РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИЯМ РУЧНЫХ РЕМЕСЕЛ
Раздел: Научно-методические достижения в сфере технологической подготовки школьников и студентов
Журнал: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»
29 января 2024 г.
Авторы: Тихонова Елена Владимировна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 1 (88). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 37.022+372.864
Е. В. Тихонова
E. V. Tikhonova
Тихонова Елена Владимировна, к. п. н., декан, технолого-биологический факультет, УО МГПУ им. И. П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь.
Tikhonova Elena Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, Dean, faculty of technology and biology, I. P. Shamyakin Mozyr State Pedagogical University, Mozyr, Republic of Belarus.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНОЛОГИЯМ РУЧНЫХ РЕМЕСЕЛ
IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF PEDAGOGICAL DESIGN IN TEACHING HANDCRAFT TECHNOLOGIES
Аннотация. В статье раскрыты возможности и средства реализации принципов педагогического дизайна в ходе организации образовательного процесса в области различных ручных ремесел с учетом специфики обучения творческим видам деятельности. Предлагаются конкретные методические приемы реализации принципов педагогического дизайна на уроках технологии и трудового обучения.
Annotation. The article reveals the possibilities and means of implementing the principles of pedagogical design in the course of organizing the educational process in the field of various hand crafts, taking into account the specifics of teaching creative activities. Specific methodological techniques for the implementation of the principles of pedagogical design in the lessons of technology and labor training are proposed.
Ключевые слова: педагогический дизайн, принципы педагогического дизайна, ручные ремесла, прикладное творчество, технология, трудовое обучение.
Keywords: pedagogical design, principles of pedagogical design, hand crafts, applied creativity, technology, labor training.
Термин «педагогический дизайн» достаточно нов в теории и практике обучения. Многие считают его появление данью моде, современным трендом в педагогике, не имеющим особых отличий от традиционных методик и образовательных технологий, проектирования обучения.
Вместе с тем, по нашему мнению педагогический дизайн – совершенно новый подход к проектированию и реализации целостного образовательного процесса, объединяющий различные аспекты: индивидуально-личностный, содержательный, формальный и методический.
На наш взгляд, использование термина «дизайн» в педагогике раскрывает его глубинную сущность, отвечающую и основным задачам любого образовательного процесса: многофокальный взгляд на содержание обучения (с точки зрения обучающегося и его потребностей, с точки зрения педагога и его профессионального арсенала, с точки зрения особой сферы знания, к которой принадлежит учебный предмет). Важнейшей особенностью дизайна, в широком его понимании, как особого вида творческой деятельности выделяется его «антропоцентрическая нацеленность, выражающаяся в стремлении учитывать возможности человека, использующего тот или иной дизайн-продукт, и весь круг его потребностей, запросов, предпочтений, воплощаемых и в утилитарно-технических, и социально-культурных (в том числе эстетических) свойствах произведений дизайна» [2]. Применительно к педагогическому дизайну можно констатировать нацеленность на учет индивидуально-личностных образовательных потребностей и проектирование на основе этого адекватного содержания обучения, облаченного в удобную для восприятия обучающимся и эстетически выдержанную форму.
Педагогический дизайн, выполняя функции особой методической системы, объединяет, как и другие области дизайна, различные сферы культуры: духовную (учет мотивации, целевых установок, мировоззрения обучающихся), материальную (разработка учебных материалов на объективных данных наук, проектирование условий образовательной среды и режима образовательного процесса) и художественную (поиск гармоничной формы предоставления информации, выбор композиционного решения учебных материалов, использование приемов улучшения восприятия и запоминания информации, применение дополнительных художественных средств для повышения выразительного образовательного процесса).
Таким образом, можно предположить, что педагогический дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-методического проектирования образовательного процесса, ориентированного на достижение полного соответствия разработанных учебных курсов и образовательной среды (в ее широком понимании) возможностям и потребностям обучающегося.
В педагогическом дизайне прослеживается свойственная всей его философии гармонизация: утилитарности (содержания обучения) и эстетичности (формы представления этого содержания), научности (теоретические основы любого учебного курса) и практичности (востребованность знаний в процессе самостоятельной деятельности обучающихся), универсальности (при разработке курсов для группы) и индивидуальности (при разработке индивидуальной образовательной траектории).
Рассматривая педагогический дизайн, применительно к преподаванию технологии, трудового обучения, ручных ремесел, можно констатировать его максимальную необходимость и востребованность. Дело в том, что сама практическая деятельность обучающихся в рамках названных направлений обучения близка по своему содержанию проектному творчеству в области дизайна: она объединяет элементы научного, технического и художественного творчества; гармонизирует интересы того, кто проектирует и того, для кого проектируют; каждый объект труда объединяет в себе утилитарную и эстетическую сторону; процесс выполнения учебного задания предполагает выполнение всех стадий проектирования – от идеи до материального воплощения.
Педагогический дизайн в аспекте нашего исследования в практикоориентированном поднимании можно рассматривать как целесообразную методическую систему, способствующую гармонизации содержания, средств и форм обучения в процессе проектирования и реализации образовательного процесса в области различных технологий ручных ремесел.
Реализация принципов педагогического дизайна позволяет в максимальной степени эффективно осуществлять процесс обучения творческим видам деятельности с учетом их специфики, которая заключается в синтетическом характере предмета изучения: синтезе красоты и пользы, традиций и новаций, сложившейся системы технологических приемов и авторского стиля их использования.
Принципы педагогического дизайна были сформулированы Робертом Ганье [1, 3]. Он выразил их в ряде указаний методического характера, требующих последовательного воплощения, также называя учебными событиями. Каждый из этих принципов требует методического осмысления в аспекте выбора конкретных приёмов с учетом содержания конкретной темы и контингента конкретной группы обучающихся. Мы рассмотрим их, применительно к преподаванию технологий ручных ремесел.
Первый принцип. Привлечение внимания учеников. При обучении ручным ремеслам в качестве такого стимула, привлекающего внимание, может быть предмет народного быта, образец ремесленного творчества, демонстрируемый на видном месте еще до начала урока. Это может быть народная песня для создания требуемой атмосферы, часть народного костюма, элемент современной предметной среды, а также другие предметы, воздействующие на различные анализаторы человеческого организма. В качестве стимульного элемента может выступать даже внешний вид самого учителя: необычный предмет гардероба или прически, выполненный в изучаемой технике ремесленной деятельности. Важно, не разъяснять подробно до начала урока технологию выполнения и другие материально-технические подробности во избежание снижения интереса.
Второй принцип. Объяснения целей и задач обучение. Следует ориентироваться не только на педагогические цели, но и на актуальные потребности обучающихся определенного возраста. Важно подчеркнуть те моменты, что будут значимы именно для них. Так, например, изготовления одного и того же предмета – вязанной миниатюрной игрушки – для обучающихся младшего возраста может быть преподнесено как «возможность создать себе маленького друга», а для подростков – как «способ приобретения модного аксессуара – анималистичной броши или подвески». Следует заострить внимание не только на продуктной ценности конкретного урока, но и на том, какие знания обучающиеся приобретут, и в чем будет заключаться универсальность и практическая значимость данных знаний – где их впоследствии можно применить, какие сферы практической деятельности охватить, владея ими.
Третий принцип. Припоминание предыдущего материала. В технологиях ручных ремесел весьма много родственных приемов либо способов деятельности, которые могут быть перенесены в другие технологии. Например, приемы традиционной вышивки украшающими швами могут быть использованы в вышивании соломкой, при обработке кожи, нарезав ее на полоски, можно применять приемы вязания крюком или спицами. Один и тот же материал, обладающий известными обучающимся свойствами, может использоваться в различных технологиях (например, шнур в качестве материала для вязания, плетения, аппликации), и наоборот, одна и та же технология может быть воспроизведена с использованием известных приемов, но новых материалов (например, аппликация из бумаги, соломки, бересты, ткани, кожи и др.). Важно показать, что из уже известной информации будет использовано при изучении новых технологий. Степень владения предыдущей информацией можно выяснить как в ходе устной беседы, так и, например, входным тестированием.
Четвертый принцип. Представление нового материала. Именно этот ориентирован на создание теоретической базы будущей самостоятельной творческой деятельности. Этот этап не должен занимать много времени, поэтому он требует особого внимания на этапе подготовки урока в аспекте выбора выразительной формы его введения, средств активизации внимания, облегчения восприятия и запоминания. Чем более разнообразные средства визуализации и стимулирования внимания используются, тем более эффективным будет процесс восприятия. В качестве подобных средств могут выступать информационные карты с краткой, емкой, структурированной информацией, иллюстрации и слайды, таблицы и опорные схемы. Причем вся информация не должна быть представлена общим блоком. Ее следует структурировать и вводить такими структурными блоками, каждый из которых включает текстовую информацию в устной или письменной форме, подкрепленную графическим или иллюстративным материалом (например, устное сообщение + иллюстрация, информационная карта + видеофрагмент, графическая схема + устное пояснение и т.п.). Успешность данного события зависит не только от степени проработки, но и от формы представления, особенностей риторики педагога, использования понятной лексики, элементов театрализации, юмора.
Пятый принцип. Обеспечение руководства. Данный принцип требует своей реализации и в процессе введения теоретических сведений (в виде указаний для работы с информационной картой, рекомендаций по заполнению таблиц схем и др.), так и, в большей степени, при подготовке к практической работе. Обязательным на уроке трудового обучения или при проведении занятия объединения по интересам выступает вводный инструктаж, подразумевающий четкое определение объема заданий, указаний на использование полезных ресурсов, предоставление образцов выполнения заданий и демонстрация важнейших приемов работы. В обучении технологии ручных ремесел важно наличие письменного или наглядного руководства в процессе самостоятельной работы обучающихся в виде инструкций, памяток, технологических карт, обучающих видеороликов и др. Переход к реализации следующего принципа возможен только после того, как у педагога будет твердая уверенность, что у каждого учащегося имеется руководство к действию, и каждый из них понимает, как этим руководством можно воспользоваться.
Шестой принцип. Добивайтесь выполнения. При реализации данного принципа важен текущий контроль самостоятельной работы обучающихся с целью выявления сбоев технологической последовательности, снижения темпа работы, неверного выполнения технологических приемов. Важна постоянная обратная связь не только в аспекте объема и техники выполнения работы, но и субъективных ощущений от процесса. В этом отношении возможно использование рефлексивных методик, приемов геймификации со сменой ролей, видов деятельности, моторных игровых приемов, дидактических игр. Обучающиеся на данном этапе как бы передают внешней среде усвоенные знания, демонстрируют степень владения ими на произвольной и непроизвольном уровнях.
Седьмой принцип. Обеспечение обратной связи. Его реализация неразрывно связана с предыдущим. На основе наблюдаемого соответствия или несоответствия выполняемых действий учебной задаче, установившейся технологии и замыслу автора, преподаватель предоставляет немедленную обратную связь: корректирует действия или ответы обучающихся, анализирует их действия, дает комментарии по поводу утилитарной, технологической и эстетической сторон выполняемых объектов труда. Позитивное мнение учителя стимулирует активность и учебные действия школьников. В случае выявления несоответствий должна подключаться критика со стороны педагога, которая, в свою очередь, должна отвечать требованиям критериальности (указание на то, какой именно параметр не соответствует требованиям) и конструктивности (должен быть предложен вариант улучшения деятельности и исправления ошибки).
Восьмой принцип. Оценивание выполнения. Теоретическую составляющую приобретенных знаний лучше оценивать методами и приемами, имеющими большую объективность (тесты, программированные задания). Это снимает недоверие к субъективности оценки, позволяет обучающихся проводить самооценку, а также видеть проблемные места в системе знаний, требующие дополнительной проработки. Для оценки практических работ удобно использовать критериальную шкалу, в которой все требования к качеству разбиты на мелкие показатели, каждому из которых присвоено определенное количество баллов в зависимости от степени значимости. Несомненным стимулирующим потенциалом обладают выставки объектов труда, репортажи об итогах отдельных периодов обучения, ярмарки-презентации.
Девятый принцип. Усиление сохранения. Технология ручных ремесел, как было отмечено выше, весьма благодатна в аспекте переноса технических приемов из одной технологии в другие. Поэтому, с целью закрепления знаний и умений, следует создавать учебные ситуации, в которых обучающиеся будут вынуждены припоминать уже изученное, переносить ранее приобретенные знания и умения в новые изучаемые технологии. Большую помощь в этом могут оказать справочные материалы по основным технологическим приемам, краткие руководства по условным и схематичным изображениям, а также иллюстративные и видеоматериалы, стимулирующие фантазию и воображение, побуждающие школьников к воспроизведению изученных знаний и умений в процессе самостоятельной творческой работы по проектированию и изготовлению различных ремесленных изделий.
Внедрение принципов педагогического дизайна в образовательный процесс по обучению технологии ручных ремесел в рамках ученых предметов «Технологии» и «Трудовое обучение. Обслуживающий труд» предъявляет особые требования к методической подготовке педагогов. Вместе с тем, его профессиональная деятельность предполагает свободное владение различным ручными ремеслами в области обработки текстильных, природных и поделочных материалов. Это создаст возможность не только самому педагогу самореализоваться в процессе индивидуального прикладного творчества, а и проектировать процесс подобного творчества у учащихся, анализировать их актуальные потребности, проектировать способы освоения различных технологий, осуществлять непосредственное руководство самим процессом творчества, балансируя между точными приемами технологической обработки и авторским художественным решением изготавливаемого изделия.
Список литературы
- Ганье, Р. Принципы проектирования учебных программ. // Р. Ганье, Л. Бриггс и У. Вейджер. – 4-е изд. – Форт-Уэрт, Техас : Издательство колледжа HBJ, 1992. – Текст : непосредственный.
- Медведев, В. Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна : учеб. пособие. // В. Ю. Медведев. – 3-е изд., испр. и доп. − СПб. : СПГУТД, 2009. – 13 с. – Текст : непосредственный.
- Тарасов, С. П. Принципы педагогического дизайна в модели обучения Роберта Ганье. / С. П. Тарасов. – Текст : электронный. – URL : https://multiurok.ru (дата обращения : 25.11.2023).
© Тихонова Е. В., 2024