ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ
Раздел: Проблемы, состояние и перспективы развития среднего и высшего профессионального образования
Журнал: Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Технологическое обучение школьников и профессиональное образование в России и за рубежом»
29 января 2024 г.
Авторы: Куртукова Ольга Валерьевна
Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании, 2024. № 1 (88). infed.ru
_______________________________________________________________________
УДК 378.14.015.62
О. В. Куртукова
O. V. Kurtukova
Куртукова Ольга Валерьевна, заместитель директора по УВР, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 112 с углубленным изучением информатики», г. Новокузнецк, Россия.
Kurtukova Olga Valeryevna, deputy director for educational work, Secondary school № 112 specialized in IT, Novokuznetsk, Russia.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ
FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES IN THE FIELD OF ORGANIZATION OF EDUCATIONAL RESEARCH AND PROJECT ACTIVITIES OF STUDENTS AT SCHOOL
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций у студентов педагогических специальностей в области организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в школе. Представлен анализ учебных планов и программ по подготовке бакалавриатов по направлениям 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)», 44.03.01 «Педагогическое образование» Кузбасского гуманитарно-педагогического института ФГБОУВО «Кемеровский государственный университет» с точки зрения формирования у будущих педагогов отмеченных выше компетенций.
Annotation. The article is devoted to the problem of formation of students’ professional competencies in the field of organization of educational research and project activities of students at schools. The relevance and necessity of the teacher's noted skills are substantiated. The analysis of programs and curricula in the direction of bachelor's degree 44.03.05 «Pedagogical education (with two training profiles)», 44.03.01 «Pedagogical education» of Kuzbass Humanitarian Pedagogical Institute of Kemerovo State University is presented.
Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты, проектная деятельность, учебно-исследовательская деятельность, профессиональные компетенции учителя.
Keywords: federal state educational standards, project activities, research, professional teachers’ competencies.
Запрос на формирование профессиональной компетентности у педагогов в области организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся заявлен еще в федеральных государственных образовательных стандартах в 2009 году. Образ выпускника, нормативно представленный в обновленных ФГОС основного общего образования (2021), федеральных образовательных программах основного общего образования (2022) дополняет представление о задачах современной школы и подчеркивает сохранение отмеченной тенденции.
В соответствии с федеральной основной общеобразовательной программой (далее – ФООП ООО) включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность (далее – УИПД) является одним из важнейших путей формирования УУД (п.25.2) [4]. В ФОП ООО отмечено, что УИПД должна быть организована во всех видах образовательных организаций при получении основного общего образования и сориентирована на формирование и развитие у школьников научного способа мышления, устойчивого познавательного интереса, готовности к постоянному самообразованию, способности к проявлению самостоятельности и творчества при решении личностно и социально значимых проблем (п.25.2.4.3). Результаты учебных исследований и проектов, реализуемых обучающимися в рамках урочной и внеурочной деятельности, являются важнейшими показателями уровня сформированности у школьников комплекса познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий, исследовательских и проектных компетенций, предметных и междисциплинарных знаний (п.25.2.4.5).
Анализ ФОП ООО показывает, что текст носит характер методических рекомендаций, которые позволяют педагогу более четко разграничить понятия «учебно-исследовательская деятельность обучающихся», «проектная деятельность обучающихся». Отмечается, что проектная и учебно-исследовательская деятельности могут быть организованы самостоятельно и носить предметный или междисциплинарный характер. Указывается, что логика решения проектных и исследовательских задач различаются, однако «при организации проектной деятельности необходимо учитывать, что в любом проекте должна присутствовать исследовательская составляющая при доказательстве актуальности, действенности и эффективности продукта» (п.25.2.4.25).
Очевидно, что эффективность организации проектной и учебно-исследовательской деятельностей обучающихся в рамках урочной или внеурочной деятельности зависит от профессиональной компетентности учителя. Нормативным ориентиром для оценивания профессиональной компетентности педагога является профессиональный стандарт. Анализ профессионального стандарта педагога позволил нам в рамках общепедагогической функции «Обучение» выделить необходимые умения, которыми должен обладать педагог для организации УИПД:
- владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты и т.п.;
- организация различных видов внеурочной деятельности, в том числе учебно-исследовательской;
- управление учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность;
- использование принципов деятельностного подхода и современные педагогические технологии [3].
Ориентируясь на требования к современному педагогу в области организации УИПД, нами в апреле 2023 году в рамках курсов повышения квалификации МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецка был проведен опрос учителей основной школы с целью выделения типичных затруднений педагога в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся. В опросе приняло участие 34 учителя-предметника с опытом работы в школе менее 5 лет, но уже имеющих руководство проектными (исследовательскими) работами обучающихся. Анализ результатов показал, что 83% респондентов не смогли выделить отличительных особенностей проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся, 60 % педагогов затрудняются в выделении этапов проекта и учебного исследования, 20 % педагогов не смогли назвать формы организации деятельности обучающихся, 70 % педагогов испытывают затруднения в выделении методов обучения и технологий, ориентированные на формирование проектных и исследовательских компетенций обучающихся.
Ежегодно на базе МАОУ «СОШ «№ 112 с углубленным изучением информатики» (г. Новокузнецк) проходят педагогическую практику будущие учителя - студенты Кузбасского гуманитарно-педагогического института ФГБОУВО «Кемеровский государственный университет». Подводя итоги стажировки в школе, руководители практики выделяют затруднения будущих коллег в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности. Посещение уроков, наблюдение за работой на занятиях во внеурочное время при выполнении студентами обязанностей классного руководителя, беседы с практикантами высветило ряд моментов, которые заслуживают внимания с точки зрения подготовки студентов к работе в школе. Первое – будущие выпускники ориентированы на организацию УИПД только во внеурочное время и не рассматривают урок как средство формирования у обучающихся проектных и исследовательских умений. Молодые специалисты не используют уроки развивающего типа: урок-проект, урок-исследование, урок с использованием интерактивной беседы в исследовательском ключе; не применяют учебные исследовательские задачи, предполагающие деятельность обучающихся в проблемной ситуации или учебные задачи, нацеливающие детей на решение практико-ориентированных проблем. Второе – планируя работу над исследованиями или проектами после уроков, молодые специалисты не задействуют потенциал воспитательной работы для включение детей в проектную и учебно-исследовательскую деятельность.
Выделенные нами затруднения определили направление для анализа Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (по направлению подготовки бакалавриата 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), 44.03.01 Педагогическое образование) с точки зрения формирования у студентов компетенций по организации УИПД обучающихся [2], анализа содержательного компонента стандарта.
Содержание высшего образования по направлению подготовки формируется программой бакалавриата с четким определением требований к результатам ее освоения в виде универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускников. Анализ главы III «Требования к результатам освоения программы бакалавриата» ФГОС ВО позволил выделить те необходимые компетенции педагогов, сформированность которых позволит эффективно организовывать УИПД в будущем (табл. 1-2).
Проведенный нами анализ показал, что для успешной организации УИПД обучающихся в школе у выпускника высшей школы должны быть сформированы такие компетенции, как: осуществлять поиск и критический анализ информации; определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные пути их решения с учетом имеющихся ресурсов; организовывать индивидуальную и совместную учебную, воспитательную деятельность обучающихся, самому уметь работать в команде и осуществлять успешную коммуникацию; управлять своим временем и стремиться к саморазвитию. Будущий специалист должен уметь осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний, понимать и использовать принципы работы современных психолого-педагогических и информационных технологий.
С целью выявить, отражено ли в содержании высшего образования и в какой мере формирование вышеотмеченных компетенций у студентов педагогических направлений, мы проанализировали основные профессиональные образовательные программы высшего образования, учебные планы по подготовке бакалавриатов по направлениям 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Кузбасского гуманитарно-педагогического института ФГБОУВО «Кемеровский государственный университет». Анализ программ и учебных планов показал, что имеется ряд дисциплин, направленных на формирование проектных и исследовательских компетенций у будущих педагогов, а также компетенций в области организации учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающихся [1]:
- общая дисциплина для всех направлений подготовки «Основы проектной и волонтерской деятельности»;
- дисциплина «Методы исследования в деятельности педагога» для педагогических направлений;
- модуль «Учебно-исследовательская проектная деятельность», который предусматривает:
- изучение дисциплины «Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников» (6 семестр);
- прохождение проектно-технологической практики «Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников» (6 семестр);
- прохождение технологической (проектно-технологическая) практики «Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников» (7 семестр);
- написание курсовой работы по модулю «Учебно-исследовательская и проектная деятельность» (7 семестр).
Таким образом в ОПОП ВО и учебных планах, мы отмечаем наличие ряда дисциплин и практик, содержание которых направлено на освоение проектирования и методологии исследований и связанных с ними компетенций.
Далее рассмотрим рабочую программу дисциплины «Организация проектной и волонтерской деятельности». Курс введен в учебный процесс в 2022 году в рамках общего модуля «Общекультурные и общенаучные основы профессиональной деятельности», изучается в 3-4 семестре студентами всех направлений подготовки. Анализ содержания рабочей программы позволяет сделать вывод, что курс способствует развитию у студентов управленческого мышления, знаний и умений, необходимых для осуществления мер, связанных с управлением проектами, в том числе в экономической, бизнес сфере. Разработчики дисциплины предлагают студентам рассмотреть процессы инициализации (планирования) проекта, формирования команды с проектными ролями, вопросы управления конфликтами, поиск источников финансирования, описание бюджета и рисков проекта. Особая роль отведена роли коммуникаций в проекте, презентации, а также технологии проведения переговоров по проектам. В результате освоения дисциплины у студентов предполагается формирование следующих универсальных компетенций: разработка и реализация проектов (УК2), командная работа и лидерство (УК3). Курс логично выстроен и структурирован, но имеет четко выраженное экономическое направление. Тем не менее, мы считаем, что целесообразно авторам программ включить в перечень формирующих дисциплиной компетенций такие, как: системное и критическое мышление (УК1), коммуникация (УК4), самоорганизация и саморазвитие (УК6); в раздел, где рассматриваются методы генерации идей, считаем необходимым ввести понятие «проблемное поле проекта», а также познакомить с аналитическими методами (SWOT анализ, 5 Whys или «Пять почему» и другими), с помощью которых обучающиеся смогут выделить проблемы, инициирующие потребность в разработке проекта.
В качестве рекомендаций для разработчиков программ мы считаем целесообразно внести в программы следующие изменения:
- включить в раздел «Управление проектами - планирование реализация, завершение» материал об автоматизированных системах управления проектами, об использовании современных ИТ-инструментов, в том числе для эффективного он-лайн взаимодействия членов команды;
- расширить раздел «Добровольческая деятельность. Организация работы с волонтерами»; рассмотреть понятие «социальное проектирование» как форму добровольческой деятельности студентов; а также рассмотреть возможность увеличения количества часов (до 2-3 практических занятий) на изучение тем раздела; уделить внимание таким актуальным вопросам, как: оформление грантовых заявок, работа с сайтами грантовых конкурсов. Содержание самостоятельного проектного практикума предполагает от студента работу с заявкой на участие в конкурсе, однако, содержание дисциплины не нацелено на формирование данной компетенции.
В ходе подготовки бакалавров по направлениям 44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), 44.03.01 – Педагогическое образование в содержании «Психолого-педагогического модуля» предусмотрено изучение дисциплины «Методы исследования в деятельности педагога» (4 семестр). Курс направлен на формирование у студентов-будущих педагогов знаний об организации исследований в профессиональной деятельности, развитие способностей осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, а так же способности использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с ОВЗ. В содержании дисциплины отметим, на наш взгляд, важные для достижения задач курса аспекты, а именно, рассмотрение таких вопросов, как методологические основы исследования в педагогический деятельности; система методов исследования с подробным изучением каждой классификации; обсуждение методологического аппарата (элементов) исследования на практических занятиях. Выделение жанровых особенностей письменной работы позволит студенту понять особенности деятельности педагога-исследователя, освоить на практике методы исследования и усвоить основную терминологию.
В качестве рекомендаций по обновлению содержания можно предложить:
1. В рамках лекционных занятий обратить внимание на рассмотрение слагающих методологии исследования: актуальность темы, противоречие, формулировка проблемы исследования; объект, предмет; цель и задачи; гипотеза; методы; этапы исследования. Практика показывает, что молодой педагог испытывает сложности при организации исследовательской деятельности с обучающимися именно по причине слабой сформированности методологических знаний.
2. В рамках первого семинара-практикума рассмотреть методологическую концепцию исследователя; запланированный мастер-класс на втором занятии заменить на практическую работу. Предполагаем, что, не научившись использовать общенаучные логические методы и приемы познания на практике, провести запланированный мастер-класс для студентов будет проблематично.
3. В ходе изучения вопросов организации исследовательской деятельности на разных этапах, использования математических методов обработки результатов исследования, следует акцентировать внимание на использовании цифровых сервисов и инструментов, которые позволят спланировать работу (Miro, Canva, Jamboard, Padlet, Microsoft Teams), осуществить моделирование и проектирование познавательной деятельности по предметам естественно-математического цикла (The Concord Consortium), обобщать, визуализировать и интерпретировать данные, улучшая навыки использования данных в качестве доказательства (веб-платформа для анализа данных CODAP). Виртуальные лаборатории МЭШ позволит посмотреть на объекты с помощью специального виртуального оборудования, проводить эксперименты и иное [5]. Соответственно необходимо добавить еще одну цель для данного курса – формирование общепрофессиональной компетенции ИКТ для профессиональной деятельности (ОПК9).
Обратимся к содержанию модуля «Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников» в рамках подготовки бакалавров по направлениям 44.03.05 – Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), 44.03.01 – Педагогическое образование. Модуль введен в 2022 году и предусматривает изучение следующих дисциплин:
- учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников (6 семестр);
- прохождение проектно-технологической практики. Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников (6 семестр);
- прохождение технологической (проектно-технологической) практики (в образовательной организации). Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников (7 семестр);
- выполнение курсовой работы по модулю «Учебно-исследовательская и проектная деятельность» (7 семестр).
До 2022 года студенты изучали курс «Технология организации исследовательской и проектной деятельности. С 2022 года данная дисциплина заменена на модуль «Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников».
Далее рассмотрим наполнение модуля «Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников». Целью изучения дисциплины «Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников» является формирование профессиональной компетентности студента в области организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающегося средствами конкретного учебного предмета в системе основного общего и среднего общего образования. В результате освоения данной дисциплины у обучающегося предусмотрено формирование следующих компетенций основной профессиональной образовательной программы бакалавриата: УК2 (разработка и реализация проектов), ОПК3 (совместная индивидуальная учебная и воспитательная деятельность обучающихся) и ПК4 (формирование развивающей образовательной среды для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов).
Дисциплина предусматривает изучение двух разделов:
- организация учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения предмету;
- организация проектной деятельности школьников в процессе обучения предмету.
Анализ содержания первого раздела программы позволяет нам предложить разработчикам ряд рекомендаций:
1. Ввести в содержание курса вводный раздел дисциплины, который позволит рассмотреть УИПД как средство формирования универсальных учебных действий, определить предназначение данных видов деятельности в процессе работы с детьми.
2. В рамках изучения раздела программы «Проектирование учебных исследований на уроках предмета» расширить имеющиеся формы, которые можно использовать на занятиях: урок- эксперимент, позволяющий освоить элементы исследовательской деятельности (планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов), урок-консультация, мини-исследование в рамках домашнего задания и иные [4].
3. Объединить разделы «Проектирование учебных исследований на внеурочных занятиях по предмету», «Проектирование исследовательской работы по предмету в рамках научно-практической конференции школьников», рассмотреть основные формы организации УИД (конференция, семинары, дискуссии, диспут, в том числе и научно-исследовательское общество учащихся), изучить детально этапы организации исследования с обучающимися во внеурочное время, освоить логику построения исследовательской работы, обратить внимание на работу с методологическим и научным аппаратом.
Работа с содержанием второго раздела «Организация проектной деятельности школьников в процессе обучения предмету», на наш взгляд, позволяет сделать заключение, что будущие студенты не в должной мере смогут освоить методику организации проектной деятельности с обучающимися. В связи с чем предлагаем рекомендовать внести коррективы, в частности:
- Расширить тему «Теоретические основы организации проектной деятельности учащихся при обучении предмету», добавив в содержание понятие «проектная деятельность», особенности данной деятельности, точнее определить виды проектов, представив типологию по разным показателям (по характеру доминирующей в проекте деятельности, по количеству участников, по длительности, по предметной области и т.д.), сравнить исследовательский проект и исследование.
- Познакомить студентов с возможными формами продуктов проектной деятельности, научить студентов определять эффективность проекта и описывать ресурсы.
- Обратить внимание на организацию группового проекта, управление работой группой и оценку результатов каждого участника группы.
- Изменить содержания разделов 2.2, 2.3, 2.4, обратить внимание не на требования к содержанию проектов, а на методику организации деятельности. Не понятна акцентуация авторов только на организации творческих и исследовательских проектов в наименовании подразделов.
- Пересмотреть содержание всего раздела программы, обратив внимание на методические аспекты организации проектной деятельности, выделить в том числе особенности управления групповым проектом (планирование, распределение обязанностей, оценивание и иные аспекты). Рассмотреть методические приемы, обеспечивающие эффективную организацию групповой и индивидуальной работы на разных этапах разработки проекта, в том числе через геймофикацию.
- Добавить в содержание материал об использовании цифровых инструментов для организации и сопровождения исследовательской и проектной деятельности учащихся на ключевых этапах организации работы как в индивидуальных, так и в командных формах реализации [5].
Далее обратимся к структуре основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) «Проектно-технологическая практика. Учебно-исследовательская и проектная деятельность школьников». Практика проводится в 6 семестре.
В результате прохождения практики у обучающихся планируется формирование следующих результатов освоения компетенций: способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений (УК-2), способность организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ОПК-3), способность формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов (ПК-4).
Перед началом практики руководитель выдает обучающемуся рабочий график (план) проведения практик, который включает индивидуальное задание и содержание учебной работы. Содержание заданий и виды учебной работы приведены далее:
- Разработать систему заданий для организации учебного исследования на уроках изучаемого предмета в 5-9 классах с использованием средств ИКТ (тему для каждого класса выбрать самостоятельно).
- Разработать конспект (технологическую карту) одного урока – учебного исследования на основе спроектированного задания из пункта 1.
- Разработать метапредметное задание для организации групповой проектной внеурочной деятельности учащихся при обучении изучаемого предмета в 5-9 классах (класс, тему выбрать самостоятельно). Определить роли, этапы работы и время выполнения проекта. Представить прогноз возможных результатов проекта.
- Разработать индивидуальное учебное исследование (исследовательский проект) по предмету с применением ИКТ для учащихся 5-11 классов для содействия в подготовке обучающихся к участию в конкурсах, интеллектуальных марафонах и ученических конференциях (класс выбрать самостоятельно). В проекте представить тему, методологический аппарат исследования, содержание исследования (план) и библиографический список.
- Защитить проект.
На основании проведенного анализа предложенного разработчиками содержания практики и требований современной ФОП, а также с целью улучшения результатов практики, позволим себе обозначить ряд рекомендаций:
- Предложить разработать студентам не только конспект урока – учебного исследования, но и иные формы организации исследовательской деятельности, отраженных в ФОП ООО (урок-эксперимент, мини-исследование в рамках выполнения домашней работы, урок-интерактивную беседу в исследовательском ключе) [4].
- Поскольку задание № 3 предусматривает планирование работы над проектом, целесообразнее в задании № 4 оставить задание на разработку индивидуального учебного исследования.
- В описании задания № 3 в рабочей программе следует расширить требования к паспорту проекта (проблема, оценивание и иное).
- Как вариант, добавить в практику задание на разработку проектной задачи на предметном содержании в рамках урока.
«Технологическая (проектно-технологическая) Учебно-исследовательская проектная деятельность школьников» (7 семестр) является логическим завершением проектно-технологической практики, практика проводится в образовательных организациях. Семестр для практики удачен для выполнения с детьми и исследовательских и проектных работ, так как основные научно-исследовательские конференции или конкурсы проектов проходят во 2 полугодии (8 семестр).
Однако, в качестве предложений можем рекомендовать следующие:
- В содержании задания № 2 предполагается студенту провести разработанное в ходе 6 семестра учебное исследование на уроке. Однако, в описании результатов выполнения задания появляется «учебное исследование или проект», что не предполагалось к разработке ранее. Тем более методика построения уроков-исследований и уроком с элементами проектирования отлична. Предлагаем рассмотреть рекомендации выше, добавить в практику в 6 семестре задания на разработку проектной задачи на предметном содержании в рамках урока.
- Задание № 3 предполагает презентацию не только паспорта проекта, но и полученные продукты. Но в рабочей программе курса «Учебно-исследовательская проектная деятельность школьников» описание форм продуктов проектной деятельности не представлено. Рекомендуем пересмотреть содержание курса с точки зрения соответствия содержанию практики и методики проектной деятельности.
Проведенный нами анализ ФОП ООО, ФГОС ВО, ОПОП ВО, учебных планов, основных профессиональных образовательных программ дисциплин и практик высшего образования позволяет сделать ряд выводов:
- На данный момент молодой учитель, приходя в образовательную организацию, не сможет в полной мере эффективно организовать учебно-исследовательскую и проектную деятельность из-за несоответствия между требованиями ФОП ООО к организации УИПД в школе, заявленным содержанием профессионального стандарта педагога, содержанием образовательных программ в системе высшего образования и реальным уровнем его профессионально-педагогической подготовленности.
- Система высшего образования предлагает студентам ряд дисциплин, направленных на формирование у них проектных и учебно-исследовательских компетенций. Однако анализ рабочих программ курсов показал необходимость пересмотра и корректировки с точки зрения целеполагания и содержания. Компетенции, необходимые для успешной организации УИПД в школе, выделенные нами в рамках изучения ФГОС ВО представлены в рабочих программах курсов не в полной мере.
- Методически правильно скорректированные программы курсов, качественно организованные практики в учреждениях высшего образования и школах, полученные знания и практические умения будут способствовать формированию профессиональной компетентности в области организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основной школе у молодых педагогов, выпускников 2027 года.
Список литературы
- КГПИ КемГУ : [сайт]. – Кемерово, 1995-2023 г. – Обновляется в течение суток. – URL : https://skado.dissw.ru/table/ (дата обращения : 03.12.2023). – Текст : электронный.
- Министерство образования и науки РФ: Приказ от 22 февраля 2018 г. N 125 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» : текст с изменениями и дополнениями на 08.02.2021. – Москва, 2022. – 12 с. – Текст : непосредственный.
- Министерство труда и социальной защиты РФ: Приказ от 18 октября 2013 г. № 544н об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : текст с изменениями и дополнениями на 5 августа 2016 года. – Москва, 2016. – 25 с. – URL : https://www.eduprofrb.ru/uploads/documents/docs/n-544n.pdf (дата обращения : 03.12.2023). – Текст : электронный.
- Федеральная образовательная программа основного общего образования [утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 16 ноября 2022 г. № 993]. – URL : https://707.su/fcm (дата обращения : 07.04.2023). – Текст : электронный.
- Минжулина, А. В. Цифровые инструменты для организации и сопровождения исследовательской и проектной деятельности учащихся в старшей школе / А. В. Минжулина, А. С. Обухов. – Текст: непосредственный // Исследователь, 2022. – № 3-4. – C. 25-46.
© Куртукова О. В., 2024