennadievna, mathematics teacher of the highest category, Lyceum No. 40 at Ulyanovsk State University, Ulyanovsk. Russia.
ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ШКОЛА – ВУЗ» КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ В КОД-КЛАССАХ
ORGANIZATION OF NETWORK INTERACTION «SCHOOL – UNIVERSITY» AS A CONDITION FOR EFFECTIVE IMPLEMENTATION OF TECHNOLOGICAL TRAINING PROFILE IN CODE CLASSES
Аннотация. В статье раскрываются особенности организации сетевого взаимодействия между Ульяновским государственным университетом и Лицеем № 40 при УлГУ.
Annotation. The article reveals the features of the organization of network interaction between Ulyanovsk State University and Lyceum No. 40 at UlSU.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, вуз, школа, новые образовательные стандарты, студенческие мероприятия, конференции.
Keywords: university, school, networking, new educational standards, student events, conferences.
Идея о сотрудничестве школы и вуза не нова, она становится повсеместной практикой. Целью сетевого взаимодействия для образовательных организаций высшего профессионального образования является формирование контингента будущих абитуриентов своей образовательной организации и приобщение своих возможных будущих студентов к условиям обучения на уровне высшего профессионального образования. Для общеобразовательных организаций важным является использование кадрового и материально-технического потенциала организаций среднего и высшего профессионального образования.
Сетевое взаимодействие в системе общего образования особенно актуально на уровне среднего общего образования, так как на этом уровне решаются вопросы профилизации и изучения предметов на углубленном уровне. Для организации непрерывной образовательной цепи «школа-вуз» наш лицей на протяжении многих лет тесно сотрудничает с Ульяновским государственным университетом. Мы видим много плюсов в реализации основной образовательной программы среднего общего образования в сетевой форме:
· проведение занятий в учебных аудиториях вуза;
· использование кадрового потенциала вуза;
· профориентационная направленность курсов;
· реализация проектной деятельности силами преподавателей вуза;
· обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательной деятельности и адаптации обучающихся к условиям вуза.
С введением новых образовательных стандартов среднего общего образования профильное обучение становится обязательным во всех школах. В рамках профильного обучения очень важно установить связи между теоретическими дисциплинами и видами практической деятельности. Важным моментом сетевого взаимодействия является реализация проектной деятельности учащихся. В классах технологического профиля этот предмет ведет учитель математики А. Г. Гуськова. Результаты своей деятельности учащиеся демонстрируют на конференции в ДНК УлГУ, которая стала уже постоянной в рамках такого взаимодействия. Компетентное жюри в лице преподавателей университета дают грамотную оценку подобной деятельности школьников. В рамках проектной деятельности приглашаем лицеистов принять участие во всероссийских проектах и конкурсах.
Сотрудничество с университетом позволяет лицеистам принимать активное участие в студенческих мероприятиях, проводимых вузом: «День российской науки», студенческая научно-практическая конференция «Новое поколение в науке». На выставке молодежного научного творчества были представлены модели: «Охранная система для Умного дома», «Жилой комплекс для инвалидов» и др.
В развитии проектно-исследовательской деятельности шагом вперед становится формирование групп, состоящих из студентов и школьников, участвующих в выполнении конкретных проектов. Такой подход дает максимальную степень погружения будущих инженеров в профессию, обеспечивает несомненное прикладное значение их работе, а также перспективу внедрения выполненных разработок в практику. Мотивация учащихся в такой модели достигает наивысшего уровня [1].
Во внеурочной деятельности учащимся предоставляются летние интенсивы, в соответствии со спецификой профильного направления. Например, для технологического профиля: техническое моделирование, компьютерная графика, электроника, электротехника, робототехника, программирование и др.
Преподаватели университета разработали методики, по которым школьники независимо от возраста (класса) проходят подготовку как абитуриенты, готовятся связать свою жизнь с инженерными профессиями. В лаборатории университета осуществляется не только работа с 3D-печатью, но и проходит обучение углубленному объемному моделированию, классической инженерной графике, что позволяет обучающимся самостоятельно разрабатывать дизайн устройства (прибора) вместе с механическими составляющими и осуществлять его печать [2].
Следовательно, обучающиеся получают навыки по созданию программируемого электронного устройства или механизма, начиная с идеи, заканчивая сборкой электронной части в самостоятельно разработанном корпусе с необходимыми составляющими
В Международном форуме научной молодежи «Шагу в науке» 2021 года, который проводился в онлайн режиме, Арина Абросимова 11 класс, Михаил Николаев 10 класс и Михаил Мальцев 8 класс представили свои проектные работы и заняли призовые места, получив дипломы первой, второй и третьей степени. Подобная практика взаимодействия ВУЗ-Школа в рамках программы КОД-классов способствует формированию у школьников навыков научно-исследовательской деятельности, профессиональной ориентации, сознательного выбора будущей профессии и формированию творческой всесторонней и профессионально ориентированной личности. Михаил Николаев с 2022-2023 уч. г. принимал участие в международной олимпиаде по технологическому предпринимательству, где получил дипломы II и I степени. Сейчас Михаил Николаев является студентом РГУ нефти и газа (НИУ) им И. М Губкина. Также правильно выстроенная траектория педагогической деятельности педагогов и учащихся позволила получить высокие баллы по математике: Екатерина Лаптева – 98 баллов, Илья Петров – 98 баллов; и по информатике: Илья Петров – 92 балла.
Грамотно выстроенная система сотрудничества позволяет максимально удовлетворить самые разные потребности учащихся, предоставить возможность получения высшего образования по разным направлениям, что позволит обеспечить выпускникам перспективную и интересную работу в будущем, конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Список литературы
- Гаврилин, А. В. Аналитический обзор существующих моделей профильного обучения при сетевом взаимодействии образовательных учреждений / А. В. Гаврилин, О. В. Шалыгина. – Текст : электронный. – URL : http://vio.uchim.info/Vio_56/cd_site/articles/art_3_4.htm (дата обращения : 04.12.2023).
- Щербаков, Ю. И. Взаимодействие ВУЗа и школы в современных условиях / Ю. И. Щербаков // Мир науки, культуры, образования, 2014. – № 1 (44). – С. 105-107. – Текст : непосредственный.
© Гуськова А. Г., 2024